Украинское образование для крымчан: неиспользованные квоты и языковая пропасть

Публикации
Фото investigator.org.ua

Пятый год выпускники из оккупированного Крыма и их родители встают перед непростым выбором: остаться дома и получить непризнанный в мире диплом, ехать учиться в Россию или поступить в вузы материковой Украины.

В этом году, как и в прошлом, для крымчан будут работать образовательные центры «Крым-Украина». С 4 июня i до 28 сентября можно подать заявления и поступить по упрощенной процедуре. Сколько квотных мест выделено для крымчан этого года и какие преграды разделяют крымчан и украинское высшее образование?

У школьников из оккупированного Крыма нет украинского аттестата и результатов внешнего независимого тестирования (ВНО). Это создает серьезные трудности перед вступлением в украинском заведения высшего образования (ЗВО). Для этого и была создана упрощенная система поступления для крымчан, a также образовательные центры «Крым-Украина». Чтобы вступить в украинский вуз по упрощенной процедуре, крымские школьники должны подать заявление в один из таких образовательных центров. Там их направят в определенной школы, которая прикреплена к этому образовательного центра. Они сдают два экзамена государственной итоговой аттестации (ДПА). Это обязательные предметы — украинский язык и литература, a также история Украины. И уже в заведении высшего образования они сдают еще один экзамен — профильный предмет, после чего принимают участие в конкурсе на места государственного заказа в пределах квот.

Приемная комиссия. Фото investigator.org.ua

Что представляет собой образовательный центр «Крым-Украина»? Это заведение вісшего образования, a также общеобразовательная школа. Через образовательные центры крымчане могут вступать не только в ЗВО, но и в техникумі, колледжи и профессиональные-учебные заведения. Образовательные центры работают в Киевской, Львовской, Херсонской, Николаевской, Одесской, Запорожской, Харьковской и Днепропетровской областях. В этом году будут работать 35 центров «Крым-Украина»:

  1. Бердянский государственный педагогический университет;
  2. Днепропетровский государственный аграрно-экономический университет;
  3. Запорожская государственная инженерная академия;
  4. Запорожский национальный технический университет;
  5. Запорожский национальный университет;
  6. Измаильский государственный гуманитарный университет;
  7. Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана;
  8. Львовский учебно-научный институт ДВНЗ «Университет банковского дела»;
  9. Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого;
  10. Николаевский национальный аграрный университет;
  11. Николаевский национальный университет имени В.А. Сухомлинского;
  12. Национальный университет «Львовская политехника»;
  13. Национальный университет «Одесская морская академия»;
  14. Национальный университет «Одесская юридическая академия»;
  15. Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова;
  16. Херсонский филиал Национального университета кораблестроения;
  17. Первомайский политехнический институт Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова;
  18. Одесская государственная академия строительства и архитектуры;
  19. Одесская государственная академия технического регулирования и качества;
  20. Одесская национальная академия связи имени А.С. Попова;
  21. Одесская национальная академия пищевых технологий;
  22. Одесский государственный аграрный университет;
  23. Одесский государственный экологический университет;
  24. Одесский национальный экономический университет;
  25. Одесский национальный морской университет;
  26. Одесский национальный политехнический университет;
  27. Одесский национальный университет мне И. И. Мечникова;
  28. Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
  29. Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры;
  30. Таврический государственный агротехнологический университет;
  31. Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского (Киев);
  32. Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства имени Петра Василенко;
  33. Херсонский государственный аграрный университет;
  34. Херсонская государственная морская академия;
  35. Херсонский национальный технический университет;
  36. Херсонский государственный университет;
  37. Черноморский государственный университет имени Петра Могилы.

В этом году крымская квота в ЗВО насчитывает 2600 мест. Тысяча из них приходится на четыре южные области — Одесскую, Николаевскую, Херсонскую и Запорожскую. Чтобы получить шанс пройти в украинский вуз по квоте, необходимо подать заявление до 20 июля. Но достаточно ли 2,6 тысяч мест для абитуриентов с полуострова?

«Если исходить из того, сколько людей воспользовалось квотными местами, то можно сказать, что это много. Но если вспомнить о том, что существуют определенные препятствия к вступлению, недостаточная осведомленность, бюрократические процедуры, можно говорить о том, что люди не знают об упрощенной процедуре, они не хотят проходить все эти бесконечные экзамены, сбор документов, им это не интересно и они не хотят сюда ехать», — с сожалением констатирует Ольга Курышко, юрист «КрымSOS».

Ольга Курышко, юрист «КрымSOS». Фото investigator.org.ua

В прошлом году по упрощенной процедуре в украинские ЗВО поступило немногим более двухсот крымчан. Это при том, что в 2017 году крымские школы закончили более 11 тыс. человек! В министерстве образования и науки Украины говорят, что дети из Крыма не успели воспользоваться льготой.

«В прошлом году не все успели воспользоваться такой возможностью. И министерство использовало резерв, который остался после широкого конкурса. В течение сентября детей из Крыма, которые поступили, но попали на контракт, мы переводили на места государственного заказа. Но для этого есть существенное условие — ребенок должен хотя бы быть зачислен на контракт», — объясняет Светлана Кретович, начальник сектора перемещенных вузов департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины.

Но почему так мало детей из Крыма выбрали материковую Украину для получения высшего образования? Ольга Курышко указывает, что Министерство образования начинает информационную кампанию для крымчан непосредственно перед самым вступлением. То есть, отсутствует подготовительный период, когда ребенок разбирается в том, какие документы нужны, срок подачи документов. Серьезной преградой между крымчанами и украинским вузом остается информационная пропасть. Доносить информацию на оккупированную территорию практически невозможно, говорят в министерстве.

«Министерство использует все возможные доступные средства информации — СМИ, наш сайт, сайты высших учебных заведений, выступления на телевидении, радио. Нам помогают общественные организации, которые создают различные брошюры, плакаты. Мы делаем то, что нам доступно, используем социальные сети. Но у нас ограниченные возможности», — уверяет Светлана Кретович.

Светлана Кретович, начальник сектора перемещенных вузов департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины. Фото investigator.org.ua

Однако, по мнению Ольги Курышко, Министерство образования делает далеко не всё возможное для информирования крымчан. Например, МОН сотрудничает с несколькими общественными организациями или инициативами, которые распространяют информацию, но этого недостаточно. Необходимо привлекать другие министерства, отмечает юрист. То же министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинТОТ) может размещать у себя информацию о вступительной кампании для крымчан. Также в процессе могут быть задействованы другие исполнительные органы государственной власти, в частности на региональном уровне. Херсонская область — первый регион, который встречает людей из Крыма. Там должна быть мощная информационная кампания. A на КПВВ на административной границе с Крымом информация должна быть оформлена в виде инфографики, считает правозащитница.

Если крымчанин поступает в украинское ЗВО по упрощенной процедуре, то на выбор у него есть только 23 вуза. По словам Ольги Курышко, здесь присутствует элемент дискриминации, ведь у выпускников из Крыма ограниченный выбор. Поступить в любое другое ЗВО можно только по общей системе — то есть, получив украинский аттестат и здав ВНО. И все это — одновременно с экзаменами в крымской школе, где украинский язык уже почти не изучают.

«Недавно мы говорили с МинТОТ о том, что необходимо вводить какие-то специальные курсы для этих детей по украинскому языку и литературе. Даже если она вступает по упрощенной процедуре, ей достаточно трудно учиться потом, не зная языка. В таком случае должны быть либо подготовительные курсы, которые она может пройти дистанционно, или уже на первом курсе должен быть спецкурс или углубленное изучение украинского языка », — считает Ольга Курышко.

Оккупированый Симферополь. Фото investigator.org.ua

Количество украинских классов в Крыму существенно сократилось. Если в 2014 учебном году на украинском языке обучалось около 12,5 тысяч школьников, то 2017 эта цифра достигала лишь чуть более 300 человек. Поэтому, даже если ребенок из Крыма поступит в украинское ЗВО, не исключено, что его отчислят в первом же учебном году, потому что он не будет успевать за процессом обучения из-за незнания украинского языка.

Стоит отметить, что абитуриенты из Крыма смогут сохранить анонимность при поступлении в украинские вузы. Эта норма была введена по просьбе крымчан и общественных организаций, и она будет действовать уже второй год подряд. Во время обнародования приказов о зачислении все фамилии крымчан будут зашифрованв.

В целом, статистика свидетельствует, что с каждым годом количество абитуриентов из оккупированного Крыма если и не уменьшается, то уж точно не имеет тенденции к росту. Сначала на пути были бюрократические препоны, а теперь — и экономические. Качество жизни на оккупированном Россией полуострове, как и в самой РФ, падает. Крымчане предпочитают оставаться учиться дома. Некоторые правдами и неправдами затем получают дипломы «материкового» российского образца. Ясно одно: правительству Украины нужно коренным образом изменить политику в отношении оккупированных территорий, иначе мы можем потерять связь с молодым поколением Крыма.