Иностранцы, которые помогают Кремлю в его попытках легализовать аннексию Крыма, принадлежат к разным, часто полярным политическим течениям. Циничный прагматизм Москвы в достижении собственных целей позволяет ей использовать агентов влияния независимо от их партийности, а выгода, которую те получают от сотрудничества с РФ, позволяет политическим антиподам мирно уживаться в международном кремлевском виварии, которым является Международная ассоциация друзей Крыму.
Международная ассоциация друзей Крыма была создана российскими правительственными структурами в оккупированном Крыму в 2017 году с целью легализации незаконного «референдума» и последующей попытки РФ аннексировать Крым, отмены западных санкций против РФ и снятия «крымского вопроса» с мировой повестки дня.
Центр журналистских расследований в спецпроекте «Друзья оккупации Крыма» раскрывает имена агентов влияния Кремля в разных странах и источники финансирования их организаций.
Личный состав Международной ассоциации друзей Крыма поражает своим разнообразием. Здесь есть представители и левого, и правого края политического спектра, и аполитичные люди бизнеса.
Многие из них уже оказались на обочине власти и политики из-за собственной неактуальности. Таким Кремль помогает продлить политическую жизнь — приглашает на международные мероприятия, оказывает материальную поддержку и внимание прессы.
Кто-то из друзей Москвы намерен прийти к власти и навязать стране свои политические идеи, а для этого нуждается в щедром спонсоре, который после желаемой победы на выборах может стать мощным союзником. Такие получают то, что хотят — в обмен на гарантии лояльности после победы и политические услуги уже сейчас.
Кто-то стремится конвертировать свой политический вес в деньги и влияние, которых не получить честным путем — и Россия указывает путь нечестный, но щедро оплачиваемый.
Это разнообразие мотиваций политических фигур и фигурок на службе Кремля свидетельствует, что России не интересны цвета политического спектра — Москва готова привлечь, соблазнить или купить любого, кто готов говорить и делать то, что Москве нужно.
Левые
Ныне покойный Яромир Когличек — пожилой член Коммунистической партии Чехии и Моравии.Именно он ездил в Крым от Чехии. КПЧМ — правопреемница правящей просоветской Коммунистической партии Чехословакии. Она традиционно воюет против Евросоюза, США и НАТО, выступает за социализм и сохраняет симпатии к Москве. Как видим, симпатии — взаимны.
Яромир Когличек много лет был депутатом Европарламента. Это особенно ценится Кремлем — ведь именно благодаря таким «друзьям» в европейских институтах удается продавить отмену ограничений, которые были введены в отношении России.
Другой чешский «друг оккупации» — бывший сенатор и ярый популист Ярослав Доубрава раньше тоже был членом Компартии Чехии и Моравии, но покинул ее ради межмуниципального объединения «Северочехи».
В Болгарии местный филиал российского нефтяного гиганта «Лукойл» традиционно оказывает поддержку Болгарской Социалистическойпартии.БСП является правопреемницей марионетки Советского Союза — Болгарской коммунистической партии. Она выступает за демократический социализм, европейские ценности — но одновременно жестко ориентируется на Москву. Неудивительно, что именно известные функционеры БСП профессора Иван Маразов и Ваня Добрева возглавили болгарскую Ассоциацию друзей Крыма.
Норвежец Хендрик Вебер пытался возить туристов в оккупированный Крым. Но это в России он незадачливый турагент, а у себя на родине Вебер — член партии «Красные» — пестрой коалиции маоистов, троцкистов и других радикальных социалистов.
На сборную солянку левых фракций похожа и немецкая партия «Die Linke» — «Левые». Это правопреемница Социалистической единой партии Германии, которая в течение многих десятилетий управляла Восточной Германией в интересах СССР. Неудивительно, что интересы Москвы эта партия и сегодня отстаивает достаточно последовательно. Неудивительно и то, что глава немецкого филиала Ассоциации друзей Крыма Андреас Маурер, бывший советский немец, возглавляет фракцию «Die Linke» в городе Квакенбрюк.
В Греции к борьбе за признание российского Крыма Москва смогла привлечь еще живую на тот момент легенду греческого антифашистского сопротивления — коммуниста Манолиса Глезоса.
Впрочем, Глезос был уже слишком стар, поэтому на практике крымской темой занимается другой левак с большим стажем — Костас Исихос. Он был членом Коммунистической партии Греции, а затем перешел к пестрой левой коалиции маоистов, троцкистов и демократических социалистов СИРИЗА, которая на волне экономического кризиса возглавила греческое правительство.
«Влияние партии СИРИЗА был очень сильным. И влияние Российской Федерации на территории Греции было очень сильным, так как было доказано хорошее отношение РФ к членам партии СИРИЗА и ANEL, второй партии из этой коалиции (ANEL — «Независимые греки», правопопулистская партия — ред.). Тогда президент ANEL Панос Камменос был министром обороны, а Исихос был заместителем министра обороны. То есть, в общем все министерство обороны Греции было дружественным позиции РФ», — рассказывает о тех временах Костас Онисенко, журналист из Греции украинского происхождения.
Исихос впоследствии вынужден был уйти в отставку, и отправился к маргинальной леворадикальной партии «Народное единство». После того россияне привлекали его не только к деятельности Ассоциации друзей Крыма. Он помогал русским оккупантам на Донбассе, и даже пытался «качать» юг Украины, участвуя в сепаратистских мероприятиях в Одессе.
В Словакии Клуб друзей Крыма возглавляет вице-президент Словацкой коммунистической партии Джалал Сулейман, который происходит из странной семьи сирийских православных коммунистов.
Правые
В то же время, именно пример Словакии доказывает, что Москве безразличны политические вкусы «друзей оккупации» — лишь бы не забывали, с чьих рук едят. Так, формальным председателем Международной ассоциации друзей Крыма является профессор Ян Чарногурский — бывший словацкий диссидент, который преследовался коммунистическим режимом, и премьер-министр правительства Словакии в 1991-1992 годах.
Убежденный правый христианский консерватор, на склоне лет профессор разуверился в либеральной и атеистической Европе, и переориентировался на идейно близкого Владимира Путина, который также делает ставку на консерватизм и христианство.
В Армении местный медиамагнат Айк Бабуханян возглавляет небольшую правоконсервативную партию Союз «Конституционное право». И одновременно входит в Координационный совет Ассоциации друзей Крыма. Бабуханян издает армянские выпуски газет «Комсомольская правда» и «Аргументы недели», а его дочь Заруи работает активной пропагандисткой идей «русского мира» и евразийства в Армении.
Британских друзей оккупации Крыма Джона Бонара, Николаса Кобба и покойного Найджела Суссмана нельзя назвать партийными деятелями, но пророссийская евроскептическая организация Westminster Russia Forum, к руководству которой они имеют непосредственное отношение, ранее называлась «Консервативные друзья России» — а значит, их можно отнести к правым. Конечно, они помогают Кремлю не просто так. Бонар — основатель и руководитель группы компаний «Восток», которая якобы имеет амбициозные планы на развертывание большого строительства в свободной зоне Владивостока.
Из Болгарии в оккупированный Крым ездят не только левые, но и националисты из ультраправой партии АТАКА. Близкий к АТАКЕ руководитель объединения русофилов Болгарии Николай Малинов был обвинен прокуратурой Болгарии в связях с Российским институтом стратегических исследований — де факто филиалом Службы внешней разведки России, и с организатором и спонсором пророссийского сепаратизма на украинском Донбассе, российским олигархом Константином Малофеевым.
Италия. Бывший христианский демократ, а сейчас — правоконсервативный сепаратист из «Лиги Венето» Стефано Вальдегамбери возглавляет итальянский клуб друзей Крыма. Эту должность он отрабатывает на совесть — даже убедил небольшой муниципалитет принять постановление в поддержку российского статуса Крыма. Неудивительно: россияне позволили Стефано иметь собственный бизнес по выращиванию клубники под Симферополем. Также он получил апартаменты в элитном курортном комплексе «Итальянская деревня» на Тарханкуте.
Автор манифеста Ассоциации друзей Крыма, французский политик Жан-Пьер Тома делал политическую карьеру в правоцентристской Республиканской партии. А потом — в таком же правоцентристском «Союзе французскойдемократии». Тома отметился громкими коррупционными скандалами во Франции и заслужил насмешливое прозвище «Мсье Россия». За верную службу он получил должность члена совета директоров компании «Русал», принадлежащей российскому олигарху Олегу Дерипаске. Также в российском государственном реестре в июле 2019 году в Москве была зарегистрирована «Русско-Европейская Финансовая Компания», учредителем которой является Жан-Пьер Тома.
Его коллеги по раскрашиванию оккупированного полуострова в цвета российского триколора Николя Бе и Тьерри Мариани тоже не чужие правому движению. Бе — фактически второй человек в пророссийской правой партии «Национальное объединение» под руководством Марин Ле Пен, его визиты в Крым были платой за российскую поддержку партии. Сопредседатель организации «Франко-русский диалог» Тьерри Мариани баллотировался от партии «Национальное объединение» в парламент Франции.
«Есть целая когорта политиков, в которую входят Жан-Пьер Тома, Тьерри Мариани, Ив Поццо ди Борго, другие депутаты, сенаторы — они делают вид, что в Крыму состоялся настоящий референдум, что это никак не нарушило принципы международного права, и рано или поздно все равно придется принимать тот факт, что Крым стал русским. Их деятельность достаточно активна — к сожалению, нельзя констатировать ослабление их влияния. Влияние есть, и оно серьезно… Официальная политика Парижа остается неизменной, она признает территориальную целостность Украины, право Украины на неприкосновенность своих границ, Франция поддерживает санкции ЕС, которые были провозглашены за незаконную аннексию Крыма. Поэтому нельзя сказать, что эти политики влияют на официальную позицию, но на бизнес-круги влияние есть», — рассказывает о французских друзьях Кремля Алла Лазарева, корреспондентка Тиждень.UA во Франции.
Японский друг оккупации Крыма Мицухиро Кимура возглавляет на родине ультраправую антиамериканскую секту «ИссуКай». Ненависть к США и симпатии к русскому традиционализму — вот источник вдохновения Мицухиро, который все силы отдает рекламе России в Японии — в том числе рекламе российского Крыма.
В Сербии с оккупированным Крымом дружат не просто правые, а признанные головорезы. Шешель возглавляет пророссийскую Сербскую радикальную партию. Во время распада Югославии Шешель был лидером движения великосербских ультраправых военизированных группировок четников и провел много лет в тюрьме Международного уголовного суда.
Его сын и однопартиец Александар Шешель стал соучредителем Ассоциации друзей Крыму.
Роль наблюдателей на крымском псевдореферендуме выполняли бельгийцы Франк Крейельман, Ян Пенрис и Кристиан Вераугстрате. Все они были членами крайне правой партии «Фламандский интерес» — правопреемника запрещенного за расистскую политику «Фламандского блока». Один из руководителей «Фламандского интереса» Филипп Девинтер посещал Ялтинский экономический форум в 2018 году.
Люди денег
Есть, конечно, и беспартийные «друзья Крыма». С ними не рассчитаться ни политическим туризмом, ни спонсорством партийных проектов. Поэтому здесь уже речь идет о бизнесе — впрочем, как и в случае с некоторыми неглупыми партийными «друзьями оккупации». У того же британца Бонера — что первично? Симпатии к российскому политическому консерватизму — или все же любовь к деньгам, которые он получает от зарегистрированных в России компаний?
В немецкой Ассоциации друзей Крыма, кроме левака Маурера, есть еще пять учредителей. Среди них Борис Кемпф, немецкий бизнесмен, имеющий интересы в Крыму. На оккупированном полуострове в мае 2017 года он начал реализовывать проект «Немецкая деревня» на Тарханкуте. Кроме того, его компания Kempf Business Gruppe занимается поставкой оборудования для искусственной вентиляции легких в Россию.
В Греции очень влиятелен российский олигарх Иван Саввиди, который активно скупает греческие активы и продвигает там российские интересы — не забывая и о Крыме. Здесь уже не политики обменивают свое влияние на кремлевские деньги, а деньги российского олигарха непосредственно оказывают влияние на Грецию.
Именно к влиянию стремится Россия, привлекая иностранцев к обслуживанию своих интересов на международной арене. Мелкий политический фрик — сойдет, вот тебе трибуна, микрофон и темник. Крупный политический деятель — еще лучше. Бизнесмен с интересами в России? Вот тебе условия для ведения бизнеса, требуй снятия санкций. Депутат Европарламента? Вообще замечательно.
Левый? Вот тебе иллюзии о стране Октябрьской революции и оплоте мирового антиимпериалистического движения.
Правый? Вот тебе большой друг, который презирает гнилой либерализм и защищает традиционные ценности.
Влияние на западную политику и на западное общественное мнение для России важнее ресурсов. Поэтому она готова тратиться. А желающие получить свой кусок от Москвы всегда найдутся.