Курортный поселок Коблево — один из популярных туристических объектов Украины. Песчаный берег манит не только туристов из разных уголков нашей страны, но и правоохранителей. Ведь здесь море … и море денег.
Ценные земли на побережье активно раздает местный сельский совет, а прокуратура в упор не замечает незаконных действий. Особенно с тех пор, когда эти земли стали частной собственностью чиновников. В том числе и из прокуратуры.
«После того, как границы села Коблево были расширены и отданы на откуп председателю сельского совета, вот тогда и пошла массовая застройка. Строительство идет на берегу, в запрещенной зоне, которая вообще не позволяет ни одной застройки», — говорит местный предприниматель Борис Свиржевский.
Коблевский предприниматель Борис Свиржевский возмущен тем, что местная власть раздает земли, которые раздавать запрещено. В рекреационных зонах, в лесу, в водно-защитной полосе и даже на пляже.
За последние несколько лет сельсовет нарезал сотни таких участков, большинство — бесплатно. По крайней мере, для местного бюджета. Но на самом деле цена вопроса высока. По рыночным расценкам сотка земли на берегу Черного моря стоит от 15 тыс. долларов
Все это не только незаконно, но и бьет по туристическому потенциалу Коблево. Мест для отдыха туристов — все меньше. Власти роскошными поместьями застраивают территорию пляжа и лесного массива «Сосновый Бор». За высокие заборы простым людям вход запрещен. Еще 5 лет назад эта территория была в свободном доступе отдыхающих.
Почти в самом море построил себе домик экс-прокурор Одесской области Николай Стоянов. В сосновом лесу выросли коттеджи одесского прокурора Галины Стояновой-Юрко, руководителя Бердянской прокуратуры Владимира Рудого, военного прокурора Южного региона Марии Градовской, начальника Николаевского управления СБУ Алексея Ляха и многих других.
Почему местные власти так свободно распоряжается землей? Получить комментарий от сельского головы Владимира Панича не удалось — он на больничном. Поэтому мы спросили исполняющую его обязанности Светлану Талоху. Чиновница говорит о победе денег и, кажется, не видит в этом проблемы.
«Сегодня некоторые депутаты получили земельные участки, я получила земельный участок, есть жители, которые хотят иметь, но не имеют. Чем депутат Талоха хуже депутата или по прокурора? Люди, у которых есть деньги, — едут в Одесский апелляционный суд, и там эти дела выигрывают, и едут в Киев, и чьи деньги победят — там так и решают вопрос», — пояснила Светлана Талоха.
Отстаивать интересы государства и возвращать незаконно отведены земли в Коблево должна Николаевская местная прокуратура № 1 под руководством Дмитрия Левицкого.
В начале 2018 года прокуратура отрапортовала: государству вернули 13 земельных участков площадью 1,3 га в зоне отдыха «Коблево». Однако, как оказалось, возвращает земли прокуратура очень выборочно — одни участки (где владельцы обычные люди) замечает, а принадлежащие прокурорам, сотрудникам СБУ и другим должностным лицам, в упор не видит.
По словам Бориса Свиржевский, прокуратура отменяет второстепенные акты, а затем рапортует: мы возвращаем.
Как объяснить эту куриную слепоту правоохранителей? Возможно, личностью руководителя. Дмитрий Левицкий в Коблево человек не новый. Еще до так называемой реформы прокуратуры он занимался вопросами застройки пляжной территории в Березанской прокуратуре, а в 2015 году первым прошел люстрацию и пошел на повышение — возглавил Николаевскую местную прокуратуру № 1.
Прокурор и местные власти тесно сплелись через родственников и бизнес. Объединяет эта недостроенная пока база отдыха в зоне отдыха Коблево.
Строит базу частное предприятие «Ашлар», оформленное на мать прокурора Левицкого. Партнершей прокурорской мамы записана мать местного депутата Алексея Осипенко. Сам Осипенко — дальний родственник Коблевского сельского головы Владимира Панича. В Коблево у депутата Осипенко — 38 земельных участков, все он получил в последние десять лет. У прокуратуры к депутату-латифундисту — опять же, никаких претензий. Какие могут быть претензии у подчиненных прокурора Левицкого к депутату Осипенко, когда у матерей прокурора и депутата общий курортный бизнес. Сам депутат Осипенко какую-либо связь с прокурором Левицким отрицает.
Мать прокурора Левицкого, на которую записана доля в коблевском турбизнесе, живет в скромном домике в Врадиевке. Но скупает сотни квадратов недвижимости в Николаеве и отдает их … сыну-прокурору. На самого прокурора не оформлено вообще ничего, кроме «Лады приоры».
Мать живет в Врадиевке — в 200 км от Николаева, но в областном центре у нее куча недвижимости. А именно — два дома площадью 354 и 113 квадратных метров, а также квартира на 54 квадрата. Еще одна четырехкомнатная квартира в Николаеве принадлежит отцу прокурора. Ее площадь — 118 квадратов.
И жемчужиной инвестиций родителей прокурора оказался частный дом у реки. Именно в нем прокурор и живет.
Интересно, что ни в одной из деклараций Левицкого нет упоминаний о пользовании этим домом. Хотя мать прокурора приобрела его в конце 2016-го. Сразу после того, как ее сын перебрался работать в Николаев.
Но в декларации прокурор указал, что он живет в квартире. Тоже маминой. Однако в ней мы встретили квартирантов.
Левицкий не стал отрицать, что сейчас живет в доме у реки. Говорит — переехал в дом, записанный на мать, недавно. Пока в квартире ремонт.
«Уже три месяца я не живу в этой квартире временно, потому что в этой квартире на сегодняшний день проходит ремонт», — заявил журналистам Левицкий.
Звучит не очень убедительно. Тем более, мама прокурора Лидия Ивановна о ремонте в квартире не вспоминает. И ее версия тоже не развеивает сомнения. Мать прокурора говорит: в начале этого года вдруг просто решила переселить сына в дом, который приобрела еще за год до того.
«Я сказала: «Зачем? Я тебе хочу купить дом ». Ну, и сын сейчас уже с января месяца, с нового года туда переехал. Я взяла дом своему ребенку. А что, не имею права взять его?», — пояснила мать прокурора
Новенький «Фольксваген Пассат» 2017-го года выпуска мама прокурора тоже передала сыну, как только купила. В этом Дмитрий Левицкий тоже не видит ничего удивительного.
«Это нормальная ситуация, когда родители заботятся о своих детях. Как вы считаете? Я думаю, когда вы приезжаете к матери, то она вам дает и закрутку, и все. И это же нормальный вопрос», — говорит Левицкий.
Скупает недвижимость мать прокурора не только в Николаевской области, но и на Полтавщине. Там проживает ее второй сын Вячеслав. Кстати, до недавнего времени тоже прокурор. Лидия Ивановна Левицкая зарегистрировалась как предприниматель с 2007 года. Основной ее бизнес — несколько магазинов в Врадиевке. Это должны быть сверхприбыльные магазины, чтобы инвестировать в строительство базы отдыха, скупать недвижимость и машины для детей и даже — совсем недавно — АЗС в г. Вознесенске на Николаевщине. Или имущество, которым на самом деле пользуется не мать, приобретено и не на ее средства?
А пока количество активов, записанных на прокурорскую маму, растет, свободной кобливськой земли на берегу Черного моря становится все меньше. Частными домиками должностных лиц уже застроено почти половину коблевского пляжа. И вместо комфортного для туристов курорта Коблево превращается в закрытое поселение местных правоохранителей.
Материал вышел в рамках проекта «Содействие локальным центрам журналистских расследований» при поддержке Интерньюс-Нетворк.