Закон о свободной экономической зоне «Крым» на оккупированной территории действует уже три с половиной года. Практика его применения родила ему много негативных определений: дискриминационный, коррупционный, лоббистский и даже коллаборационистский. За первый год существования фейковой свободной зоны на территорию оккупированного Крыма было поставлено товаров на более миллиард долларов. Поток этой гуманитарной помощи оккупантам остановила Гражданская блокада Крыма, активисты которой выступали против поставок украинских товаров на оккупированный полуостров. Тогда президент Петр Порошенко пообещал, что закон будет отменен. Однако обещания главы государства затянулись на два с половиной года. Закон о свободной экономической зоне «Крым» до сих пор действует, нарушая права крымчан и обеспечивая страну-агрессора инвестициями граждан страны-жертвы.
При принятии закона об оккупации Донбасса поправка об отмене СЭЗ «Крым» не была поддержана. Народный депутат и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров настоял на создании рабочей группы Комитета ВРУ по налоговой и таможенной политики о внесении изменений в закон о СЭЗ «Крым». Первое заседание группы состоялось 9 февраля. Среди приглашенных были правозащитники, эксперты, общественные деятели и журналисты: координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник, юрист УХСПЧ Дарья Свиридова, экономический эксперт Фонда «Майдан иностранных дел» Юрий Смелянский, лидер Всеукраинского правозащитного движения «Сила права» Андрей Сенченко, главный редактор ИА «Центр журналистских расследований» Валентина Самар и другие. Представители общественных организаций настаивали — закон надо немедленно отменять, а необходимые для регулирования налогового, валютного, миграциного режимов поправки внести в соответствующие законы и кодексы.
Фото: investigator.org.ua
«Начиная с названия, и заканчивая каждой нормой этого закона, его надо отменять. Потому что каждая норма или противоречит действующему законодательству и международным нормам, или создает правовые коллизии. Поэтому полностью согласна с тем, что нужно отменять закон», — отметила Ольга Скрипник.
Одна из главных проблем, которую принес с собой закон о СЭЗ «Крым» — это статус нерезидента, которым наделены граждане Украины с крымской регистрацией. Фактически граждане Украины приравнены к иностранцам в своем государстве. Постановление Национального банка Украины №699, принятое во исполнение закона, ограничила крымчан в возможности пользоваться основными банковскими услугами: открытие счетов, обмен валюты, осуществление выплат и тому подобное.
«Складывается ситуация, что у гражданина РФ, который здесь легально находится и имеет налоговый номер, у него полномочий, прав в банковский учреждении больше, чем у меня как гражданки Украины. Это просто невозможно никому объяснить, особенно нашим европейским партнерам, вообще этого не понимают. По всем международным нормам, это дискриминация», — в который раз подчеркивает Скрипник.
Логику в действиях законодателей и их вдохновителей, конечно, искать трудно. Крым — и оккупированная, и свободная зона одновременно. И территория Украины, доходы на которой приравняли к иностранным источникам. Теперь этим и оправдываются. Мол, согласно законодательству Украины, резидент, который получает налоги с иностранных источников, обязан декларировать их в стране. Это было невозможно сделать, потому крымчан и признали нерезидентами, чтобы они не декларировали свои налоги, доходы и имущество, находящиеся в Крыму. Но возникает вопрос — с каких пор Крым стал «иностранным»?
Еще одна важная проблема, которая не поддается логической аргументации. Зачем на админгранице с Крымом стоят таможенные посты, если перемещение товаров запрещено?
«Надо сказать, что единственное, что работает по этому закону — это возможность выдавать товары, производимые на оккупированной территории в Крыму, за товары, произведенные на свободной территории страны. А потом поставлять их на экспорт, обходя международные санкции», — подчеркивает Андрей Сенченко.
Эксперты друг за другом указывают на противоречия в законе о СЭЗ «Крым» и отсутствие правовой логики. Если сейчас президент Порошенко подпишет закон об оккупации части Донбасса, то значит ли это, что там также надо вводить режим свободной экономической зоны?
Закон о СЭЗ «Крым» подрывает режим западных санкций, введенных за аннексию Крыма, и укрепляет страну-агрессора. Однако в то же время такая деятельность украинского бизнеса в Крыму — вполне соответствует украинскому законодательству. Так, уже полтора года успешно работает схема поставок ильменита на завод «Крымский Титан» олигарха Дмитрия Фирташа через закрытые Украины порты оккупированного Крыма. Стивидорная компания «Авлита» Рината Ахметова обслуживает суда-нарушители, которые заходят в подсанкционный, закрытый Украиной порт Севастополя, нагружая их зерном и металлом для незаконного экспорта из Крыма.
С одной стороны, Украина просит Запад усилить санкции, с другой — сама продолжает бизнес с оккупантом и подрывает действие санкций. При этом такая деятельность украинского бизнеса абсолютно законная с точки зрения закона о свободной экономической зоне.
«Позволяя украинским резидентам использовать свои экономические активы на оккупированной территории в рамках деятельности свободной экономической зоны, мы фактически позволяем украинским резидентам осуществлять финансовую поддержку оккупанта для того, чтобы он и в дальнейшем смог вести войну против Украины», — объясняет Юрий Смелянский.
Давая зеленый свет бизнесу олигархов на оккупированном полуострове, правительство Арсения Яценюка дополнительно дискриминировало граждан Украины из Крыма. Постановление №1035 Кабинета министров приравняло личные пожитки людей при пересечении админграницы к товарам. И отменить эту несправедливость удалось только через суд. Задача постановления было в том, чтобы остановить экономические отношения с оккупированной территорией. Ограничения не должны были касаться личных вещей граждан из Крыма при переезде и средств производства при эвакуации бизнеса.
«Этот порядок должен описывать экономические отношения. Но он описал выходит за пределы экономических отношений, то есть предпринимательских, а касается личных прав граждан», — напоминает Сергей Мокренюк.
Постановление КМУ запрещало гражданам провоз через админграницу с Крымом практически все необходимые вещи. Доходило до абсурда — люди не могли провезти свою собственную собаку или бабушкин сервиз. Но при этом к провозу разрешалась печатная машинка, калькулятор и бинокль.
И только 14 июня 2017 Административный апелляционный суд Киева признал незаконным и недействительным пункт первый постановления Кабинета министров №1035. Эта норма была отменена по иску правозащитников из Украинского Хельсинского союза по правам человека.
Во время заседания рабочей группы в Комитете по налоговой и таможенной политики становится понятно — некоторые законодатели даже не осознавали глубину проблемы, которую создал закон о СЭЗ «Крым».
Следующее заседание рабочей группы парламентского комитета по налоговой и таможенной политики назначено на 16 февраля. Правозащитников и общественных деятелей вновь пригласили на обсуждение и попросили подготовить варианты путей решения проблемы.
Между тем, один из авторов закона о СЭЗ «Крым» — бывший нардеп Сергей Терехин уже передал председателю комитета свои предложения: не отменять закон и режим свободной экономической зоны в целом, а лишь некоторые пункты в переходных положениях. Как говорится, немного переставить мебель.