Главная проблема экс-замминистра внутренних дел Гогилашвили — не его гражданство или хамство на блокпосту. Он олицетворяет карательную антинаркотическую политику Украины, которая призвана не преодолеть беду распространения наркотической зависимости, а создать репрессивную систему, в которой силовики и их партнеры из «реабилитационных центров» будут иметь максимум полномочий и минимум ответственности, а их жертвы — не будут иметь никаких прав.
Имя, поведение, должность и прошлое Александра Гогилашвили в Украине начали широко обсуждать после обнародования видео, на котором он агрессивно унижает военнослужащих на блокпосту, требуя от них, чтобы его узнавали в лицо и не проверяли должным образом документы.
Такое поведение заместителя министра внутренних дел с уникальным портретом вызвало незаурядный интерес украинской общественности. Выяснилось, что Александр Гогилашвили был гражданином Российской Федерации. Был — а может, и сейчас есть. По крайней мере, паспорт гражданина РФ и ИНН Гогилашвили в российской базе ФНС указаны как действительные.
Появились сканы документов, в которых говорится, что в России Гогилашвили был осужден за подделку документов. Всплыли сведения о том, что он много лет работал в российской системе негосударственных реабилитационных центров для наркозависимых.
Как представитель так называемых «Центров здоровой молодежи», Гогилашвили сотрудничал с представителями российских властей. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с российским боксером и депутатом Николаем Валуевым.
Затем Гогилашвили переехал в Украину, женился на Марии Левченко из команды 95-го Квартала и обзавелся весомыми связями в украинском шоубизнесе и политике.
После революции он получил и украинское гражданство – точнее, временное удостоверение гражданина. Это удается далеко не каждому россиянину, ищущему свою судьбу в Украине.
Сеть реабилитационных центров – так называемая «Международная антинаркотическая ассоциация» – росла и крепла. А когда Владимир Зеленский выиграл президентские выборы – Гогилашвили стал заместителем министра внутренних дел Арсена Авакова. При преемнике Денисе Монастырском он сохранил и свой пост, и направление работы – антинаркотическую политику МВД.
Вплоть до того дня, когда скандал на блокпосту сделал уникальное лицо замминистра известным на всю страну – и очень неудобным для власти. Настолько неудобным, что требовать увольнения Гогилашвили пришлось самому Владимиру Зеленскому.
Вот только неверно, что правда о Гогилашвили стала известна лишь в декабре 2021-го. За последний год вышли два мощных расследования о закрытых реабилитационных центрах, в которых упоминался Гогилашвили.
В частности – «Ассоциация Похитители» на Слідство.Инфо и фильм «Бить. Молиться. Держать», снятый творческим объединением расследований Общественного телевидения.
Выяснилось, что в реабилитационных центрах Международной антинаркотической ассоциации люди без профессионального медицинского, наркологического и психологического образования удерживают силой и истязают граждан Украины, и это крышует заместитель министра внутренних дел. Но общественность возмутилась только тогда, когда Гогилашвили начал материться на блокпосте.
Именно чтобы заткнуть интересную общественность, уникального замминистра и уволили.
Но даже уволив Гогилашвили, власть опозорилась. Ибо уволили его по собственному желанию, не дождавшись результатов дисциплинарного расследования, которое анонсировал министр Монастырский.
Сейчас очень важно, чтобы эта история сГогилашвили не завершилась просто смещением в тень неудобного персонажа. Нельзя оставлять ситуацию так, будто «персонаж оказался хамом с токсичным бэкграундом – мы его уволили – все довольны».
Потому что дело не в хамстве и даже не в токсическом бэкграунде. Гогилашвили является олицетворением репрессивной государственной наркополитики.
Его «реабилитационные центры» – это места лишения свободы, где можно удерживать людей без их согласия, творить над ними насилие и получать за это деньги от родственников. Чтобы такие центры существовали, требуется несколько важных условий.
1) «Крыша» от силовиков
2) отсутствие контроля за деятельностью, как государственного, так и общественного, правозащитного;
3) благотворительное или религиозное легендирование для того, чтобы
4) представителям власти было не зашкварно поддерживать эту систему,
5) наркофобский консенсус в обществе, которое будет толерировать насилие в отношении наркозависимых и
6) максимальное ограничение, вплоть до полного запрета, других, нерепрессивных средств, прежде всего заместительной поддерживающей терапии, позволявшей наркопотребителям при наличии их желания без лишних страданий, унижений и насилия избавиться от зависимости.
Таким образом, это не система помощи, это интегрированная в государство система репрессивного контроля над наркозависимыми. А кто контролирует наркозависимых – тот контролирует конечное звено наркотрафика, то есть потребление. Это создает огромное пространство для злоупотреблений и обогащения.
Именно по такому принципу работают Центры здоровой молодежи в России. И именно такую систему, но доведенную до абсурдного совершенства, пытались построить и в Украине. Вот только гражданское общество у нас немного работает, а потому и правозащитный контроль, и медийная огласка понемногу разоблачали людоедскую сущность «карательной реабилитации». Да и система заместительной поддерживающей терапии – запрещенная в России, кстати – составляла приличную конкуренцию «реабилитационным центрам».
Именно поэтому на должности заместителя министра внутренних дел потребовался Гогилашвили — для выстраивания плодотворного сотрудничества полиции и системы негосударственных карательных «центров реабилитации зависимых». Для становления этой системы должны быть выполнены следующие задачи:
— установление монополии МВД на реабилитацию наркозависимых,
— ограничение системы заместительной поддерживающей терапии,
— крышивание «реабилитационных центров», их защита от любого постороннего мониторинга,
— законодательное закрепление «принудительного лечения наркомании»
— и, конечно, недопущение легализации медицинского каннабиса — чтобы любое наркопотребление и любой наркопотребитель оставались криминализованными и, следовательно, беззащитными перед всевластием силовиков.
Таким образом, в одних грязных руках концентрировалась вся наркополитика Украины, а полномочия этих рук должны значительно расшириться.
Необходимым элементом этого процесса становилось насаждение наркофобного консенсуса в обществе. Что такое наркофобия? Это иррациональное стремление жестоко наказывать наркопотребителей как врагов общества. Казалось бы, так просто! Но простые решения не работают. Там, где с проблемой наркотиков борются только запретами, преследованиями и наказаниями, наркозависимых не становится меньше, теневой оборот наркотиков никуда не исчезает — зато у чиновников, ответственных за борьбу с наркотиками, как грибы растут имения, люксовые авто и счета в банках.
Если бы у Гогилашвили все получилось так, как он хотел – нам пришлось бы жить в очень неприятной стране, это была бы неуютная, токсичная, недружественная к людям Украина, с чрезмерными полномочиями силовиков, бесправием граждан и широким вовлечением людей в наркопотребление с последующей принудительной “реабилитацией”, поскольку именно такая цепочка обеспечивала бы этой системе оптимальную доходность.
Гогилашвили не удержался в должности из-за неадекватного поведения, и потому не успел выполнить все свои задачи. Но это не значит, что опасность миновала. Ибо кому-то он был нужен! Кто-то лоббировал его назначение! И нет никакой гарантии, что вместо одного Гогилашвили не назначат другого.