Уменьшение мощностей АЭС — увеличение доходов Ахметова

Публикации
Фото: delo.ua

Тарифы на электроэнергию будут постоянно расти. 30 апреля НАЭК «Энергоатом» разместила информацию о том, что производство самой дешевой на рынке атомной электроэнергии уменьшится. Министерство энергетики установило новый прогнозный баланс на 2020 год. Согласно документу производство атомной энергии уменьшится на 8,6%. Три энергоблока на Запорожской и Ровенской АЭС выведут в резерв, а мощность семи блоков на Южно-Украинской, Запорожской, Хмельницкой и Ровенской атомных электростанциях уменьшат. При этом проигрывает население и промышленность, государство несет миллионные убытки, в прибыли будет только один бизнес — Рината Ахметова.

Скандал, назревал

Шум из-за остановки блоков атомных электростанций начался 29 апреля. Тогда бывший нардеп Сергей Лещенко разместил в своем телеграмм-канале информацию о том, что и.о. министра энергетики Ольга Буславець предложила с 10 мая остановить работу трех энергоблоков на АЭС. При этом Лещенко утверждает, что эта схема внедряется в интересах олигарха Ахметова, а «Энергоатом» при таком сценарии станет практически банкротом.

ГБР начало расследование в отношении должностных лиц Минэнергетики, которые решили уменьшить объем государственной электроэнергии в пользу частных компаний.

Уже на следующий день и.о. директора НАЭК «Энергоатом» Петр Котин подтвердил информацию и заявил, что уменьшение мощности атомных электростанций считает обоснованным. Хотя еще 24 апреля Котин был против закрытия энергоблоков АЭС и заявлял в интервью журналистам, что руководство компании пришло в марте, чтобы прекратить делать дойную корову с «Энергоатома» для частных компаний.

Петр Котин Фото: censor.net.ua

 
В тот же день стало известно, что Ринат Ахметов получил от регулятора энергетики НКРЭКП тарифный бонус. Завышенная цена для предприятий теперь будет действовать и в выходные дни, хотя в связи с уменьшением спроса в субботу и воскресенье для бытовых потребителей цена электроэнергии уменьшалась. Всего в совокупности решений цена для них выросла на 20%, заявил экс-нардеп.

Почему Минэнергетики уменьшает мощность атомных электростанций

Какие же такие проблемы собиралась решить Ольга Буславець уменьшением мощности атомных электростанций? Во время пандемии коронавируса сократилась экономическая деятельность, многие предприятия приостановили работу, а население даже во время карантина потребляет немного, потому что отопительный сезон уже кончился. Потребление электроэнергии уменьшилось в разы, из-за чего образовался избыток электроэнергии. Энергетика Украины способна генерировать больше электроэнергии, чем ее потребляют. По данным на сайте Минэнергетики в декабре 2019 выработок составил 14219, а потребление — 10899, во время карантина — разница между потреблением и выработкой — еще больше.

«Вопрос в том, почему это делается за счет дешевой генерации — атомной, в то время, когда было бы логично, чтобы работала атомная генерация в условиях экономического спада, который переходит в экономический кризис. Она способна обеспечить наиболее дешевой электроэнергией. Здесь используют ситуацию, которая сложилась в результате эпидемии коронавируса, чтобы протолкнуть лоббистские интересы отдельно взятой олигархической группы Ахметова», — уверен ведущий эксперт по энергетике Михаил Гончар.

Состояние энергорынка в Украине

В Украине много производителей электроэнергии, однако больше всего ее производят компании ДТЭК Рината Ахметова, которая владеет угольными электростанциями и станциями на возобновляемых источниках энергии, а также государственная компания «Энергоатом», управляющая атомными электростанциями и производящая 57% всей электроэнергии.

Ринат Ахметов Фото — EPA

Согласно статье 65 Закона о рынке электроэнергии Государственное предприятие «Гарантированный покупатель» выполняет гарантии государства и скупает всю электроэнергию у производителей энергии из возобновляемых источников в соответствии с зеленым тарифом. 12 июня 2019 Кабмин обязал «Энергоатом» продавать 90% электроэнергии по фиксированной цене, при этом по Положению о специальных обязательства госкомпании продавать 85% электроэнергии Гарантированному покупателю по предельным ценам. По словам чиновников, это было сделано с целью стабилизации тарифов для населения.

В июле 2019 года заработал новый оптовый рынок электроэнергии, который должен был стать конкурентным. Новая реформа включила в себя также рынок двусторонних договоров (бизнес-потребители напрямую покупают у производителя электроэнергию) и рынок «на сутки вперед» (договор действует один операционный день).

С тех пор стоимость для поставщиков зависит от объемов потребления и использования в зависимости от времени суток. В пиковые часы электроэнергия дороже, а ночью — дешевле. Однако такой рынок так и не стал конкурентным, а и.о. директора «Энергоатом» Петр Котин недавно заявил, что реформа рынка просто убивает государственную компанию «Парадокс — мы производим электроэнергию примерно в 8 раз дешевле зеленых электростанций, находящихся в частных руках, они строят дополнительные мощности, и им платят в первую очередь».

«Энергоатом» производит больше электроэнергии в стране, но получает наименьший тариф за нее. При этом государственная компания не включена в рынок двусторонних договоров и не может напрямую продавать электроэнергию. Компания поставляет электроэнергию гарантированному покупателю по 56,6 коп, а он не может ее распродать, потому что в первую очередь обслуживает заявки зеленой генерации. После того эта электроэнергия со скидкой в ​​53% попадает на балансирующий рынок и распродается за копейки. Гарантированный покупатель получает убытки из-за непродажи, в результате — Энергоатому не платят за поставки и задолжали уже немалые средства. Эксперты Михаил Гончар и Ольга Кошарна считают, что такая схема — убыточна. Станциям зеленой генерации выплачивают по установленному тарифу, а Энергоатому только приплюсовываются долги покупателей.

Последствия для энергорынка

С уменьшением мощностей производства электроэнергии на АЭС одной из главных проблем станет нарастание проблемы неплатежей со стороны гарантированного покупателя, считает медиа-директор ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная: «Задолженность с начала года перед Энергоатомом с начала 2020 года — 5 млрд грн. Я уже не говорю, что за предыдущие годы общая задолженность составляет 12 млрд грн. И этот вопрос не решен. Поэтому уменьшится объем производства электроэнергии на АЭС, соответственно уменьшится объем, который Энергоатом поставляет ГарПоку (гарантированный покупателю), и у последнего долги будут нарастать. ГарПок не сможет выполнять обязательства по платежам для возобновляемой электроэнергетики. Это снежный ком и геометрическая прогрессия неплатежей на рынке».

Поскольку падает доля производства атомных электростанций в общем производстве, возрастет доля более дорогих производителей:

«Если в Энергоатоме цена в среднем получается по 70 коп за 1 кВт⋅год, то теплоэнергетические компании Ахметова продают в среднем по 1,50 грн за кВт⋅год электроэнергии, из ВИЭ, которое занимает 8% производства электроэнергии, они продают по 5 грн за 1 кВт⋅год. Повышение цен для населения неизбежно», — считает Ольга Кошарная.

Она отмечает, что если власть будет пытаться удерживать цену для населения, тогда повысится цена для промышленности. И население будет покупать дороже любые товары, производимые в Украине, потому что себестоимость электроэнергии укладывается в стоимость товаров.

«У нас сейчас промышленность покупает электроэнергию по цене более 2 грн за 1 кВт⋅год. Хотя во всем мире промышленность покупает электроэнергию по цене меньше, чем население. Только у нас все наоборот. Фантастическая стоимость — 18 центов, 16 центов, в то время, как в Европе — 4-5 евроцентов стоимости за 1 кВт⋅год зеленой электроэнергии. В любом случае, население в проигрыше. Даже сейчас, платя в среднем гривну за электроэнергию, они переплачивают в товарах и услугах», — говорит Ольга Кошарная. По данным Госкомстата, средняя цена на электроэнергию для населения за 1 кВт ∙ ч в конце 2019 равнялась 1 грн, а для промышленности — 1,85 грн. При этом промышленность потребляет в три раза больше, чем домохозяйства. По данным на сайте Укрэнерго, промышленность потребляет 4186 кВт⋅год, а население — 1444 кВт⋅год.

Ольга Кошарная, фото Украинской кризисный медиа-центр

«В случае, когда рынок будет насыщаться дорогой энергией зеленой генерации, надо будет доплачивать за разницу между рыночной ценой и тарифом, но где взять эти деньги? Бюджет в нынешних экономических обстоятельств имеет кучу дыр, поэтому закрывать их придется только путем повышения цен за электроэнергию», — отметил эксперт энергетической отрасли Михаил Гончар.

Михаил Гончар считает, что интерес Ахметова идет дальше простого увеличения доходов ДТЭК: «С атомной энергетикой нельзя так себя вести. Это — базовая генерация, которая должна работать в стабильном режиме. Хотят максимизировать генерацию, которая приносит доход ахметовской олигархической группировке и минимизировать работу государственной энергогенерирующей компании, которой является Энергоатом. Соответственно, это приведет и к уменьшению поступлений в бюджет, нестабильной работе энергосистемы. У Энергоатома и так достаточно сложное финансовое положение. Его еще больше ухудшают, и однажды начнут «спасать». Речь пойдет о приватизации. Голубая мечта Ахметова — получить в свое распоряжение хотя бы часть атомной генерации».

Эксперт говорит, что вместо того, чтобы сократить электроэнергию не за счет атомной генерации, распределив ее более или менее равномерно, были приняты лоббистские решения: «Так или иначе, через некоторое время будет идти речь о повышении тарифов и для промышленности — по одной простой причине: выручка ахметовских предприятий не должна сокращаться или недостаточно расти. Промышленность, традиционно больше всего берет электроэнергии, не может обеспечить тот поток выручки, который был раньше, в условиях, когда предприятия не функционируют. Прослеживается один единственный вымогательский сценарий — поднять тарифы».

Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар Фото: investigator.org.ua

Ольга Кошарная также прогнозирует Украине веерные отключения. «При избыточных мощностях производства электроэнергии у нас будут веерные отключения, потому что сейчас диспетчеризация при наличии неконтролируемого роста возобновляемых источников электроэнергии, приведет к тому, что будет блэкаут. Потому что вручную изменять команды системы по 50 раз в день, как это делает Укрэнерго — очень неправильно».

Все — в пользу Ахметова?

Опрошенные ЦЖР специалисты в один голос говорят, что энергорынок в Украине фактически отсутствует.

«Сейчас все находится в режиме ручного управления. Это означает, что рынка нет. Самую дешевую электроэнергию с рынка убирают, рынок разрушают, на ее место запускают дорогую электроэнергию угольных станций и зеленой генерации. И в том и в другом — лучшие позиции имеет Ахметов. Кто премьер? Человек Ахметова. Кто министр? Человек Ахметова», — комментирует Михаил Гончар.

Ольга Кошарная подтверждает: в Украине отсутствуют конкурентные равные условия, предусмотренные законодательством для государственных и частных компаний.

«Электростанции, принадлежащие Ахметову, все время в выигрыше. У нас монополизация производства. В Украине есть два конкурента в электроэнергетической отрасли — «Энергоатом» и ахметовские компании, работающие на угле. Рынка не будет в генерации. И даже при этих условиях Энергоатом выбросили с рынка двусторонних договоров», — говорит Ольга Кошарная.

Компания ДТЭК Рината Ахметова добывает 90% украинского угля и владеет 70% угольных теплоэлектростанций. В 2019 году в три раза возросла мощность крупных электростанций с ВИЭ. 25% возобновляемой энергетики принадлежит Ринату Ахметову. Ольга Кошарная отмечает, что тепловые электростанции и станции на ВИЭ будут только в выигрыше от уменьшения мощности АЭС. Если сравнить платежный баланс теплоэлектростанций в мае 2018 и мае 2020 года, то тепловые электростанции будут производить только на 200 млн кВт⋅год меньше, а атомные электростанции за этот же период — почти на 2 млрд кВт⋅год меньше. В общем тепловые электростанции, по данным Укрэнерго, имеют 21,8 тыс. Мвт, атомные электростанции — 13,8 тыс. МВт, что почти в 2 раза меньше.

«200 млн против 2 млрд кВт⋅год — есть разница. В то же время по возобновляемым источникам энергии — рост по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза за май», — комментирует Ольга Кошарная. Только ДТЭК в конце 2019 произвела 1 ГВт электроэнергии. В мае 2018 года всего было произведено 238 млн кВт⋅год «зеленой энергии», в мае 2019 — 475 млн кВт⋅год, а в мае 2020 — 1 миллиард 10 млн кВт⋅год.

«Получается, что государство не платит государственной компании, которая производит более 50% электроэнергии, оно еще это ограничивает и не делает никаких шагов, чтобы повысить цену на электроэнергию для населения», — говорит Ольга Кошарная.

Она поддерживает развитие солнечной энергетики в домохозяйствах. Сейчас таких — 15 000 домохозяйств, на конец 2019 года они произвели 60 мВт/час. Это 5% от установленной мощности на возобновляемым источниках в стране. «В чем их преимущество? Потому что это — распределенная генерация, люди производят — потребляют. Они могут продавать избыток по 5 грн, но это не влияет на рынок. Влияют крупные электростанции, которые вводятся сейчас в эксплуатацию».

Эксперт считает, что Ринат Ахметов будет эксплуатировать тепловые электростанции ненадлежащим образом: «Он ничего не делать, для того, чтобы модернизировать эти тепловые электростанции; он будет эксплуатировать до полной гибели, потому что он строит ускоренными темпами станции на возобновляемых источниках при рентабельности 300%».

Как удалось Ахметову направить в свою пользу законы и решения власти? Эксперты уверены, что господин Ахметов свое лобби имел и имеет во всех структурах власти.

«Он имеет своих людей в Верховной Раде, в Минэнергетики. Я наблюдала, как принимался закон о рынке электроэнергии. Ахметов осуществлял влияние на Национальную комиссию регулирования — это бесспорно», — рассказала Ольга Кошарная.

Михаил Гончар объяснил, что когда в стране мощный экономический спад, а власть теряет рычаги управления государством, начинают господствовать чисто клановые отношения:

«Кто сильнее, тому и падает больший кусок. Традиционно, ахметовская группировка экономически доминирует над другими, поэтому сейчас они позволяют брать себе по максимуму. Так было с каждой предыдущей властью. Ранее доминирующие позиции с точки зрения влияния на власть и лоббирования тех или иных выгодных этой олигархической группе решений было у Фирташа и газовой группировки «Фирташ-Бойко-Левочкин». Они были при Кучме, Ющенко, Януковиче. Фирташ считал, что так будет всегда, но так не получилось. Теперь Ахметов считает, что он был всегда. Более того, сейчас он пролоббировал назначение премьером своего человека, кто бы это это не опровергал. Но мы видим по проектам решений, предлагается и в чьих интересах все делается».

Фото: 34 канал

А как надо было?

«Что должно сделать государство? Открыть закон о рынке электроэнергии, читать его и отказаться от режима ручного регулирования. Но пока все на государственном уровне делается в обратном направлении. Ахметовские структуры доминируют на энергорынке. Речь должна идти о соответствующем антимонопольном расследовании и принятии решения о разукрупнении. Поскольку он злоупотребляет своим статусом», — объясняет Михаил Гончар.

Михаил Гончар и Ольга Кошарная говорят, что сейчас электрогенерирующие госкомпании — дойные коровы для частного бизнеса. Государство не могло и не может из бюджета поддерживать возобновляемую электроэнергетику.

«Когда принимался закон поддержки «зеленой энергетики» его лоббировали братья Клюевы. Нигде в мире нет, чтобы в законе была привязка стоимости киловаттчаса к евро. Во всех странах регулятор энергетических рынков следит за этим. И всегда были лоббисты в ВР, которые не позволяли изменить эти нормы», — говорит Ольга Кошарная.

Оптимистический сценарий, по мнению специалистов, маловероятен и непопулярен. Нужно повышать цену тарифов на электроэнергию для населения до рыночной.

«Возможно, это нужно сделать в несколько этапов, чтобы не было шока. Но пока промышленное производство уменьшилось — без этого не обойтись. Я скажу радикальную вещь — это национализация тепловых электростанций. Потому что в государственной собственности по тепловой генерации — только Центрэнерго», — отметила Ольга Кошарная.

Она отмечает, что национализация невозможна с точки зрения европейского права. Но нужно, чтобы Антимонопольный комитет и регулятор исследовали эту тему. Однако и АМКУ, и регулятор пока зависимые от бизнеса. Ринат Ахметов является монополистом в области тепловой угольной энергетики, и вскоре может быть и монополистом на рынке «зеленой», если АМКУ будет продолжать подыгрывать одному из главных олигархов страны.

Между тем, события вокруг возможной остановки блоков АЭС начали разворачиваться и в других плоскостях. 97 народных депутатов подписали обращение к премьеру Денису Шмыгалю, в котором призвали не отключать блоки АЭС. 7 мая Государственное бюро расследований открыло производство по факту возможных неправомерных действий должностных лиц Министерства энергетики, которые утвердили обновленный прогнозный баланс электроэнергии объединенной энергосистемы Украины на 2020 год.