Кирилл Вышинский, руководитель представительства МИА «Россия сегодня» в Украине, обвиняемый в государственной измене и других тяжких преступлениях — почти единственный украинский арестант, освобождение которого Россия добивается на самом высоком уровне и на всех переговорах. Российские и некоторые международные медиа и правозащитные организации требуют от Украины «освободить журналиста». Однако следствие по делу Вышинского считает его не журналистом, а руководителем структуры, которая занималась подрывной деятельностью в Украине. ЦЖР собрал существенные факты из «дела Вышинского» и его деятельности, которые объясняют, среди прочего, чем он так ценен для Кремля.
Кириллу Вышинскому 52 года, он родом из Днепра, где закончил университет и работал на телеканалах Виктора Пинчука — 11 канал и Уличное телевидение. В 1999 году пошел на «повышение» — перебрался в Киев, где работал на ICTV, флагманском канале будущего медиа-холдинга StarLightMedia Пинчука и Елены Кучмы. Вышинский был ведущим программы «На самом деле» и шеф-редактором программы «Подробно с Дмитрием Киселевым».
Тогда будущий главный российский пропагандист был работником на канале украинского олигарха — зятя президента Украины, поэтому наряжался в вышиванку. «Я почувствовал себя более украинцем и частью украинского пейзажа. Для меня это не контракт, для меня это любовь», — говорил в интервью Киселев.
В марте 2006 года у Дмитрия Киселева заканчивается контракт с ICTV и он возвращается в Москву окончательно (в киевский период не прекращал вести программы и на российских каналах), становится ведущим программы «Вести» на государственном канале «Россия». Вышинский, который также пошел с ICTV и перебивался авторскими проектами, в том же 2006 начинает работать корреспондентом программы «Вести». А в 2013-м, когда Дмитрий Киселев возглавит информационно-пропагандистский гигант — международное информагентство «Россия Сегодня», Кириллу Вышинскому предложили руководить его подразделением в Украине. Трудовой договор с МИА «Россия сегодня» датирован 6 марта 2014 года.
При этом представительство МИА «Россия Сегодня» в Украине не регистрировалось — продолжало действовать представительство уже ликвидированного в декабре 2013 года в РФ ФГУП РАМИ «РИА Новости». Это обстоятельство дает обвинению основание утверждать, что деятельность агентства в Украине не была легализована в соответствии с законодательством. Но деятельность российского пропагандистского ресурса не была подпольной — редакция работала в центре Киева, на ул. Шота Руставели, 16, имела пресс-центр, откуда транслировались медиа-мероприятия.
15 мая 2018 Служба безопасности Украины заявила, что совместно с прокуратурой АРК пресекла деятельность сети контролируемых и финансируемых из России медиа-структур, которые использовались страной-агрессором в рамках гибридной информационной войны против Украины. Начиная с событий в Крыму.
«Установлено и задокументировано, что весной 2014 года Вышинский получил задание выехать в АРК для проведения подрывных информационных акций. Именно он и подконтрольные ему журналисты, изготавливали там материалы, которые оправдывали аннексию Крыма, а также присоединение Крыма к России», — сообщал тогдашний заместитель председателя СБУ Виктор Кононенко.
В дальнейшем речь шла уже не о сети медиа-структур, а лишь об агентстве «РИА Новости Украина».
Во время обысков в офисе де-факто представительства МИА «Россия сегодня» и квартире Кирилла Вышинского, среди прочего, правоохранители нашли паспорт гражданина России (гражданство предоставлено Указом президента Путина 30.09.2015 г.) и государственные награды РФ. Медалью «За возвращение Крыма» министр обороны РФ С. Шойгу наградил Вышинского 15 апреля 2014 года.
А уже через неделю его удостоили еще и медали «За заслуги перед Отечеством», которую вручал Алексей Громов — заместитель главы администрации президента Владимира Путина, который осуществляет контроль за федеральными СМИ. Звездопад наград должен свидетельствовать, что свои задачи во время оккупации Крыма Кирилл Вышинский выполнил образцово.
На время досудебного расследования Кирилл Вышинский был взят под стражу и содержался в СИЗО Херсона. Через месяц после ареста на заседании суда он «отказался» от украинского гражданства и попросил российского президента Владимира Путина о защите.
«С этой минуты, я считаю себя гражданином РФ и обращаюсь к президенту Владимир Владимирович Путину с просьбой принять все нужные меры для моего дальнейшего освобождения», — заявил Вышинский, то ли забыв, что гражданство РФ получил еще в 2015-м.
Реакция России на арест Вышинского была ожидаемой: Украину обвинили в нарушении свободы слова и преследовании журналиста. К тому же, руководство «Россия сегодня» отметилось особой оригинальностью. Главный редактор RT Маргарита Симоньян назвала арест Вышинского местью за Крымский мост:
«Украинские власти придумали чем же нам отомстить, чем же нам ответить за Крымский мост. Они ворвались с утра в редакции, в том числе в офис партнерской с нами редакции «РИА НОВОСТИ УКРАИНА». Также, насколько мы сейчас можем судить, исходя с того, что они не выходят на связь, задержаны наши штатные сотрудники».
Однако никого из сотрудников украинского бюро российского агентства больше не задерживали. Почти через 10 месяцев СБУ решила привлечь к ответственности и Владимира Скачко, автора ряда материалов антиукраинской направленности, публиковавшиеся на сайте «РИА Новости Украина». Но после обыска в его квартире Скачко поехал не в Херсон на допрос, а бежал в Россию, где теперь участвует в пропагандистских эфирах.
Досудебное следствие в уголовном производстве было закончено в январе 2019 года, с апреля началось рассмотрение дела по существу в Подольском районном суде Киева.
Кирилл Вышинский обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьей 109 УК (Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти), ст. 110 (Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины), ст. 111 (Государственная измена), группой лиц по предварительному сговору (ст. 28) и с повторяемостью (ст. 32). Вышинский также обвиняется по ст. 263 (Незаконное обращение с оружием). В банковском сейфе отделения ВТБ в Киеве он хранил нарезной пистолет модели «FN Browning M1906», купленный, по словам Вышинского, у неизвестного мужчины, и на который он не имел соответствующего разрешения.
В обвинительном акте фигурируют более 70 публикаций, размещенных на сайте издания «РИА Новости Украина», в которых, согласно заключению судебно-лингвистической семантико-текстуальной экспертизы «содержатся высказывания о целесообразности и необходимости изменения границ территории, границы Украины, в том числе в форме призывов, лозунгов, агитации за создание на территории Украины (среди прочего — и путем введения российских войск в Украине) нового государства Новороссии со столицей в Донецке с целью соединения с Россией».
Кирилл Вышинский не признал себя виновным ни по одному из эпизодов обвинительного акта, а свой арест связывал с выборами.
«Четыре года никого не волновало, что мы якобы систематически разрушали украинское государство, как утверждает следствие. Четыре года. А тут за год до выборов, меньше чем за год до выборов вдруг решили, что с этим делом нужно разобраться. Причем, как я уже говорил, разбираются, имея на руках четкую экспертизу, что призывов к изменению государственного строя и границ Украины в тех текстах нет», — возмущался Вышинский после заседания суда.
И с ним частично можно согласиться. Ведь это действительно невероятно, что четыре года целое гнездо российских пропагандистов открыто действовало в центре Киева и украинские спецслужбы его не замечали. Как не замечали и валютные транзакции на содержание этого и других СМИ из-за рубежа. По данным обвинения, за три года на финансирование филиала «Россия сегодня» в Украине было перечислено 257 тыс. долларов и 2 млн 135 тыс. евро. И действовала эта схема финансирования очень просто: Кирилл Вышинский зарегистрировал на себя в Киеве ООО «Интерселект», которое подписало соглашения на изготовление контента с компаниями-нерезидентами: Barsolina Ventures Ltd, зарегистрированной на Кипре, и сербской SPN MEDIA SOLUTIONS DOO BEOGRAD.
Barsolina Ventures принадлежала еще одной кипрской компании, а та — физлицу, и 20 марта 2019 прекратила существование.
SPN MEDIA SOLUTIONS принадлежит ООО «Капитал-медиа», то — «Редакция газеты «Московские новости», что, в свою очередь, входит в холдинг МИА «Россия сегодня».
Средства от них через VTB Bank Deutschland поступали на украинском счета «Интерселекта» в украинской «дочке» ВТБ Банка. Конечно же, никакой контент этим компаниям не продавался — он размещался на сайте «РИА Новости Украина». Поэтому соглашения, считает обвинение, являются фиктивными. К сожалению, установлением этих фактов следствие и ограничилось. По крайней мере — в этом деле. И вообще: тема финансирования таких проектов Россией в информационной войне заслуживает серьезное расследование, ведь кроме МИА «Россия сегодня» в Украине действуют и другие структуры. Стоит напомнить, что представительство федерального агентства РФ «Россотрудничество» продолжает работать в Украине с нарушениями межгосударственного соглашения (см. расследование ЦЖР Мягкая сила и Резиденты).
В августе прошлого года, когда Вышинский был уже под стражей, ряд изданий — эстонское Postimees, американское BuzzFeed News, Латвийский центр расследовательской журналистики Re:Baltica, литовский портал 15min.lt и сербский KRIK — опубликовали расследование о деятельности онлайн-изданий Baltnews. Три сайта появились в странах Балтии в 2014 году и финансировались» Россия сегодня «частично по той же схеме, что и подразделение агентства в Киеве. С начала 2015 года ежемесячно средства поступали созданным компаниям-издателям от кипрской Barsolina Ventures Ltd., а с середины лета — уже от сербской SPN Media Solutions. Отметим, что финансирование всех трех балтийских редакцией обходилось «России сегодня» гораздо дешевле, чем одной — в Украине. По данным финансовой отчетности, которые приводят авторы расследования, оборот сербской SPN Media Solutions за три года составил 3,5 миллиона евро, 2,13 из которых пошли в Украину.
По данным следствия, ежемесячно «Интерселект» получал 53 тысячи евро, хотя, как утверждал экс-заместитель главы СБУ Кононенко, это лишь доказанная сумма, а по «оперативным данным, сумма ежемесячно составляла более 100 тысяч евро».