После захвата Крыма российскими войсками на полуострове в спешке начинает создаваться новая «власть». В первый состав незаконного «правительства Крыма» вошел главный врач Республиканской больницы им.Семашко Петр Михальчевский, возглавивший «министерство здравоохранения». Долго на этой должности он не пробыл — всего четыре месяца, после чего «глава Крыма» Сергей Аксенов «посоветовал» Михальчевскому написать заявление об уходе. Его обвинили в растрате средств гуманитарной помощи от России. 16 июня 2014 года Михальчевский покидает кресло «министра», а позже — и сам Крым, переезжая на материковую Украину. Спустя два года, его «обнаруживает» СБУ. Прокуратура АРК сообщает ему о подозрении в госизмене, а суд избирает мерой пресечения арест на один месяц. Не исключено, что по мере расследования количество преступных эпизодов в подозрении возрастет. Центру журналистских расследований удалось найти документальные подтверждения некоторым действиям «министра» Михальчевского, которые могут быть квалифицированы как преступные.
На посту «министра»
27 февраля в захваченной российским спецназом ВР Крыма депутаты при отсутствии кворума голосуют за отставку премьер-министра Анатолия Могилева. На его место назначают Сергея Аксенова и утверждают новый состав Совета министров.
Все эти действия противоречат Конституции Украины и АР Крым, поскольку отставка и назначение председателя правительства автономии требует согласования с президентом Украины. Его обязанности в то время исполнял Александр Турчинов и он не давал согласия на смену главы правительства АРК.
Петр Михальчевский возглавил «министерство здравоохранения Крыма». Его деятельность на этой должности заключалась в скорейшем переходе крымской медицины в правовое поле России, о чем он сам заявлял в многочисленных интервью местным и российским СМИ.
При этом Михальчевский уточнял: бесплатная медицинская помощь будет оказана только при наличии российского гражданства, тем самым побуждая людей к получению российских паспортов. По словам правозащитников, политика, при которой медицинская помощь доступна только гражданам РФ, а не всем жителям оккупированной территории, является дискриминационной и нарушает международное гуманитарное право.
«Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны четко запрещает оккупирующей державе, России в данном случае, использовать любую дискриминационную практику в любых правах, которые закреплены в международных документах. Более того, российская власть как оккупирующая власть должна обеспечить равные условия для тех людей, которые находятся сейчас под ее властью, в том числе, это касается сохранения жизни и здоровья людей», — сказала Центру журналистских расследований координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.
Вместе с этим, непредоставление медицинской помощи жителям Крыма из-за отсутствия российского паспорта — также прямое нарушение законодательства Украины, которое могло происходить при содействии Михальчевского.
Признаки дискриминации жителей Крыма, которые отказались брать российские паспорта, содержатся не только в заявлениях Михальчевского — они закреплены в документах, которые разрабатывались и принимались «министром здравоохранения». В частности, это приказ «министерства здравоохранения» от 25 мая 2014 года «О порядке направления граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, для оказания специализированной медицинской помощи», которым был утвержден соответствующий порядок. В документе указано, что для получения специализированной медпомощи крымчанину необходимо предоставить копию паспорта гражданина Российской Федерации.
Тайный «патриот России»
До публикации Центром журналистских расследований статьи «Михальчевский и «Патриоты России» вне поля зрения общественности оставалась политическая деятельность экс-«министра». По данным российского госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Михальчевский является одним из учредителей крымского регионального отделения политической партии «Патриоты России». Ее крымская ячейка была зарегистрирована 23 мая 2014 года. Возглавлял КРО в то время Сергей Донич, «вице-премьер Крыма» и покровитель Михальчевского.
Адвокаты Михальчевского считают, что членство их подзащитного в российской политической партии не является государственной изменой, а скорее говорит о его «мягкотелости» или даже «подлости».
«Участие в партии, тем более незаконно созданной, также не может свидетельствовать о том, что это преступление — госизмена. Это некое действие, которое можно оспаривать с точки зрения закона, это тоже подтверждает его моральную сторону как человека, его может быть где-то мягкотелость, уступчивость, наивность, может быть где-то и подлость, но в любом случае, это не преступление, о котором говорит прокуратура. Это не госизмена», — считает адвокат Михальчевского Артем Юзефович.
Смена прописки и арест
Петр Михальчевский успел проработать «министром здравоохранения Крыма» всего четыре месяца. 10 июня 2014 года назначенный Кремлем «глава Крыма» Сергей Аксенов «посоветовал» Михальчевскому, другим руководителям «Минздрава» и главврачам республиканских больниц написать заявление об уходе. Все руководство «министерства» обвинили в том, что они растратили средства гуманитарной помощи из России, а также берут с крымчан плату за лечение под видом благотворительных взносов. После увольнения Михальчевский продолжал жить и работать в аннексированном Крыму еще в течение года. В это время он оперировал в клинике «Генезис» в Симферополе (принадлежит бывшему министру здравоохранения Украины Андрею Пидаеву и экс-финистру финансов АРК Михаилу Виткову), о чем сообщается на сайте клиники.
В августе 2015 года бывший «министр здравоохранения» Крыма переехал на материковую Украину. Через год он зарегистрировал право собственности на дом и земельный участок в Скадовске Херсонской области. По данным госреестра, они достались ему на основании договора купли- продажи. Однако, как выяснили корреспонденты Центра журналистских расследований, этот дом — родителей Михальчевского, в нем и сейчас живет его мать.
По сути, Михальчевский переоформил на себя родительский дом. Возможно, для того, чтобы сменить крымскую «прописку» на херсонскую, что могло облегчить получение загранпаспорта, визы или кредита в банке (обладатели крымской регистрации, как известно, ограничены в правах статусом нерезидента). Как сообщали адвокаты, в 2017 году Михальчевский обращался в орган МВД , где получил справку об отсутствии судимости, и в этом же году семья выезжала на отдых заграницу. Это дает защите основания говорить о том, что ни в каких базах Петр Михальчевский не состоял и правоохранители его не разыскивали.
В прокуратуре АРК уточняют: уголовное производство о госизмене крымских чиновников было открыто в 2015 году. Данные о Михальчевском были внесены в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) в 2016 году. 5 января 2018 года СБУ сообщила о том, что обнаружила в Киеве Петра Михальчевского. По нашей информации, обнаружен он был гораздо раньше, но с обыском сотрудники СБУ и прокуратуры АРК пришли, когда уже была собрана необходимая оперативная информация.
Во время обыска в киевской квартире Михальчевских были изъяты паспорт гражданина России и «служебное удостоверение» с подписью «главы Крыма» Сергея Аксенова. Примечательно, что Михальчевский при этом не был задержан, а приехал в прокуратуру АРК и подписал врученное ему подозрение в совершении преступления по статье 111 УК Украины «государственная измена».
8 января Херсонский городской суд избрал меру пресечения бывшему «министру здравоохранения Крыма» — один месяц ареста. Представители прокуратуры АРК настаивали на аресте Михальчевского на 60 суток. Однако суд назначил ему арест сроком на 30 дней. Такое решение судья обосновал тем, что Михальчевский имеет постоянное место жительства и работы в Киеве, на его иждивении находится несовершеннолетний сын и нетрудоустроенная мать, а также тем обстоятельством, что уголовное производство было открыто еще в 2015 году и его расследование уже должно было быть завершено.
Выборочное правосудие?
Между тем сомнения у крымской общественности вызывают и другие обстоятельства дела Михальчевского. Они непосредственно связаны с делом другого арестанта и уже подсудимого экс-«депутата» Крыма Василия Ганыша. И у Михальчевского, и у Ганыша свидетелем со стороны обвинения выступает еще один бывший член «правительства» Аксенова — бизнесмен Ленур Ислямов, которого не привлекают к ответственности за участие в незаконном органе власти аннексированного Крыма.
«На сегодняшний день со стороны жителей Крыма возникают обоснованные вопросы — почему есть люди, которые работали в органах оккупационной «власти» и об этом известно, например, Ленур Ислямов, но в отношении него нет вопросов у украинской власти? А может есть, но мы об этом не знаем. И почему действиям Михальчевского дается такая четкая оценка и его сразу же берут под стражу. Естественно, у людей возникает вопрос о предвзятости», — отмечает координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.
В прокуратуре АРК уверяют: неприкасаемых нет, расследуется деятельность всех без исключения членов незаконных «правительства» и «парламента» Крыма.
«По мере получения доказательств и их оценки, будут приниматься процессуальные решения, в том числе, и по привлечению лиц к уголовной ответственности … Неприкасаемых у нас нет, никакой избирательности нет. И как только будут получены доказательства относительно того или иного лица (а работа в этом направлении продолжается), это будет оцениваться следователями и прокурорами, которые будут решать вопрос о привлечении к ответственности», — говорит заместитель прокурора АРК Александр Удовиченко.
Правозащитники настаивают: несмотря на справедливые требования общества по наказанию виновных в содействии оккупации Крыма и преступлений, которые за ней последовали, правоохранительные органы должны оставаться объективными и беспристрастными, соблюдать не только национальное законодательство, но и нормы международного права. Иначе Украина не сможет получить решения международных судов в свою пользу.