Из всех «друзей оккупации Крыма» сербский филиал вызывает едва ли не наибольшее отвращение. Потому что он сформирован вокруг политического клана Шешелей во главе с Воиславом Шешелем, военным преступником, причастным к кровавым этническим чисткам в бывшей Югославии, а сегодня — лидером главной пророссийской политической силы в Сербии.
Международная ассоциация «Друзей Крыма» была создана российскими правительственными структурами в оккупированном Крыму в 2017 году с целью легализации незаконного «референдума» и последующей попытки РФ аннексировать Крым, отмены западных санкций против РФ и снятия «крымского вопроса» с мировой повестки дня.
Центр журналистских расследований в цикле «Друзья оккупации Крыма» раскрывает имена агентов влияния Кремля в разных странах и источники финансирования их организаций.
В ноябре 2017 года на форуме «друзей Крыма» в оккупированной Ливадии присутствовали двое депутатов парламента Сербии — Александар Шешель и Дубровко Божич. Они представляли Сербскую радикальную партию.
На многих сербских новостных сайтах появилось фото Александара Шешеля с Георгием Мурадовым — представителем «республики Крым» при президенте России. И сообщение о том, что сербские радикалы стали учредителями организации «Друзья Крыма». Некоторые прямо в заголовке уточняли — «Сын Шешеля в Ялте — друг Крыма».
Итак, Александар Шешель, в то время депутат парламента Сербии — Народной Скупщины, стал соучредителем и членом координационного совета Ассоциации друзей Крыма. В парламенте он представлял фракцию Сербской радикальной партии, которая известна непримиримым великосербским национализмом и навязчивыми симпатиями к Москве. А возглавляет эту партию отец Александара — Воислав Шешель, бывший главарь ультраправого четнического движения и военный преступник, осужденный Международным трибуналом по бывшей Югославии за этнические чистки.
История одного преступника
Шешель был радикальным националистом еще до того, как это стало мейнстримом.
Социалистическая федеративная Югославия представляла из себя единое целое благодаря мягкой национальной политике Иосипа Броза Тито, при которой республики и автономные края имели достаточно экономической и культурной самостоятельности.
Однако некоторые сербы хотели быть в Югославии не первыми среди равных, а просто — первыми. Шешель начал выступать за Великую унитарную Сербию, которая должна поглотить Боснию, Македонию, Черногорию, Косово и значительную часть Хорватии.
За свои шовинистические идеи он дважды попадал за решетку.
Но наступил конец восьмидесятых, и великосербские настроения охватили уже и коммунистическое руководство страны. Разжиганием межнациональных конфликтов начал свое восхождение Слободан Милошевич, который вскоре занял пост президента Сербии, а затем — Югославии. Так начиналась медленная и кровавая смерть федерации балканских славян — и это был звездный час Воислава Шешеля.
Бывший диссидент вошел в большую политику, провозгласил себя наследником сербских ультраправых партизан-четников времен второй мировой войны и возглавил Сербскую радикальную партию, которая ненавидела Европу, коммунистов, хорватов и мусульман — и при этом горячо любила православие, Москву и великую Сербию.
В 1992 году, Шешель становится союзником президента Сербии Слободана Милошевича и помогает ему железом и кровью объединить балканские земли, которые они считали «сербскими».
Этнические чистки, депортации, изгнание, массовые убийства боснийских мусульман, хорватов, косовских албанцев — весь этот арсенал применяли сербские националисты. И непосредственно к этому приложил руки и Воислав Шешель. Например, отряд четников «Белые орлы», причастный к этническим чисткам в Боснии и Косово, имел второе название — «Шешелевичи».
Для сербов Шешель стал популярным политиком, чья партия получала второе место на выборах в национальный парламент — Скупщину.
Но время шло, Югославию принудили к миру. Свое работу выполнял Международный трибунал по бывшей Югославии. Сначала по запросу Гааги был выдан Слободан Милошевич, а два года спустя, в 2003-м, сдался в руки международного правосудия и Шешель. Он провел под арестом одиннадцать лет — расследование военных преступлений дело долгое.
Вышел под надзор сербской полиции в 2014-м по состоянию здоровья. А через два года трибунал после апелляции вынес окончательный приговор Воиславу Шешелю — десять лет заключения, которые он с лишним уже отбыл в КПЗ Гаагу.
Преследование Шешеля добавило его партии популярности. Но впоследствии большинство сербов предпочло европейскую интеграцию. Ближайший соратник Шешеля — Томислав Николич расколол Радикальную партию и стал президентом Сербии.
Шовинистические идеи радикалов теряли симпатии населения. Возвращение домой — это прекрасно, однако лучшие времена политика Шешеля были уже позади.
Не нужны сербам — нужны Москве
Но кто уж точно был рад видеть Шешеля на свободе — так это Россия. Радость была взаимной. «Сербия — наша родина, а Россия — наша мать!» — провозглашает Шешель при любой возможности.
Радикальная партия выступает за интеграцию с Москвой, и конечно, Крым для них — издревле Россия, так же как Косово — Сербия.
Стоит отметить, что политика у Шешеля — дело семейное. Ядранка Шешель, жена Воислава, идейная русофилка. Она даже баллотировалась на пост президента Сербии вместо заключенного мужа, но с треском провалилась.
Сын Никола руководил сайтом Сербской радикальной партии, а параллельно имел отношение к нелегальному игорному бизнесу.
Другой сын — Александар — был депутатом Скупщины и членом сербской делегации в ПАСЕ, где выступал с откровенно пророссийских позиций.
И за крымское направление в Сербской радикальной партии формально отвечает именно он.
Учредительный форум Ассоциации друзей Крыму в 2017 году — не единственный случай, когда Шешель-младший посещал оккупированный полуостров. На Ливадийском форуме в июне 2019 года он в Крыму уже в четвертый раз.
В следующий раз он приехал в Ялту в ноябре того же года — на форум «Крым в современном международном контексте», где во время пресс-конференции обещал расширить формат «Друзей Крыма» на Балканах.
Но как-то слишком долго раскачивается этот маховик поддержки оккупации Крыма в Сербии. Основали Ассоциацию Друзей Крыма еще в 2017-м, Мурадов сообщал о создании сербской ячейки в 2018-м, а в конце 2019-го Александар Шешель обещает ее расширить. В то же время, сообщений о деятельности друзей Крыма в Сербии не видно и не слышно — ни в российском информационном пространстве, ни в сербском. И на сайте Ассоциации пункт «Сербия» в списке национальных клубов «друзей Крыма» — неактивен.
Коллаборационисты в гостях у четников
Но активность таки есть — только со стороны россиян. В декабре 2019 году в Белграде состоялась конференция «Белградский диалог: за конструктивные отношения с Россией и признание волеизъявления народа Крыма». Организаторами мероприятия стали Постоянное представительство «республики Крым» при Президенте России и «Деловой и культурный центр Республики Крым» — контора, которая базируется в Москве и отвечает за проведение мероприятий по крымской тематике.
В Сербию для участия в конференции въехала мощная делегация крымских коллаборационистов, в частности «вице-спикер госсовета» Крыма Эдип Гафаров, «председатель комитета по народной дипломатии и межнациональным отношениям Госсовета» Юрий Гемпель, незаконно избранные «сенатор» Совета Федерации России Сергей Цеков и «депутат» Госдумы России Наталья Поклонская. Въехали они, заметим, по российским паспортам — хотя в Европу граждан Украины по оккупационным российским документами впускать не должны.
Кроме российско-крымской делегации, которую возглавлял, конечно же, Георгий Мурадов, на конференцию съехались политические туристы из Германии, Финляндии, Италии, Греции, Словакии, Сербии, Черногории, Чехии, Турции, Армении — в основном те же, кого мы уже знаем по их участию в крымских оккупационных форумах в Ялте.
Шешель был главным участником и спикером этой конференции. Гости вручили ему медаль Черноморской ассоциации международного сотрудничества «За укрепление международных связей Республики Крым».
на официальном сайте российских государственных закупок размещен заказ на организацию этого мероприятия — российские налогоплательщики заплатили за белградский вояж крымских коллаборационистов и создание дополнительной агитационной площадки для сербских союзников Кремля 4 миллиона рублей.
Кстати, это Шешелю не помогло. Апелляции к православию, евразийской интеграции и дружбе с Москвой не работают — сербам это не интересно, они на задворках Европы чувствуют себя явно лучше, чем в перспективных объятиях России. Шешель и его Сербская радикальная партия на выборах в июне 2020 года получили два процента голосов — и впервые не попали в парламент. Так что ценность этих союзников для Москвы заметно уменьшилась. Но для того, чтобы торговать лицами на очередных форумах друзей Крыма — сойдет.