Сотрудники спецслужб России допрашивали и пытали украинских активистов, задержанных в 2014 году в ходе оккупации Крыма так называемой «крымской самообороной», чтобы выбить у них признания о сотрудничестве с организацией «Правый сектор», якобы действующей на полуострове.
Об этом сообщил координатор движения «Евромайдан-Крым» Андрей Щекун в Шевченковском районном суде Киева на заседании по делу №761/9437/15-ц о факте вооруженной агрессии РФ против Украины.
Свидетельские показания украинского активиста, который 11 дней находился в плену российских спецслужб, опубликованы на сайте Общественного движения «Сила права».
Щекун рассказал, что 9 марта 2014 года вместе со своим коллегой Анатолием Ковальским был схвачен представителями «крымской самообороны» на Симферопольском железнодорожном вокзале, где они встречали переданную волонтерами из Киева посылку с национальной символикой, предназначенной для организованной активистами «Евромайдан-Крым» очередной акции протеста против захвата российскими оккупантами Крыма.
«На перроне меня узнали представители так называемой «крымской самообороны», схватили в тамбуре вагона и повели насильно в милицейский линейный участок при железнодорожном вокзале. Вместе со мной забрали и Анатолия Ковальского. Милиция забрала у нас паспорта и сказали подождать пока не придут старшие «самообороны»… Через некоторое время зашли двое в штатском и сказали, что они нас забирают. На мои обращения кто они, и что здесь происходит, они не отвечали», — сказал активист.
Он сообщил, что когда активистов повели на улицу, попытался сопротивляться однако был избит представителями «самообороны», которые затем поволокли его через весь перрон в микроавтобус, в который также привели и Ковальского. Активистам связали руки и замотали лица скотчем и в течении 10 минут везли в неизвестном направлении в неизвестное ему помещение.
«Меня допрашивали трижды так называемые «спецы». Во время первого допроса нас раздели полностью, сорвали крестики. Меня привязали к стулу голым — руки и ноги. К рукам и спине сверху наложили непонятные вещи, потом стало понятно, что это подключили электричество. Начали по телу водить ножом, сделали небольшой надрез на грудной клетке слева, в области сердца. Психологически давили, рассказывая разные ужасные истории и били в грудную клетку. Допрашивал сначала человек с кавказским акцентом… Потом зашел еще один, который командным тоном задавал вопросы… Первый допрос длился ориентировочно 30-40 минут… Во время двух допросов использовали электрический ток, били непонятным мне горячим предметом по спине. Когда я падал со стула и начинал терять сознание, электрический ток отключали и начинали бить сильно ногами в грудную клетку», — рассказал Щекун.
Он отметил, что подобные допросы, сопровождающиеся пытками проходили неоднократно. Его били по голове кирпичом, зставляли становиться на колени, сидеть на корточках. Позже начали обстреливать руки и ноги из пневматического оружия, произведя минимум 20-25 выстрелов с расстояния 4-5 метров. Две пули достали из левой руки активиста уже после его освобождения в Херсоне.
«Больше всего «спецов» интересовала информация о «Правом секторе»: фамилии активистов, пароли, явки, базы тренировок в Крыму. Создавалось такое впечатление, что они реально верили, что в Крыму существует эта организация и ведет активную деятельность. Никто из них не верил, что координатор «Евромайдан-Крым» не может быть не связан с организацией «Правый сектор». Кроме этого допрашивали о финансировании наших акций «Евромайдан-Крым», о моих личных финансах, о моей общественной деятельности и организации «Украинский Дом» (Щекун являлся ее руководителем — ред.)», — сообщил активист на суде.
Кроме того, в ходе допросов от активиста требовали признания о якобы попытке организовать срыв запланированного на 16 марта 2014 года так называемого «референдума» в Крыму.
«Эти лица старались говорить громко, командирским тоном, пытаясь скрыть акцент. Они задавали вопросы четко, кратко, максимально мало слов. Похоже велась видеосъемка допросов, пыток и истязаний. Это то, что я чувствовал, потому что глаза постоянно были завязаны все 11 дней плена. Больше всего вопросов ставил и одновременно пытал в составе «спецов» неизвестный с кавказским акцентом. Этот человек водил по моему телу ножом и говорил о различных неприятных вещах с пытками, подключал электричество, бил», — сообщил Щекун.
По его словам, задержанных украинских активистов несколько раз планировали обменять, однако 15 и 16 марта обмены срывались.
«Только 20 марта нас утром в 04:00 вывели из помещения и посадили в микроавтобус. И в Чонгаре около 07:00 утра нам открыли глаза и развязали руки в микроавтобусе. Зашел человек в штатском со списком, и нас вывели к нашим военным. Затем отправили в Херсонскую больницу. Затем активисты движения «Автомайдан» перевезли в больницу в Киев», — отметил Щекун.
Как сообщалось, в марте 2014 года Андрей Щекун вместе с еще одним украинским активистом — Анатолием Ковальским был похищен «самообороной Крыма» на вокзале в Симферополе. Их держали в подвале республиканского военкомата в Симферополе, подвергая пыткам и допросам. Добиваясь признаний в связях с «Правым сектором», Андрея пытали на электрическом стуле и расстреливали с близкого расстояния из травматического оружия. 20 марта Щекуна, Ковальского и других пленных вывезли за пределы Крыма, обменяв на задержанных украинскими военными российских диверсантов. Крымские активисты вынужденно проживают теперь на территории материковой Украины.