По Конституции Украины, каденция парламента одного созыва длится 5 лет. Очередные выборы Верховной Рады должны были состояться 27 октября 2019 года, однако новоизбранный президент Владимир Зеленский перенес их на три месяца раньше. Во время своей инаугурационной речи Зеленский обратился к депутатам с просьбой принять законы об отмене депутатской неприкосновенности, об уголовной ответственности за незаконное обогащение и избирательный кодекс, а также уволить главу СБУ, генпрокурора и министра обороны, и добавил, что распускает парламент.
«Это совсем не все, что вы можете сделать. Но для начала — достаточно. У вас будет два месяца. Примите эти важные законы и решения. Повесьте все медали себе. Заработайте неплохие баллы на досрочные парламентские выборы. Я распускаю Верховную Раду Украины восьмого созыва», — заявил Владимир Зеленский.
Таким образом, досрочные выборы состоялись 21 июля. Результаты были ожидаемыми — прогнозы социологов подтвердились данным Центральной избирательной комиссии. В Верховную Раду девятого созыва проходят пять партий.
Победила партия президента Владимира Зеленского «Слуга народа» — она набрала 43,12% голосов избирателей, партия «Оппозиционная платформа — За життя» — 13,03%; ВО «Батькивщина» — 8,19%, «Европейская солидарность» — 8,14% и партия «Голос» — 5,86%.
В соответствии с распределением голосов по спискам, предварительно «Слуга народа» получает 124 мандата, «Оппозиционная платформа — За жизнь» — 37; ВО «Батькивщина» — 24, «Европейская солидарность» — 23, партия «Голос» — 18.
Кроме того, по результатам голосования в 199 одномандатных избирательных округах кандидаты от «Слуги народа» побеждают в 129 округах, «Оппозиционной платформы — За життя» — 7; ВО «Батькивщина» — 1, «Европейской солидарности» — 1, партии «Голос» — 3.
Кандидаты от партий, не прошедших в многомандатном избирательном округе по спискам, получают 10 мандатов, также 48 мандатов получают самовыдвиженцы.
Таким образом, в целом партия «Слуга народа» получает абсолютное большинство мест в Верховной Раде — 254 мандата и, соответственно, может сама сформировать состав правительства Украины.
Парламентская кампания в 2019 году имела свои особенности. Одна из них — активное привлечение артистов и других селебритиз. Раньше их привлекали к агитационным кампаниям, а теперь они пели за себя. Концерты и шоу, как одну из главных технологий агитации, использовали три партии.
Партия «Голос» во главе с певцом Святославом Вакарчуком объездила Украину с агитационными концертами под названием «Тур перемен». Формат встреч с избирателями был такой: сначала агитация, а затем выступление группы Вакарчука «Океан Эльзы».
«Почему партия «Голос» идет в парламент? Потому что, парламент — это место, где где происходят самые важные вещи, от которых зависит судьба каждого из нас», — сказал Святослав Вакарчук.
«Поющий» ректор» Михаил Поплавский неожиданно возглавил Аграрную партию и вместе с певцом Олегом Винником также поехал регионами агитировать. Однако, несмотря на любовь миллионов фанаток Олега Винника, на выборах партия получила менее одного процента.
В то же время Студия «Квартал 95», которая неразрывно ассоциируется с президентом Владимиром Зеленским и партией «Слуга народа», проводила бесплатные музыкально-юмористические концерты в 19 городах Украины. Организаторы назвали выступления концертным туром в рамках ежегодного социального фестиваля «KvartalFest». В течение 5 лет своего существования фестиваль проходил в селе Подопригоры Сумской области. И только в период предвыборной агитации, квартал решил расширить географию бесплатных концертов по всей стране.
Еще одна особенность парламентской кампании-2019 — активная работа в социальных сетях. Именно такой стратегией пользовалась партия «Европейская солидарность». По словам кандидата в народные депутаты от партии ЕС Виктории Сюмар, их партия втрое опередила своих оппонентов по присутствию в социальных сетях. Таким образом партия сэкономила партийные средства, ведь реклама в социальных сетях дешевле, чем на телевидении.
«Это была сознательная стратегия, поскольку мы видели, что современные выборы будут делаться в соцсетях. Мы видели социологию, которая показывала, что даже в небольших городах и селах под 60 процентов людей видят новости сначала в своих социальных сетях, а уже потом смотрят телевизор», — рассказала Виктория Сюмар.
Результаты выборов в Верховную Раду показали, что телевизор все еще смотрят. И партия «Оппозиционная платформа — За жизнь», имея в активе два медиа-холдинга — олигарха Фирташа и Левочкина и Козака-Медведчука, сделала ставку именно на телевидение. Представители партии во время парламентской кампании активно продвигали свои интересы в прямых эфирах каналов и обвиняли президента Владимира Зеленского в невыполнении обещаний. Но несмотря на это, черного пиара на телевидении во время парламентской кампании было меньше. Это подтвердила председатель издание «Детектор медиа» Наталья Лигачева. Также она предположила, что, возможно, на парламентских выборах весь черный пиар пошел в интернет.
Отсюда следует третья особенность парламентской кампании, на которую указывают медиаэксперты из Института массовой информации (ИМИ) — это всплеск заказных материалов, так называемой джинсы, в онлайновых изданиях и применения черных технологий.
«Основным заказчиком была «Оппозиционная платформа — За жизнь». На ее долю пришлось более половины всех материалов с признаками заказа. И это вопиющий факт. Второй тренд — рост черного пиара. Он был также вдвое больше, чем во время президентской кампании. И, к сожалению, такого количества черного пиара мы не фиксировали ни разу на украинских выборах», — говорит исполнительный директор ИМИ Оксана Романюк.
Еще одна из стратегий партии ОПЗЖ — ставка на опытность представителей партии для противопоставления некомпетентным «новым лицам». Одним из таких опытных лиц партии является Нестор Шуфрич, который появился в политике еще в 1998 году. За время своей политической карьеры Шуфрич пять раз проходил в парламент, два из которых от Партии регионов. Во времена Януковича был министром по вопросам чрезвычайных ситуаций и заместителем секретаря СНБО. А в 2014 году голосовал за диктаторские законы против Майдана и против Закона о признании украинского суверенитета над оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей.
«Кто-то надеется, что придут зеленые в парламент, некомпетентные и не знающие, но я попадаю в парламент 6-й раз. Меня таким точно не назовешь. И мои коллеги тоже. Мы уже так видим, что и самый старший по возрасту народный депутат Украины тоже будет представлен нашей политической силой», — говорит Нестор Шуфрич, народный депутат Украины.
Ставку на опытность делали и технологи партии «Батькивщина», главной задачей которой было удержать свой электорат. Юлия Тимошенко позиционировала себя как старшего и опытного союзника для Владимира Зеленского и даже использовала его лозунг.
«Вы 20 лет вместе с нами. Вы 20 лет болеете за нашу партию. Вы 20 лет верите в нас. И верите в то, что мы вместе сможем изменить жизнь в Украине к лучшему. Наша команда, все 20 лет не исповедовала двойных стандартов, стояла против клановой системы, боролась с олигархией и коррупцией. Мы вместе с вами это делали», — заявила Юлия Тимошенко.
Но все же большинство избирателей хотели видеть в парламенте именно новых и молодых политиков. Именно поэтому профессиональные политики проиграли фотографам, мелким предпринимателям, сообразительным и изобретательным артистам и ведущим корпоративов. С ними в политику пришли и новые технологии, результат действия которых нам всем еще предстоит оценить.
Изменятся ли старые правила игры в новом парламенте — увидим уже скоро. Распределение должностей в руководстве Рады и комитетах, назначения правительства и силовиков покажут, насколько в действительности новые политики моложе старых.