Хорошая новость: ПриватБанк погасил в прошлом году по решениям судов почти 10 % своего долга крымским вкладчикам. Блокировка вкладов жителей аннексированного Крыма произошла в 2014 году, после незаконной аннексии полуострова Россией, тогда же банк передал право требования по вкладам ФК «Финилон». Попытки добиться выплаты вкладов в судебном порядке блокировались решениями судов по заявлениям ПриватБанка, которые запрещали исполнительной службе принудительно взыскивать средства с банка. Шанс вернуть свои деньги у крымских вкладчиков появилась после национализации ПриватБанка и прихода новой администрации. В результате договор банка с ФК «Финилон» был признан ничтожным, а сам ПриватБанк – надлежащим должником по выплатам вкладов крымчанам.
О том, как протекает выплата вкладов и как поступить тем, кто пока еще не решился взыскать с ПриватБанка свои деньги, специально для Центра журналистских расследований рассказал Дмитрий ДУГИНОВ, адвокат, председатель ОО «Совет по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг (вкладчиков и заемщиков)».
В марте 2014 года ПриватБанк заблокировал счета, которые открывались и обслуживались его отделениями на полуострове. Был прекращен доступ и остановлены любые операции по депозитным, текущим, социальным счетам физических и юридических лиц — крымских клиентов банка. Заблокированными оказались 8,2 млрд гривен, принадлежавших более чем 800 тысячам физических и юридических лиц.
Прошло четыре года и лед, наконец, тронулся. Согласно свежим статическим данным, полученным от от ПриватБанка в ответ на запрос Совета по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, за 2017 год по искам о взыскании средств по договорам, заключенным на временно оккупированной территории АР Крым и г. Севастополя, было исполнено судебных решений на общую сумму 16 331 343,85 грн, 4 014 465,61 долл. США, 909 701,84 Евро и 5041,8 рублей.
В августе прошлого года исполняющая обязанности председателя правления ПриватБанка Галина Пахачук сообщила, что на тот момент возмещению подлежали около 1,6 млрд грн., отсуженных у банковского учреждения. Она же озвучила намерения банка начать добровольные выплаты в ближайшем времени.
Таким образом, спустя десять месяцев мы подводим обнадеживающий итог: банк погасил почти 10% своего долга по крымским вкладам на основании решений судов, которые вступили в законную силу. Даже такой незначительный процент — это большой прогресс.
Кроме того, мы подтверждаем и то, что озвученные г-жой Пахачук планы относительно начала добровольного возмещения денежных средств банком уже претворяются в жизнь. На сегодня подавляющее большинство обратившихся в Совет уже получили свои деньги.
Итак, мы можем говорить, что банк активно возвращает деньги. Но как и кому? Этот вопрос заботит всех, кто все еще остается в списке ожидающих.
В сентябре 2017 года на встрече с первым заместителем Министра финансов Украины, членом наблюдательного совета ПриватБанка Оксаной Маркаровой мы обсудили острые вопросы, связанные с политикой уже государственного ПриватБанка в отношении «крымских вкладов». В ходе этой встречи госпожа Маркарова заверила нас в том, что государство знает о проблеме и занимается ею, но при этом подтвердила позицию о том, что единственным вариантом получения вкладов «крымскими» клиентами ПриватБанка является вступившее в силу решение суда о взыскании средств. Другие варианты, как банком, так и Министерством финансов Украины, на сегодняшний день не рассматриваются.
Стоит отметить, что банк возвращает долги как посредством исполнительной службы, так и в добровольном порядке. Но требование о наличии у клиента решения суда, вступившего в силу, является обязательным в обоих случаях.
Итак, если у клиента такое решение на руках, значит пришла пора искать способ это решение исполнить.
К слову, с недавнего времени все исполнительные производства по крымским вкладам, должником в которых фигурирует ПриватБанк, были переданы в Департамент государственной исполнительной службы в Киеве.
Если вы уже судитесь — вы на верном пути к достижению цели. Наберитесь терпения и идите до конца. По общему правилу, без прохождения трех инстанций не обходится практически ни один процесс.
Но что делать тем, кто даже не начал судиться? Парадоксально, но таких «латентных» пострадавших достаточно много. Это продиктовано многими факторами: от неуверенности в возможности подтвердить свою позицию в суде и выиграть у банка процесс — до неверия в судебную систему и нежелания влезать в многолетнюю судебную тяжбу.
Имея за плечами более 40 успешно проведенных процессов по делам о крымских вкладах, я намерен вселить оптимизм в отношении судебного пути решения вопроса.
Возможно ли выиграть у банка?
На сегодня судебная статистика по делам о крымских вкладах складывается в пользу клиентов банка с очень убедительным отрывом.
А если у меня не хватает подтверждающих документов?
Действительно, из-за неоднозначной практики оформления отношений с клиентами, которая формировалась ПриватБанком в течение многих лет (отсутствие договоров, мокрых печатей, ЕЦП на квитанциях и прочего), в ходе процесса возникает достаточно много вопросов к документам, которые находятся на руках у истцов. Это массовая проблема.
Однако существует практика, сформированная благодаря усилиям адвокатов, правозащитников и самих клиентов, уже преодолевших этот путь. Огромнейшее значение в таких делах играет тактика адвокатского расследования. Для каждого клиента, несмотря на общую схожесть дел, приходится восполнять недостающие ему данные, и это делает тактику абсолютно индивидуальной. Основная работа адвоката здесь происходит на досудебном этапе. В суде дело лишь за мастерством презентации собранных ранее доказательств, опровергающих доводы банка.
«Это будет длиться вечно!»
Пожалуй, до декабря прошлого года это утверждение было справедливым. Но со вступлением в силу нового процессуального законодательства, государство дало нам надежду на то, что право на справедливое и публичное рассмотрение дела в течение разумного срока, наконец, перестанет быть декларативным. Новыми кодексами установлено, что в судах первой инстанции граничный срок рассмотрения дела составляет 125 дней для общего и 65 дней для упрощенного производства (как в гражданском, так и в хозяйственном суде). В одном из процессов на прошлой неделе судья назначила следующее заседание в деле всего через два дня. Это действительно вселяет надежду, ведь к тому заседанию при старых кодексах мы шли без малого два года.
«Я все таки подожду»…
А вот этого мы делать категорически не рекомендуем. Если у вкладчика есть хоть малейшее желание бороться за свои деньги, нужно начинать процесс сегодня. Ведь помимо позитивных моментов, описанных выше, существует один существенный риск, о котором уже говорят открыто. ПриватБанк будет продан в течение пяти лет. Об этом в начале февраля 2018 г. заявил министр финансов Украины Александр Данилюк. Как изменится политика банка, снова отошедшего в частные руки, спрогнозировать не сложно.