Арсен Жумадилов: «Крым переходит к национально-территориальному принципу устройства автономии»

Публикации
Арсен Жумадилов, глава ОО «Крымский институт стратегических исследований», советник главы Меджлиса Фото: investigator.org.ua

Рабочая группа по подготовке предложений по изменениям в раздел Х Конституции Украины («Автономная республика Крым») после года работы утвердила окончательный вариант текста предложений и готова передать его Конституционой комиссии. Решение вопроса о смене статусе Крыма происходит в то время, когда территория полуострова аннексирована Российской Федерацией. Рабочая группа работала в направлении, определенном заявлением президента Украины Петра Порошенко, в котором он признал право крымскотатарского народа на национально-территориальную автономию.

О решениях, принятых рабочей группой, которые могут стать базовыми для определения будущего Крыма, рассказал в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» Арсен ЖУМАДИЛОВ, директор Крымского центра стратегических исследований и эксперт рабочей группы. (Телепроект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская от 15 мая 2018 года)

Валентина Самар: Добрый день, Арсен! Вы — один из тех, кто принимает непосредственное участие в заседаниях рабочей группы, которая уже наработала проект о статусе полуострова Крым,  уже направленный в Конституционную комиссию. Расскажите о самой процедуре дальнейшей работы: как она видится, как планируется, с какими временными промежутками тот или иной этап должен наступить?

Арсен Жумадилов: 11 Мая 2017 года по инициативе президента Украины была создана рабочая группа для наработки изменений в раздел 10 Конституции Украины — «Автономная Республика Крым». Конституционная комиссия приняла решение о создании такой рабочей группы, и она начала свою работу. Президент 18 мая 2017-го года именно с этим месседжем вышел на публику и сказал, что он инициировал работу такой рабочей группы. И ровно через год после того, как было принято решение о ее создании, группа приняла окончательный текст, и этот текст будет передан в секретариат Конституционной комиссии для того, чтобы секретариат инициировал созыв Конституционной комиссии.

Мы надеемся, что эта Конституционная комиссия будет созвана уже в мае или в начале июня для того, чтобы рассмотреть наработанный проект, и поддержит его. Чтобы уже на День Конституции президент Украины мог сказать, что есть целостный, качественный, поддержанный конституционной комиссией текст, который он готов вносить на очередную сессию Верховной Рады Украины. Я думаю, что это внесение состоится осенью.

Валентина Самар: Поговорим о содержании. Итак, раздел Х Конституции Украины, который называется «Автономная Республика Крым». Как он будет выглядеть и каким образом он будет меняться?

Арсен Жумадилов: Мы публично заявили об основных принципах, которые заложены в этом тексте, еще в марте на встрече Меджлиса крымскотатарского народа и с дипломатами, аккредитованными в Киеве.

Есть несколько принципиальных моментов. Мы говорим, что Автономная Республика Крым от территориального принципа своего образования переходит к национально-территориальному принципу образования. Источником особого статуса этой территории является право крымскотатарского народа на самоопределение как коренного народа в Украине. Это статья, с которой начинается этот раздел, и это принципиально важно. Почему? Потому что это означает, что все те отличия в государственном управлении, в функционировании органов местного самоуправления, в других общественных сферах жизни, которые есть в Крыму, связаны не с тем, что кто-то хочет себе создать «заповедник крымскотатарского коммунизма», а с тем, что крымские татары являются коренным народом Украины, они имеют определенную специфику, которую надо поддержать со стороны государства, учесть для того, чтобы народ мог чувствовать себя адекватно на этой земле.

Валентина Самар: Как будет называться раздел Х?

Арсен Жумадилов: Рабочее название, которое мы предлагали как подгруппа, было название «Крым». Также были мысли, что стоит оставить название «Автономная Республика Крым». Но на рабочей группе, которая очень активно собиралась в течение апреля и мая, было принято название «Крымская автономия». То есть, убирается слово «Республика» как такое, что вызывает очень много вопросов, на которые не всегда корректная ответ — кроме того, что так исторически сложилось. Сейчас есть политическая воля, есть правовые основания для того, чтобы отказаться от слова «Республика», и от него, видимо, откажутся. Поэтому будет «Крымская автономия» — это название, которое рабочая группа пока передает в конституционную комиссию.

Валентина Самар: Как вы формулируете первую статью?

Арсен Жумадилов: Она будет расширена, в статью 134 будет добавлена вторая часть, отражающая принцип, по которому источником особого статуса Крымской автономии является право крымскотатарского народа на самоопределение как коренного народа в Украине. Также остается первая часть, где говорится о том, что эта автономия является составной частью Украины.

Затем мы переходим к следующей статье, в которой есть новация. Все по тексту остается так, как есть, кроме того, что: после слов («Конституцию Крыма» — Ред.) «Принимает ВР АРК» и до «утверждает ВР Украины» добавляются слова «по согласованию с Курултаем крымскотатарского народа». О чем здесь говорится? Здесь закладывается важная основополагающая черта этой автономии. Мы не говорим, что органы национального самоуправления (представительные органы крымскотатарского народа) подменяют собой органы местного самоуправления — ни в коем случае. Хотя такое видение было, некоторые предлагали, но мы не пошли по этому пути. Мы не сказали, что они подменяют, но мы говорим о том, что наши представительные органы крымскотатарского народа в лице Курултая и Меджлиса будут взаимодействовать с органами публичной власти.

Валентина Самар: Какой статус будет у Курултая крымскотатарского народа? Он пока не интегрирован в правовое поле Украины. Как он появляется в статье 135?

Арсен Жумадилов: В статье 135 появляется Курултай, а в статье 136 — там, где речь идет о представительных органах автономии, мы добавляем статью 136-прим, то есть 136-1, и говорим о представительных органах крымскотатарского народа. То есть, в перечне органов, которые создаются в Крыму, появляются, кроме Крымской Рады и крымского правительства, Курултай крымскотатарского народа и Меджлис крымскотатарского народа. Они получают статус конституционных органов, то есть таких, которые являются основополагающими для функционирования украинского государства на всей ее территории, в данном случае на территории Крымской автономии.

Валентина Самар: Они требуют отдельных законодательных актов?

Фото: investigator.org.ua

Арсен Жумадилов: Именно так. Когда мы говорим о Курултае и Меджлисе, мы не можем выписать все эти нормы, которыми они будут регулироваться, в Конституции. Поэтому мы даем отсылочную норму о том, что те полномочия, которые определяются Конституцией для представительных органов крымских татар, определяются законами Украины. Кстати, когда мы нарабатывали текст Конституции, параллельно, начиная с апреля, (и это была позиция президента Украины) мы доработали законопроекты, которые будут идти пакетно с изменениями в Конституцию. Это два законопроекта: о коренных народах Украины и о статусе крымскотатарского народа в Украине. Это важно потому, что в нашей Конституции есть много норм, которые не функционируют из-за того, что нет законов, которые бы объяснили эти нормы для центральных органов исполнительной власти, для наших судов и так далее. Поэтому мы восприняли предложение президента — идти сразу с законопроектами.

Валентина Самар: Теперь в структуре органов Крымской автономии, кроме парламента и правительства, появляется новый орган. Как он будет формироваться?

Арсен Жумадилов: В статье 136 мы не меняли многое из того, что касается Рады Крыма и правительства Крыма. Мы ссылаемся на то, что законы Украины будут определять, как они будут функционировать. Я не исключаю, что, возможно, в ходе принятия этих законов, будет принята норма о профессиональном их функционировании. Мы это не обсуждали, и это не является предметом конституционного регулирования и Конституции Украины.

Но в статье 136 есть изменение — так называемая квота. Во-первых, устанавливается количественный состав Рады Крыма — говорится о том, что есть сто депутатов. Не будет, как в оккупационном «совете», где количество депутатов снизилось до 75, а будет по-прежнему — сто. И из этих ста — 34 являются представителями крымскотатарского народа, особенность избрания которых определяет закон.

Валентина Самар: Почему 34, а не 33, чтобы была треть? Почему не пропорционально количеству населения крымскотатарского народа? Откуда взялась эта цифра?

Арсен Жумадилов: Во-первых, мы говорим о том, что эта автономия, эти изменения в Конституцию направлены на восстановление коллективных прав крымскотатарского народа, которые были нарушены в результате геноцида крымскотатарского народа, состоявшегося в ХХ веке. До того, как он состоялся, до установления советской власти в Крыму, крымских татар в Крыму было где-то около 35%. Затем они прошли через жернова советской власти в Крыму, включая депортацию, спецпоселения, запрет на возвращение в Крым, и мы сейчас имеем то, что имеем.

Почему 34, а не 33? Предложенная нами норма устанавливала, что не менее одной трети составляют представители крымскотатарского народа. Шли очень жаркие дискуссии относительно того, какая должна быть формула — «не менее», или это жестко зафиксированная цифра. И возобладала позиция, что это должна быть четкая цифра, ведь иначе на этапе законотворчества может быть так, что кто-то скажет, пусть будет 40 или 50 представителей. Не менее одной трети — это не 33, а 34. На наш взгляд, это не нарушает демократичность избрания органа, то есть количественное большинство в Крыму все равно будет определять, кого будет больше количественно в Крымской Раде, но, с другой стороны, она предоставит реальный рычаг воздействия для этого меньшинства в лице крымскотатарского народа, чтобы влиять на решения этого органа.

Валентина Самар: По какой системе будут избираться депутаты Крымской автономии? И как будет избираться часть, которая будет делегирована или не делегирована Курултаем крымскотатарского народа?

Арсен Жумадилов: О делегировании Курултаем мы не говорим, потому что норма о прямых выборах является основополагающей для всей Конституции и для всех выборных органов. Делегирования не будет — это не какая-то двухуровневая система.

Кроме того, мы не определяли в этой Конституции избирательную систему. Мы не говорим о том, будет ли это пропорциональная система, или мажоритарная или смешанная. Когда этот вопрос будет на повестке дня, и в той, и в другой системе мы найдем те механизмы, которые могут обеспечить гарантированное представительство. Когда мы работали над этими изменениями, мы старались как можно больше интегрировать и синхронизировать все процессы в Крыму с теми процессами, которые будут идти по всей Украине. То есть, какая система будет на местных выборах по всей Украине, такая система будет и в Крыму, но при этом с обеспечением гарантированного представительства.

Валентина Самар: Каков был наиболее острый вопрос, который разводил позиции членов вашей рабочей группы? Вокруг какого вопроса было сломано больше копий, и каким образом вы пришли к соглашению?

Арсен Жумадилов: Таких тем было очень много, упомяну одну из последних: должны ли законы Украины определять порядок формирования и деятельности представительных органов крымскотатарского народа? Была позиция некоторых юристов о том, что закона Украины должно четко определяться все то, что касается формирования и деятельности Меджлиса и Курултая крымскотатарского народа. Потому что если эти органы имеют конституционное закрепление, то они должны четко соответствовать всему тому, что есть в законодательстве Украины, и действовать в рамках законов Украины. Но с этой позицией мы не могли согласиться, потому что это самоуправляющиеся органы коренного народа, наше обычное право крымскотатарского народа. Все созывы Курултая от I и до VI (действующего) нарабатывали свою определенную базу самоуправляемых функций, которые касаются только крымских татар. И мы нашли баланс — формулу, по которой определяются законом Украины полномочия, которые украинское государство передает этим представительным органам, и то, каким образом Курултай и Меджлис крымскотатарского народа будут ими пользоваться и на их основании действовать. Но в том, что касается самоуправляемых функций, чисто внутренних вопросов и проблем крымских татар, деятельность Курултая и Меджлиса будет определяться внутренними документами.