Российский ежегодный комплекс пропагандистских мероприятий к годовщине победы в «Великой отечественной войне» получил меткое народное название «победобесие». Он не минует никого, в том числе и самых юных украинских граждан в оккупированном Россией Крыму. Расскажем вам об одном образце «праздничной» военной пропаганды РФ среди малолетних.
Внешние проявления победобесия — от надписей «Спасибо деду за победу!» на автомобилях немецкого производства до детских колясок в виде танка Т-34 и тематических стрип-шоу в оформлении из гвардейских лент — известны и уже почти не удивляют.
Но это — именно внешние проявления милитаристского психоза, который сознательно организует российская машина пропаганды.
Особое внимание она уделяет детям. Мероприятия по случаю «дня победы» в школах и детских садах из года в год становятся все более тотальными и безумными. Это неразрывно связано с системой военного воспитания — составляющей российского начального и среднего образования.
Особенно угрожающие и одновременно карикатурные черты приобретает эта система в оккупированном Крыму, к которому Россия применяет свое законодательство и специальные методики идеологической обработки населения. Центр журналистских расследований уже публиковал статью Ирины Седовой об этой тенденции, которая с точки зрения международного гуманитарного права является военным преступлением — подготовкой детей оккупированной территории к службе в армии оккупанта.
Проекты типа «Чтобы помнили» тотально разворачивались в учебных заведениях РФ России и в предыдущий, 70-летний юбилей «Дня победы», сейчас он таки докатился и до дошкольников Крыму и «молодых республик» на оккупированном Донбассе.
Коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в планы путинской пропагандистской машины, но не отменила их. Просто в условиях карантина администрации школ и детских садов перекладывают работу по российско-патриотическому воспитанию на плечи родителей.
Администрация одного крымского детсада прислала родителям своих воспитанников подробную программу на каждый день недели, расписав, что надо делать с детьми, чтобы они не дай бог ни на минуту не забыли о 75-й годовщине «Великой Победы» и «могучем СССР».
Программа насыщенная. Чем именно? Милитаризмом, конечно. Ведь память о войне увековечивать можно по-разному. Можно говорить о войне как о трагедии — каковой она и была. Можно как о преступлении — и это тоже было бы правдой. Но нет — детям оккупированного Крыма предлагают почувствовать себя причастными к войне как к увлекательному приключению и также быть готовыми «повторить».
«Чтобы быть сильными и смелыми, как наши деды и прадеды», детям предлагают каждое утро начинать с зарядки «Солдат молоденький». К заданию прилагается ссылка на видеоролик с незамысловатой анимацией в сопровождении советской песенки композитора Шаинского о «защитниках мирной стороны».
В титрах ролика указано, что он изготовлен учительницей начальных классов Светланой Ивановой, без уточнения — откуда, да это и не важно — такого добра на сайтах учебных заведений РФ немало. (Кстати, униформа некоторых военных, техника и оружие на видео похожи на американские — следовательно, не исключено, что анимацию или картинки для нее просто стащили где-то в интернете. Впрочем, иллюстрировать «подвиг советского воина» изображением иностранных, а то и вовсе вражеских военных , оружия и техники уже стало привычным для «победобесия» — оно не предусматривает необходимости разбираться в деталях).
Следующая рекомендуемая методистами крымского детского сада упражнение — гимнастика для пальцев «Солдаты».Технически и образовательно никакая, но идеологически выдержанная. После такого можно ожидать, например, военизированной чистки носа или каких-либо гигиенических процедур в милитарном стиле — но, видимо, это применят в следующем году.
Далее в программе на понедельник — закрепление образа Голубя «как символа мира и счастья дошкольников», что бы это ни значило. По инструкции, родители должны рассказать детям о том, как во время войны голуби наводили ужас на немецких солдат, потому что красная армия использовала голубей не только для почтовых нужд, но и для уничтожения вражеских объектов. Итак, символ мира в России оказывается смертоносным. Впрочем, все по Оруэллу: «Мир это война».
Программа патриотических мероприятий на вторник, который определен днем математики, предусматривает «создание условий для формирования умственных способностей детей», для чего детям предлагается почувствовать себя следопытами. Выполнение задач (например, нарисовать на часах стрелки, указывающие на момент начала войны) рекомендуется чередовать с физическими упражнениями и играми. Физкультминутка, к которой родители должны привлечь детей на карантине, сопровождается кричалкой:
«Тыр-тыр, пулемёт, (держат обеими руками рукоять пулемета)
Выше, выше самолёт (рука движется наискосок снизу вверх) (неужели от сердца к солнцу? — ред.)
Бац! — артиллерия (хлопок)
Скачет кавалерия (одной рукой машут мнимой шашкой над головой, подскоки с ноги на ногу на месте)».
Стоит учесть, что единственная «кавалерия», с которой сегодня имеет дело россиянин — это конная полиция, участвующая в разгоне протестных акций. Так что кричалка достаточно двусмысленная. Но дети Крыму поймут это чуть позже — если пропаганда не убьет в них способность что-то понимать.
Но это еще не все задачи на вторник! Реферат детсада предлагает игру «Минное поле», где дети могут познакомиться с новой военной профессией и почувствовать себя саперами.
Среда в карантине должна пройти под лозунгом «Катюша» — оружие Победы». Цель — «отследить вклад в дело Победы реактивного миномета БМ-13, в просторечии — «Катюша». Прослушиванием и хоровым пением с родителями одноименной песни дело не заканчивается. Дети должны выполнить задание — нарисовать или вылепить из пластилина макет миномета. Есть и видеоинструкция, в которой детям популярно объясняют, что «Катюшу» сегодня можно было бы назвать «Градом».
Четверг — просто удивительно мирный день этой милитарной программы, он полностью посвящен песне «Солнечный круг». Но не вечер! Вместо колыбельных детям и их родителям предписано прослушивание песен «Священная война», «День победы», а также «Прощание славянки» Агапкина. Жаль — без уточнения, с которым вариантом текста — белогвардейским ( «Через вал Перекопский шагая») или с чем-то из советской эпохи.
Расписание на еще одну среду называется «Военно-спортивная игротека». Перечислим лишь названия — они красноречивы и все как одна предусматривают игры, в которых дети имитируют действия военных. Напомним — это методичка для родителей дошкольников, составленная педагогами детского сада в оккупированном Крыму на время карантина.
Игры-эстафеты «Снайперы», «Катюша», «Переправа через мост».
Подвижные игры: «Кто быстрее соберется по тревоге», «Полоса препятствий», «Перевязка раненого бойца», «Катакомбы».
А вот задание игры «Разведчики» процитируем на языке оригинала: “Чтобы не заскучать во время долгого сидения дома, можно придумать разные военные мини-квесты. Например, искать боеприпасы! Спрячьте в квартире 10-15 вещей вместе с записками, в которых будет зашифрована подсказка о следующем месте «схрона». Если развить мысль более фантазийно, то можно нарисовать целую карту «военных событий», и тогда занятость ребенка часа на два обеспечена».
Эта программа мероприятий — только финальная часть большого, растянутого во времени проекта «Чтобы помнили». Так что накачка российской милитарной пропагандой детей оккупированного Крыма даже в дошкольных учреждениях продолжается не одну только неделю перед 9 мая, а с меньшей интенсивностью круглый год.
И похоже, что это именно та тема, которой должны заинтересоваться украинские правозащитники и правоохранительные органы. А те в свою очередь — заинтересовать новыми фактами совершения военных преступлений РФ в оккупированном Крыму международные уголовные инстанции.