Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров считает, что расширение Минского процесса включением темы возвращения Крыма является более целесообразным, чем создание нового формата переговоров, поскольку позволяет в едином контексте системно рассматривать все вопросы, связанные с восстановлением территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах.
Но этот вариант, по его мнению, труднее реализовать, потому что «западные партнеры хотят «быстрых» результатов по Донбассу», пишет ZN.UA.
При этом Чубаров предлагает брать пример с России — относительно толкования Минских договоренностей, целью которых было восстановление территориальной целостности Украины, а от западных партнеров требовать практических шагов в подтверждение их заверений, что они никогда не смирятся с оккупацией Крыма. Прежде всего, это отказ от формулы, что в отношении Донбасса и Крыма есть отдельные санкции.
«Буквально неделю назад некоторые наши партнеры говорили: «Мы не можем уходить от наших обещаний». Я сказал, что это ни в коей мере не есть уход от обещаний. Мы берем Минские договоренности, а там говорится о территориальной целостности Украины. Здесь вопрос интерпретации. Мы насытились за два года интерпретациями господина Путина! Давайте уже не будем никого обманывать. Мы считаем, что в вопросе восстановления территориальной целостности Украины, закрепленной Минскими договоренностями, есть и деоккупация Крыма», — сказал Чубаров.
Он напомнил, что идею о создании международной площадки для переговоров по возвращению Крыма Меджлис крымскотатарского народа обсуждает с лета 2015 года на всех встречах с ведущими мировыми политиками и с руководством Украины.
«Неизбежность обсуждения вопроса деоккупации Крыма очевидна для всех, в том числе, и для Владимира Путина. Категорически отвергая любые попытки даже упоминания о Крыме в контексте российско-украинского конфликта, Путин, тем не менее, готовится к жесткой схватке в надежде оставить за Россией Крым в обмен на уступки по всем иным требованиям Украины и международного сообщества. Инициатива президента Украины по созданию международного формата для переговоров по возвращению Крыма уже воспринята Россией «в штыки». Более того, я не исключаю громких демаршей и ультиматумов со стороны России с угрозами прервать диалог по урегулированию ситуации на Востоке Украины. В то же время, предложенные Украиной шаги — переговоры вместо войны — не могут не быть приняты международным сообществом», — считает глава Меджлиса.
20 января 2016 года Петр Порошенко подписал указ о создании службы по деоккупации Крыма в структуре представительства президента в АР Крым. Киев намерен запустить в 2016 году дипломатическую инициативу, направленную на восстановление украинского суверенитета над временно оккупированных полуостровом.
Санкции Запада против Москвы были введены в 2014 году несколькими отдельными пакетами из-за аннексии Россией украинского Крыма, а позже по причине поддержки пророссийских сепаратистов в Донбассе. В частности, в конце июля 2014 ЕС, а также США ввели экономические санкции в отношении РФ, касающихся энергетической, банковской и оборонной отраслей.
В конце 2015 года США расширили список физических и юридических лиц, в отношении которых были ранее введены санкции за их действия по дестабилизации в Украине. Совет Европейского союза также продолжил экономические санкции против России до 31 июля 2016 года.