Сергей Стуканов, журналист, ведущий ток-шоу «Общественная волна» и «Киев-Донбасс», рассказывает о том, почему нет смысла распространять деятельность русскоговорящего государственного телеканала Дом, созданного для жителей ОРДЛО, на всю территорию Украины.
Вчера, 15 декабря, комитет ВРУ по правам человека принял решение включить в законопроект 4487 «О внесении изменений в Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» норму, запускающую вещание на всю Украину государственного русскоязычного телеканала. В соответствии с внесенными комитетом поправками, русскоязычный канал «Дом», созданный для вещания на оккупированные территории, должен распространить вещание на всю Украину, в составе так называемой универсальной программной услуги.
Как пишет Детектор медиа, «комитет исходит из того, что внутренне перемещенные лица проживают на всей территории свободной Украины, следовательно, предназначенные для них телепрограммы должны распространяться на все государство».
Друзья! Я не хочу сейчас говорить о том, что предлагаемая норма нарушает закон О языке и закон О телевидении и радиовещании, которым установлены четкие квоты для трансляции продуктов на негосударственные языки. Это очевидно.
Я не хочу также говорить о том, что это сомнительная идея — создавать государственный телеканал в стране, которая несколько лет назад удачно осуществила разгосударствление НСТУ и развивает общественное вещание. Это тоже очевидно.
Я, как бывший дончанин, хочу высказаться в контексте темы переселенцев. Считаю осуществление русификации под прикрытием соблюдения прав переселенцев цинизмом и кощунством высшего качества.
Дело в том, что это не имеет ничего общего с соблюдением прав переселенцев. Государство, будь откровенным, не слишком помогло переселенцам в 2014 году, как и в последующие годы. И если государство хочет помочь сегодня, в 2021 году, есть ряд возможностей и актуальных проблем — обеспечить жильем, создать рабочие места и т.д. Неначатый конец работы. Русскоязычный канал отнюдь не входит даже в топ-10 нужд переселенцев.
Сказать откровенно, даже если брать оккупированные территории, то сплошь русскоязычный телеканал выглядит мне очень сомнительной идеей. Доносить информацию до жителей оккупированных территорий нужно, в то же время следует понимать, что война с Россией идет прежде всего на полях идентичности, а язык является важным маркером идентичности. Поэтому я убежден, что продвигать на оккупированные территории нужно не только месседжи (на русском языке), но и украинский язык. Это стратегическая цель.
Что же касается переселенцев, переселившихся на свободные территории (большинство уже много лет назад), то при чем здесь вообще русский язык? Мы, выходцы из Донецка и Луганска, разве не граждане Украины? Не учили ли мы украинский язык? Мы что — из Ростова или Рязани переселились? Мы что – не такие же граждане, как все? Для нас что нужно создать отдельную языковую сегрегацию? Отдельный телеканал, отдельные школы, садики и т.д.
Напротив. Интеграция переселенцев должна включать приобщения к украинскому языку и культуре, к украинским контекстам, которых многие из нас были лишены на Донбассе. Живя на Донбассе, жаждущие украинской культуры должны были прилагать усилия, чтобы ее найти. А в 2014 году нас за украинский язык, знамена, взгляды просто убивали. И переехали мы на свободные территории в том числе, чтобы иметь возможность общаться на украинском и учить на украинском наших детей.
Следовательно, именно создание условий для переселенцев по вхождению в украинскую культуру является задачей большого государственного веса. Особенно это касается подконтрольных Украине территории Донбасса. Создайте, наконец, условия, чтобы Донбасс возвращался к украинскому языку. Как это было еще в 30–40-е, во времена перед тотальной русификацией края.
Поэтому, исходя из этого, я считаю, что всеукраинский русскоязычный канал якобы «для переселенцев» — это меня, как бывшего дончанина и украинца.
Призываю всех сознательных граждан выступить против этого кощунства. А всех депутатов не голосовать за такое безобразие.