Безвиз для оккупированных

Публикации
Фото: investigator.org.ua

Почти год прошел с того дня, когда Украина получила безвизовый режим со странами Евросоюза. Оформить документ, открывающий путь в Европу, можно в Государственной миграционной службе Украины. Год назад президент Украины Петр Порошенко заявил, что граждане из оккупированных территорий также смогут воспользоваться преимуществами безвизового режима. После этого крымчане массово начали обращаться в миграционную службу Украины, чтобы получить биометрический паспорт. Больше всего таких обращений в Херсонской области. С какими препятствиями они столкнулись за этот год и по каким причинам получали отказ? Подводные камни административной услуги для жителей Крыма исследовал Центр журналистских расследований.

Сегодня отказ крымчанам в получении биометрического паспорта становятся распространенной практикой. По словам юристов Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ), есть несколько причин, по которым жителям полуострова отказывают в миграционной службе. И первая из них — некомпетентность чиновников. Правозащитники УХСПЧ утверждают, что неоднократно сталкивались со случаями, когда в миграционной службе крымчанам отказывали в оформлении биометрического документа из-за «двойного гражданства».

«Крымчане часто слышат, что у них так называемое двойное гражданство — а именно, гражданство РФ, поэтому они якобы потеряли право на получение украинского паспорта. Это очевидная ложь, так как в законе об оккупированных территориях прямо предусмотрено, что гражданство, полученное в оккупированном Крыму, является принудительным, недействительным и не влечет за собой никаких правовых последствий. Также крымчанам могут ставить незаконное требование получить статус внутренне перемещенного лица, прописаться на материке или прожить на материке минимум полгода», — рассказывает Анна Рассамахина, юрист УХСПЧ.

Анна Рассамахина, юрист Украинского Хельсинкского союза по правам человека. Фото: investigator.org.ua

В таких случаях правозащитница советует требовать у чиновников письменный отказ. Если за свои слова чиновники не несут никакой ответственности, то в письменном виде ни один из них не откажет крымчанину в загранпаспорте из-за «двойного гражданства».

Мотивированные же отказы случаются, прежде всего, из-за неосведомленности людей относительно необходимых документов.

«Как правило, проблема возникает еще в самом начале подачи документов. Отказывают в приеме документов из-за неполного перечня документов, или же могут позже отказать в выдаче паспорта для выезда за границу. Человек должен быть проинформирован о том, какие документы ему нужно привезти. Когда были внесены изменения в перечень документов, люди об этом просто не знали, а как следствие — у них не принимали документы», — объясняет Ольга Курышко, юрист ОО «КримSOS».

Ольга Курышко, юрист ОО «КрымSOS». Фото: investigator.org.ua

За пределами Херсонской, Донецкой и Луганской областей чиновники мало осведомлены о статусе временно оккупированных территорий и о том, какие нормы законодательства применять, если крымчане или дончане обратились за какой-либо административной услугой.

В частности, есть определенные особенности в проведении дополнительной идентификации личности крымчанина, которую еще называют «спецпроверкой». Зачем она вообще нужна? Проблема в том, что все архивы, которые подтверждают подлинность этих документов, хранятся только по месту их выдачи, то есть, в нашем случае, на оккупированных территориях. А подделать бумажный паспорт гражданина Украины — дело не из сложных, так как этот документ имеет очень низкую степень защиты.

«Когда через линию соприкосновения или из-за границы приезжает человек с бумажным паспортом Украины старого образца, нет никакой возможности установить, был ли этот паспорт действительно выдан ему пять лет назад Украиной, законен ли он, или этот паспорт был сделан неделю назад в лаборатории ФСБ», — говорит Анна Рассамахина.

По словам правозащитницы, такие нормы по подтверждению личности существовали задолго до оккупации. Этот порядок применялся, если по какой причине нельзя было установить личность человека. Но прежде это были исключительные случаи — например, когда нашли человека с потерей памяти, или когда сгорел архив отдела миграционной службы. Теперь с этой громоздкой процедурой столкнулись тысячи людей.

Оформление биометрических паспортов. Фото: investigator.org.ua

Какие дополнительные документы необходимо иметь с собой крымчанину? Наиболее удачный вариант — водительские права нового образца или загранпаспорт Украины, полученный после 2007 года.

«Такие документы означают, что фото человека внесены в Единый государственный электронный реестр. Эти архивы не находятся на оккупированных территориях, оккупация на них никак не повлияла. И доступ к фотографии человека можно получить в любом отделе миграционной службы на территории страны», — рассказывает Анна Рассамахина.

Однако не все могут похвастаться наличием водительских прав или загранпаспорта нового образца. В этом случае есть еще несколько способов доказать подлинность своего паспорта. Если человек учился в вузе или служил в армии на материке, можно запросить личное дело, сверить с фотографией и установить личность человека.

Всем остальным остается вариант установления личности подтверждением свидетелей. Это могут быть родственники или соседи. Родственники, которые способны подтвердить родство, соседи — зарегистрированные рядом с адресом, по которому зарегистрирован сам человек. Но свидетелям нужно приезжать «на материк» лично. Подтвердить личность, находясь на оккупированной территории, невозможно.

Очередь на пограничном контроле. Фото: investigator.org.ua

Случается, что украинские спецслужбы, охотясь на диверсантов из оккупированных территорий, позволяют себе прямо нарушать права человека.

«СБУ приходит в миграционную службу и вполне серьезно спрашивает у крымчанина, не получал ли он паспорт РФ, не находится ли он в какой-то диверсионной группе. Это незаконно. Это говорит о том, что миграционная служба несанкционированно передала персональные данные человека, который к ним обратился, в Службу безопасности Украины», — предостерегает Анна Рассамахина.

Законами Украины не предусмотрен такой способ передачи данных, а потому человек имеет полное право отказаться отвечать на вопросы и не показывать копию своего крымского паспорта. Правозащитники УХСПЧ рекомендуют пожимать плечами и требовать показать законодательную норму, которая обязывает предоставлять в Украине выданный в аннексированном Крыму паспорт.

Получение номера в очереди паспортного сервиса. Фото: investigator.org.ua

За последнее время в Украине участились случаи коррупции в процессе выдачи биометрического документа, утверждают правозащитники. Происходит это в большинстве случаев в Чаплинке, Каланчаке и Геническе, которые расположены ближе к административной границе с оккупированным Крымом. Неоднократно правозащитники, работающие с крымчанами, слышали жалобы, в миграционных службах в этих населенных пунктах преобладают так называемые посредники, которые оформляют документы без присутствия граждан, а те, кто приезжает в обычном порядке, не могут пробиться в очереди.

Пресс-секретарь Миграционной службы Украины Сергей Гунько говорит, что статистика по получению крымчанами биометрических паспортов не ведется. Однако можно говорить о десятках тысяч паспортов, полученных жителями оккупированных территорий Крыма и Донбасса.

«На сегодняшний день, начиная с 2014 года, то есть фактически с начала оккупации Автономной Республики Крым, оформлено для крымчан 97000 загранпаспортов и более 6700 ID-карточек. Эта цифра в 97000 включает как биометрические документы, начиная с апреля 2015 года, так и документы без чипа, которые можно было оформлять до 2016 года », — говорит Сергей Гунько.

Правозащитники называют ситуацию по паспортизации крымчан непростой. С одной стороны, необходимо, чтобы процедура получения паспорта для жителей оккупированных территорий была как можно проще и доступнее. Но с другой стороны, если не проводить дополнительную идентификацию крымчан, то вскоре украинские документы будут получать в том числе и те, кто на это никаких прав не имеет.