Российский суд арестовал в Москве Арину Новосельскую – до недавнего времени главу оккупационного «министерства культуры Крыма». Ей инкриминируют взятку в 25 миллионов рублей за содействие ООО «Меандр» в уничтожении здания Театра кукол в центре Симферополя и строительстве на его месте безобразного здания «Центра детского театрального искусства». Впрочем, и Новосельская, и руководство ООО «Меандр» – только исполнители коррупционного преступления. Главные же выгодоприобретатели, благодаря оккупации Крыма нажившиеся на госзаказах по халтурной «реставрации» объектов исторического и культурного наследия, остаются безнаказанными.
Деятели оккупационного «правительства Крыма» и их коллеги в городах и районах оккупированного полуострова один за другим оказываются за решеткой за коррупцию. Их арестовывают, но преемники все равно воруют – в ожидании своей очереди в тюрьму. К этому приводит сама система власти в России – тоталитарная клептократия. В системе, которая создана для воровства, не воровать – невозможно. Потому и кадры туда подтягиваются соответствующие.
Именно таким кадром стала Арина Новосельская, до недавнего времени – «министр культуры» в оккупационном «правительстве Крыма». 18 ноября ее задержали и в наручниках отвезли в региональное управление Следственного комитета, а на следующий день — арестовали уже в Москве.
Вера Новосельская (Арина – это сценическое имя) училась играть на пианино в Симферопольском музыкальном училище имени Чайковского. Потом учила играть других, понемногу поднимаясь по карьерной лестнице. Когда Крым попал под макеевское руководство Василия Джарты, Новосельская стала заместителем министра культуры, а позже – помощником-консультантом депутата Елены Нетецкой – доверенного лица Джарты.
Последние полгода до оккупации Новосельская работала директором Симферопольского театра кукол — того самого, который позже при ее содействии будет уничтожен ради обогащения питерских бенефициаров ООО «Меандр».
В феврале 2014 года оккупанты предложили Новосельской пост министра культуры. Она не отказалась.
Культурный уровень оккупационного «министра культуры» хорошо характеризуют два эпизода, случившихся в марте 2021 года.
В Керчи Новосельская презентовала министру экономического развития России еще один памятник, на котором изрядно нажился «Меандр» – лестницу горы Митридат, и назвала грифона – символ Керчи – орлольвом, охранником ворот в ад.
А днем ранее не сдержала эмоций на правительственном совещании под руководством оккупационного «главы Крыма» Сергея Аксенова – грязно выругалась и сравнила себя с обезьяной, не заметив включенного микрофона. Конечно, сразу же извинилась перед коллегами — членами оккупационного «правительства». Коллеги, конечно, простили: грязная ругань от «министра культуры» — это не подсудное дело.
Подсудное дело появилось чуть позже. И его будут расследовать не коллеги в Симферополе, а следователи в Москве. Чтобы исключить любое влияние Аксенова на ход дела.
Следствие считает, что Новосельская в 2018 году получила взятку в 25 миллионов рублей от владельцев строительной компании ООО «Меандр» из Санкт-Петербурга – за «общее содействие» в строительстве помпезного Центра детского театрального искусства на месте снесенного кукольного театра в Симферополе. Возведенное «Меандром» бетонное одоробло рядом со зданием «Госсовета Крыма» стало безобразным памятником оккупационной коррупции.
ООО «Меандр» выиграло аукцион по строительству Крымского государственного центра детского театрального искусства в декабре 2017 года. Цена контракта – 930 миллионов рублей. Заказчиком выступило «Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымнаследие»», специально созданное в системе «минкульта Крыма» для освоения государственных средств на строительство объектов культуры и реставрацию украденного у Украины культурно-исторического наследия.
К чему привело «общее содействие» министра культуры? «Меандр» не спеша выгнал бетонную пятиэтажную коробку, после чего темпы строительства упали почти до нуля. Комиссия обнаружила в здании отклонения от проектной документации, причем нуждающиеся в перепроектировании всего строительства.
Вскоре «Меандр» вообще покинул стройку – у компании начались финансовые сложности. Они совпали с уголовным делом против руководства компании – формальной владелицы и директора ООО «Меандр» Елены Завадской и ее бывшего заместителя Евгения Ярмоша. Правда, здесь речь идет о другом скандальном объекте – руководителей ООО «Меандр» обвиняют в краже средств на реставрацию Санкт-Петербургской консерватории.
В общей сложности «Меандр» получил государственные заказы на строительство и реставрацию на сумму более десяти миллиардов рублей. Из них значительная доля приходится на оккупированный Крым.
Хан-сарай в Бахчисарае, Исторический бульвар в Севастополе, Воронцовский дворец в Алупке, Лестница на Митридат в Керчи, ряд объектов в Симферополе – и почти повсюду вместо качественной реставрации – разрушение и халтура, а вместо ремонтных работ – постоянное промедление.
Центр журналистских расследований подробно рассказывал об этих мародерских практиках оккупантов в расследованиях «Деньги питерским – война дворцам» и «Операция «Реставрация»: как в России зарабатывают на крымских памятниках».
Что же побудило заказчиков отдавать свои объекты на растерзание именно «Меандру»? Побудила близость компании к тогдашнему министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Благодаря такому покровителю компания буквально локтями расталкивала конкурентов в области «сохранения» культурного наследия и строительства объектов культуры. Исполнительная вертикаль российского Минкульта работала без сбоев. Госучреждение «Крымнаследие» выставляло на аукционы значительную часть реставрационных и ремонтных госзаказов на объектах культурного наследия Крыма. Эти заказы непременно получали «нужные» компании – в том числе и «Меандр».
Это классическая схема: близкие к центральным властям мародеры благодаря админресурсу монополизируют госзаказы, обогащаются, а отвечать за коррупцию приходится исполнителям — местным чиновникам и руководству компаний, через которые осваивались средства.
Стоит заметить, что российские власти вообще привержены монополии – и распил бюджетных средств на строительстве и ремонте не исключение. Поэтому правила игры теперь немного изменились. С первого февраля 2021 года в России работает Единый заказчик в сфере строительства. То есть теперь бюджетные средства будут осваивать без лишних аукционов и конкурсов. Надо принять во внимание, что эту реформу протянул не кто иной как вице-премьер правительства России, куратор Крыма Марат Хуснуллин.
А что же ООО «Меандр» и Мединский? Мединский уже не министр, а помощник президента России. «Меандр» свое дело сделал – освоил несколько миллиардов рублей из государственного бюджета. Миллиарды осели в правильных карманах в Москве – в таких солидных карманах украденное не ищут. Но многочисленные факты коррупции в ходе освоения миллиардов остались. И за это нужно наказать – кого не жалко. Так случилось, что большим людям в Москве и Петербурге и их марионеткам в Симферополе совсем не жалко Арины Новосельской – коллаборанты это всегда расходный материал для оккупантов. Новую кандидатуру для участия в распиле бюджетных средств найти всегда можно. А значит – воровали, воруют и будут воровать.