Передвижные глушилки украинского слова

Публикации
Мобильный телерадиовещательной комплекс НПО «СвязьПроект» в оккупированном Крыму Фото: investigator.org.ua

То, что Россия глушит украинский телерадиосигнал на оккупированных территориях — не секрет. Интересно, какое оборудование и откуда она для этого привлекает. В Центр журналистских расследований передали фото, сделанные в оккупированном Крыму, в непосредственной близости от админграницы с Херсонской областью. На них два раскрашенных в камуфляж КамАЗа. Над машинами — антенны-мачты и «тарелки» спутниковой связи. Номера машин — гражданские. По крайней мере один номер четко видно: в216вв, код региона 777 — то есть, Москва. На корпусе одной из машин видна надпись «Телерадиосеть России».

Откуда это чудо враждебной техники? Поиск в интернете привел на страницу российского НПО «СвязьПроект» — на ней нет даты, но поисковик Google датирует ее январем 2014 года. 

На странице — фото знакомых машин, но уже не в Крыму, а на фоне Останкинской телебашни в Москве. Даже номера совпадают. Кроме фото — еще и описание: для чего эти машины и для кого. 

Итак, НПО «СвязьПроект», которое специализируется на спутниковой связи и оборудовании для цифрового телевидения, изготовило для Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» экспериментальный мобильный телерадиовещательный комплекс.

Если верить сообщению НПО «СвязьПроект», комплекс специально разработан для обеспечения подачи сигнала в случае выхода из строя объектов сети вещания или на период ремонта компонентов сети.

Мобильный комплекс, пишут его авторы, может также выполнять и другие задачи, например, обеспечивать временное цифровое телевизионное вещание во время проведения «специальных мер» — в частности, Олимпийских игр, к которым на момент публикации сообщения готовилась РФ. Правда, непонятно, зачем автомобили для освещения Олимпиады раскрашивать в камуфляж.

Мобильный комплекс НПО «СвязьПроект» в оккупированном Крыму Фото: investigator.org.ua

Комплекс оснащен:

— спутниковым приемным и приемо-передающим оборудованием VSAT;
— телевизионным передающим устройством;
— радиовещательным передающим устройством;
— антенно-мачтовым устройством;
— антенно-фидерным устройством эфирного вещания;
— антенно-фидерным устройством ГЛОНАСС / GPS;
— аппаратурой контроля и управления;
— аппаратурой служебной радиосвязи;
— транспортной базой с системами электропитания и жизнеобеспечения;
— комплектом ЗИП.

Правда, на следующий день вид страницы изменился — с нее исчезло одно фото, то самое, на котором виден номер КамАЗа в синем цвете. Он полностью совпадает с тем номером, который виден на таком же КамАЗе из крымских фото: в216вв, код региона 777.

Но поздно — фото уже сохранены.

Мобильний телерадиовещательный комплекс НПО «Связьпроект» Скриншот: nposp.ru

Итак, в Крыму работают мобильные телерадиовещательные комплексы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», которые, с учетом пропагандистской функции российского телевидения, невольно вызывают ассоциации с передвижными излучателями из книги братьев Стругацких «Обитаемый остров».  

Но могут ли они использоваться не только для передачи собственного сигнала, но и для глушения украинского вещания на оккупированной территории?

С этим вопросом мы обратились к члену Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Сергею Костинскому. 

«Это вопрос, конечно, к нашим спецслужбам, которые должны следить за такими вещами. На мой взгляд, эти комплексы используются для временного решения локальных задач. Для стационарного длительного глушения оккупационная власть Крыма построила мачту в Соленом Озере, строит под Перекопом, и устанавливает передатчики в отдельных населенных пунктах», — сказал Костинский. 

Член Нацсовета по ТВ и РВ Сергей Костинский Фото: investigator.org.ua

Более подробно о возможности применения мобильного телерадиовещательного комплекса для глушения телерадиосигнала рассказал советник Сергея Костинского, эксперт по телерадиовещанию Валерий Юрченко: 

«Что такое передача сигнала? Это передатчик, который излучает сигнал. А что такое глушение сигнала? Это такой же передатчик, работающий на частоте, которую надо заглушить. Если два сигнала с двух передатчиков на одной частоте, как говорится, выпрямить, то они друг друга заглушат. Я не знаю, какие там конкретно мощности передатчиков, но не более одного киловатт. В этом комплексе есть штатная антенна — это мачта высотой 30 метров, а в ней уже размещается собственно антенна — телевизионная или радио FM. Учитывая мощность передатчика и высоту антенны, зона действия такой станции для вещания — около 5-10 километров, и для глушения примерно так же. Сигнал украинской радиостанции они этим комплексом могут заглушить, например, в каком-то населенном пункте в пределах этого радиуса. Но для того, чтобы заглушить сигнал на всем полуострове, таких мобильных комплексов нужно несколько сотен», — сообщил Юрченко.

Мобильный комплекс НПО «СвязьПроект» в оккупированном Крыму Фото: investigator.org.ua

Для полного глушения оккупанты используют стационарные башни, поясняет он. 

«Они построили в Соленом Озере такую же башню, поставили там глушилки и направили антенны так же на Симферополь, как и наши антенны. Таким образом можно заглушить весь сигнал с Чонгара». 

Надстройка башни или увеличение мощности сигнала не поможет преодолеть глушение — потому что на глушилки достаточно подать менее мощный сигнал, чтобы он уже создавал помехи украинскому вещанию, объясняет Валерий Юрченко. 

По его словам, эти мобильные комплексы способны заглушить любой сигнал — аналоговое или цифровое телевидение, FM-радио — все, что транслирует на оккупированную территорию вышка на Чонгаре, кроме средних волн.

«Для вещания на средних волнах нужны достаточно громоздкие антенны — высотой 100-120 метров. Для глушения надо иметь такую же антенну. Поэтому мобильных глушилок на средних волнах не может. Так что средние волны — это единственное, что более-менее защищено», — говорит эксперт.

Впрочем, по данным наших источников в оккупированном Крыму и на средних волнах россиянам удается запустить свои радиостанции или «белый шум» для глушения украинского сигнала.

Итак, Россия для того, чтобы оккупированный полуостров не слышал украинского слова, применяет все мощности — как стационарные, так и мобильные. И это означает, что, несмотря на декларируемое оккупантами «всеобщее пророссийское единство» населения Крыма — они боятся. Поэтому и закладывают все щели — чтобы правдивая информация не добралась тех, кто в ней так нуждается.