Образование для тех, кто остался по ту сторону войны

Публикации

Оккупационные власти неподконтрольных районов Донецкой области отменили статус украинского языка как второго государственного. 6 марта за это проголосовали депутаты так называемого «народного совета ДНР». Это означает, что в школах прекратят изучать украинский язык. Однако пока украинский, как и раньше, изучают один раз в неделю. Причем введение украинского языка в «конституцию ДНР» и ее пятилетнее принудительное изучение в школах «ДНР» было обусловлено не объективной необходимостью, а стремлением «показать всем, что мы не такие, как Украина», — заявил председатель так называемой «ДНР» Денис Пушилин. Отсутствие «практической реализации» украинского языка, конечно, странное. Только в 2019 году 1600 выпускников школ из оккупированных территорий Донбасса поступили в украинские вузы. Этот показатель — самый высокий за последние 4 года. Всего с 2016 года в украинские вузы поступило более 5 тысяч студентов из Донбасса.

Абитуриенты с временно оккупированных территорий могут претендовать на упрощенную процедуру поступления. Для этого на базе 44 вузов были созданы Образовательные центры «Донбасс-Украина». Через них можно поступать в вузы на свободной территории даже без документов украинского образца, только на основании экзаменов.
 
Самыми популярными у абитуриентов стали Киев, Винница, Кривой Рог и города вдоль линии разграничения — Старобельск, Кременная, Лиман, Рубежное, Бахмут, Константиновка, Покровск и тому подобное.

Подробный перечень вузов с контактами размещен на сайте МОН в разделе «Жителям Донбасса и Крыма».

Вступить в них по упрощенной процедуре можно в два этапа, говорит координатор горячей линии «Донбасс SOS» Виолетта Артемчук. Для этого нужно сначала приехать в образовательный центр и зарегистрироваться. Второй раз надо приехать уже для сдачи экзаменов, два из которых — история Украины и украинский язык.

«Сначала нужно выбрать специальность и позвонить в один из этих центров. В прошлом году где-то с третьего июня эти образовательные центры начинали работать. Первый шаг — уехать и подать туда документы. Личное присутствие обязательно. И потом — приехать для сдачи экзаменов», — говорит Виолетта Артемчук.

Виолетта Артемчук, координатор горячей линии Донбасс SOS

Если поступающие хотят учиться в других вузах, а не в тех, что есть в перечне образовательных центров «Донбасс-Украина», то придется проходить ВНО.

Аттестат о среднем образовании так называемых «народных республик» Украина не признает. Поэтому, жителям ОРДЛО нужен аттестат украинского образца. Для этого они могут получить или дистанционное образование, или экстерном сдать выпускные экзамены.

Перечни школ, где дети из Донбасса могут получить дистанционное образование, указаны на сайте МОН.

Школьников, обучающихся дистанционно или на экстернате, ежегодно становится больше. Так, по данным департамента образования Луганской области, экстернатную форму обучения выбрали 817 школьников, дистанционное — 251. По Донецкой области эти показатели в три раза больше.

Присоединиться в выпускном классе к дистанционному образованию можно лишь до начала второго семестра. Такому школьнику придется приехать в конце года в школу, чтобы сдать экзамены и годовую аттестацию.

Экстернатная форма предусматривает овладение программой самостоятельно. Приезжать школьник должен только на экзамены.

«Экстернат школы не ограничивают. Если есть силы и желание, то можно за 9 и 11 класс сдать экзамены в течение двух месяцев», — говорит Виолетта Артемчук.

Программа же дистанционного образования предполагает постоянную коммуникацию с учителем по интернету. Для коммуникации используют любые средства связи от скайпа до сообщений в telegram.

Именно этот вариант бывший абитуриент, а теперь студент Николай Поставный избрал для себя. Говорит, что тот, кто выбирает дистанционное образование, а не экстернат, набирает, как правило, больше баллов на ВНО. Однако признается, поступить было сложно: «Школы не все принимают, их в Бахмуте немного. Три-четыре школы, которые занимаются дистанционной подготовкой абитуриентов. Есть сайт. На этом сайте преподаватель создает профиль, дает нам логин, пароль. Там материалы и задания. Мы заходим, скачиваем их в формате Word, выполняем и отправляем. Мне было нелегко. Я помню, заходил в аудитории перед ВНО — было очень сильное волнение», — делится Николай.

Николай Поставный, студент

Еще одна преграда на пути к украинскому образованию — блокпосты оккупантов. В 2019 году около 600 школьников, которые хотели принять участие в ВНО, боевики не пропустили через блокпосты. Центр качества оценивания образования с пониманием относится к таким случаям — поступающие могут сдать ВНО на дополнительной сессии. Однако количество таких сессий ограничено.

«Там есть дополнительные сессии для выпускников с оккупированных территорий. Но их даты также известны», — говорит Виолетта Артемчук, координатор правозащитной организации Донбасс SOS.

Николай Поставный — единственный из своего класса, кто пошел в украинский вуз. Чаще ученики выбирают местные или российские вузы. Местные дипломы не признаются — это известно всем. Однако некоторых убеждает почти полное отсутствие конкурса, проживание рядом с домом и так называемая «государственная» стипендия.

С 2017 года аттестаты об образовании с ОРДЛО признаются в России, а в ряде российских вузов есть льготные программы для студентов из Донбасса. Кроме того, для них доступна государственная программа «Соотечественник», что дает возможность детям бывших граждан СССР получить бюджетные места.

Некоторые вузы России подтверждают дипломы, выданные на оккупированной территории Украины. Это сопровождается большим информационным резонансом. Оккупационные власти призывают вступать в «национальные» университеты, образование в которых можно будет подтвердить в России и получить диплом российского образца, но там все равно будет указано, где его владелец учился. С таким дипломом его кроме «молодых республик» вряд ли где-то возьмут на работу.

Некоторые вузы таки получили российскую аккредитацию. Первым стал Донецкий медицинский университет. Бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко когда-то там учился. Теперь он как первый заместитель главы комитета по образованию и науке Государственной Думы приезжает с официальными делегациями в ОРДЛО и продвигает тему аккредитации местных вузов как российских. «Диплом, который признается не только в России, но и в большинстве стран мира как признание российской, советской, макеевской строительной школы», — с такой риторикой он выступал на вручении дипломов в Макеевке.

Виолетта Артемчук этого оптимизма не разделяет: «Недавно обращалась мама парня, который получил диплом медицинского вуза на оккупированной территории и затем у него была процедура верификации диплома в Ростовском университете российского образца. Но в дипломе написано, что он учился в Луганске. Он сейчас хочет уехать и трудоустроиться в Украине, но его диплом — это бумажка, потому что он учился на неподконтрольной территории. Это большая трагедия для многих студентов».

В 2014 году в Донецке работали 34 школы и 750 классов с украинским языком обучения, в которых училась почти треть школьников города.

Украинский язык присутствовал в программе и в прошлом году. Николай говорит об одном уроке в неделю. Половина урока — язык, половина — литература. Поэтому парень вынужден был заниматься с репетиторами: «К ВНО я готовился самостоятельно, вне школы — с репетитором. Я к нему ходил 9 месяцев. Я занимался с репетитором два раза в неделю. В 2017 году, когда я ушел из школы, украинский преподавали раз в неделю в Горловке. Она чередовалась с литературой, как я помню».

С уменьшением количества часов учителя украинского языка стали ненужными в госучреждениях, и начали переквалификацию на учителей русского языка. Однако пока все остается как было — час украинского в неделю.

«Все как и было. Никто ничего не отменял, оценки выставляют, украинский язык в том числе. Украинского языка мало. Все учителя украинского языка и литературы, кто хотел, переучились на русский язык. Получили переобучение в Донецком институте последипломного образования. Я тоже там училась и получила корочку, что имею право русский язык и литературу читать. Без работы людей не оставили», — говорит учительница Наталья Ладыгина, которая живет в ОРДЛО.

Отныне вступить в украинские вузы без надлежащей информационной и государственной поддержки будет еще сложнее. За шесть лет министерство образования так и не разработало специальной учебной программы для учеников с временно оккупированных территорий, и если поступающий хочет в определенный вуз, который не участвует в программе «Доступное образование», он не имеет никаких преференций перед другими абитуриентами. Такими темпами Украина рискует потерять молодежь Донбасса в пользу России.

Министерство по временно оккупированным территориям к прошлой вступительной кампании сняло ролики, которые агитировали выпускников из Донбасса поступать в украинские вузы. Даша Пятова, дочь футболиста «Шахтера» Андрея Пятова, призвала своего бывшего одноклассника Славика «не тупить». В равной степени это призыв надо бы адресовать и украинским чиновникам, как должны перезагрузить систему дистанционного образования для детей с оккупированных территорий.