Новая метла: Ирина Верещук и КПВВ на границе с Крымом

Публикации
Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук на КПВВ «Каланчак», 22.11.2021 Фото: investigator.org.ua

Ирина Верещук, недавно назначенная министром по реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, впервые посетила контрольные пункты въезда-выезда на админгранице с оккупированным Крымом. Вместе с ней КПВВ посетили народные депутаты, представитель президента в АР Крым и руководство Херсонской области.

В ожидании хозяина

В наследство от предыдущего министра Ирина Верещук получила несколько проблем на админгранице с Крымом, которые не решаются длительное время. Среди первоочередных – передача контрольно-пропускных пунктов на баланс государственного предприятия «Реинтеграция и восстановление» Минреинтеграции и запуск работы сервисных зон.

«Сейчас мы работаем над тем, чтобы передать на баланс нашего государственного предприятия КПВВ, как это произошло в случае с «Чонгаром». Сегодня здесь присутствуют также представители нынешнего балансодержателя – Укрзализныци. Мы договорились, что сегодня в областной администрации сядем за стол и обсудим дорожную карту, как это будет происходить. Я вам обещаю, что до конца года мы это сделаем», – пообещала Верещук во время брифинга на КПВВ «Каланчак».

КПВВ «Каланчак» Фото: investigator.org.ua

К созданию сервисных зон КПВВ «Чонгар» и «Каланчак» бывшим правительством было привлечено ГП «Укрзализныця», которое и не хочет, и не может просто так отдавать объекты, на строительство которых было израсходовано столько ресурсов. И если передача КПВВ «Чонгар» состоялась более или менее безболезненно – Укрзализныци возместили потраченные средства – то «Каланчак» уже длительное время не может попасть на баланс ГП «Реинтеграция и восстановление».

«Серый» транспорт

Однако не только с передачей на баланс объектов инфраструктуры придется столкнуться новому министру. Одной из главных проблем на Херсонском приграничье является отсутствие устойчивой транспортной системы пассажирских перевозок. Государство за годы после оккупации так и не смогло создать альтернативу разорванным логистическим связям, и как результат нишу заполнили полулегальные фирмы-перевозчики.

Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук (в центре) на КПВВ «Каланчак», 22.11.2021 Фото: investigator.org.ua

«Я увидела здесь автобусы частной фирмы, предоставляющие услуги по перевозке. Как я понимаю, это пока неурегулированный вопрос, и областные власти не могут его решить по определенным объективным причинам. У них нет автобусов, которые могли бы за минимальную плату перевозить людей. Мы беремся и обязуемся найти возможности, найти средства и приобрести такие автобусы», – говорит Верещук.

Полулегальных перевозчиков ничуть не смутил визит столичных чиновников. Они спокойно продолжали свою деятельность, несмотря на усиленные меры безопасности на КПВВ, вызванные приездом чиновничьего десанта.

На рекламном баннере импровизированной автостанции указано название фирмы-перевозчика – «BUS Panda». На ее сайте — приглашение на поездки из временно оккупированного Крыма или в Крым с территории материковой Украины по несколько раз в день.

Частная автостанция фирмы-перевозчика «BUS Panda» на КПВВ «Каланчак» Фото: investigator.org.ua

Сообщается, что «BUS Panda» работает на этих маршрутах с 2015 года и является лидером перевозок по направлениям Севастополь – Херсон и Херсон – Симферополь. У Панды – самый большой парк легковых машин и автобусов. И, судя по сайту, ее головной офис находится в оккупированном Крыму – вот только в российском реестре такой компании нет.

Хотя автобусное сообщение между Херсонщиной и АРК со времени оккупации де-юре отсутствует, такие компании, как «BUS Panda», продолжают их осуществлять полулегально, фактически не нарушая действующее законодательство, ведь саму админграницу их транспорт не пересекает.

На своих на двоих

Не решается вопрос подвоза людей от КПВВ к линии разграничения. На «Чонгаре» это расстояние составляет до 3-х километров. На «Каланчаке» же гораздо меньше – около 800 метров. Верещук обещает, что граждане смогут преодолевать эти расстояния на бесплатном транспорте, который, кстати, должен работать на электричестве для экономии. Постановление Кабмина о бесплатных перевозках вблизи админграницы с ВОТ АР Крым было принято еще 28 июля, однако до сих пор такие рейсы власти не обеспечили.

КПВВ «Каланчак» Фото: investigator.org.ua

«Наши граждане пересекают КПВВ пешком – это проблема. Пройти даже километр, когда палящее солнце или дождь – это все затрудняет и так нелегкую ситуацию, в которой находятся сейчас наши сограждане из Крыма… Министерство закупит электромобили – два на «Каланчаке» и два на «Чонгаре», и они будут довозить людей бесплатно до «нуля»», – заявила Верещук во время брифинга.

Так что очередные обещания даны, очередные даты их реализации установлены, очередные гарантии озвучены. А о степени ответственности нового руководителя Минреинтеграции мы сможем судить уже в ближайшее время. Ведь на исполнение первого обязательства – передать КПВВ «Каланчак» на баланс Минреинтеграции – у нее осталось чуть больше месяца.

Видеоверсию материала смотрите здесь: