Война и море. Как российская агрессия угрожает экосистемам рек и морей украинского юга

Публикации
Спутниковый снимок разлива неизвестного вещества в акватории оккупированного Бердянского морского торгового порта, 20.06.2022

Из-за боевых действий в воды рек, Черного и Азовского морей попадают токсичные вещества от сбитых ракет, затопленных суден, разрушенных очистных сооружений. Все это угрожает подводной и надводной жизни не только украинского юга, но и всего региона.

«Пятна» на море и гибель дельфинов

20 июня в 12 часов дня спутниковые снимки зафиксировали разлив неизвестного вещества – скорее всего, нефтепродуктов – в акватории Бердянского морского торгового порта.

Несмотря на относительно небольшую площадь загрязнения – около 1-2 квадратных километров – оно несет большую опасность для побережья экосистемы мелководного Азовского моря. Ведь нефть образует на поверхности воды тонкий слой пленки, который ограничивает доступ кислорода и может вызвать удушье рыб и всех водных организмов. К тому же, как утверждают экологи, нефтепродукты разлагаются очень медленно, а продукты их разложения часто более токсичны, чем сама нефть. И подобные загрязнения наблюдаются не только в Азовском, но и Черном море.

«Я видел спутниковые снимки, где вся северо-западная часть Черного моря в подобных пятнах. Они возникают после затопления судов и самолетов. Впоследствии эти пятна попадают на побережье, в том числе на природоохранные территории, где находится большое количество перелетных птиц. Из-за токсичности нефтепродуктов они могут погибнуть», – констатирует директор Украинского научного центра экологии моря Виктор Коморин.

Мертвый дельфин на побережье Черного моря Фото: Facebook Ivan Rusev

Из-за боевых действий на юге Украины в Черном море уже массово гибнут дельфины. О гибели как минимум 3 тысяч млекопитающих по состоянию на 24 июня сообщил начальник научно-исследовательского отдела, расположенного в Одесской области Национального природного парка «Тузловские лиманы», доктор биологических наук Иван Русев.

«Недавнее обследование только небольшого участка песчаной пересыпи побережья Черного моря в НПП «Тузловские лиманы» показало вновь наличие погибших дельфинов. Но большие просторы пересыпи остались вне наших глаз и из-за военного запрета нет возможности обследовать еще большие территории, где тоже, вероятно, есть погибшие дельфины», — говорит он.

Иван Русев, доктор биологических наук, заведующий научно-исследовательским отделом в Национальном природном парке «Тузловские лиманы» Фото: Facebook

Одной из вероятных причин гибели дельфинов является акустический шум. Ведь гидроакустические станции подводных лодок работают на определенной частоте, которые очень негативно влияют на органы чувств этих морских млекопитающих. В результате ультразвуковые и шумовые эффекты от кораблей загоняют дельфинов в рыболовные ловушки и заставляют выбрасываться на побережье. Что уже фиксируют не только в Украине, но и на побережьях других стран черноморского бассейна.

Опасная уха

Мариупольский городской совет ранее сообщал, что существует угроза полного вымирания Азовского моря из-за бомбардировки металлургического комбината «Азовсталь». А 14 марта Запорожская областная государственная администрация заявила о разрушении в результате обстрелов войсками рф очистных сооружений Васильевского эксплуатационного цеха водоснабжения и водоотведения в селе Верхняя Криница. В результате обратные воды из города начали попадать в Днепр без какой-либо очистки.

В каком количестве и в каком составе загрязняющие вещества могли попасть в реку или Черное и Азовое моря, как утверждает Виктор Коморин, до сих пор неизвестно.

«Можно предположить, что прежде всего туда попали токсичные вещества: нефтепродукты, тяжелые металлы, хлор- и фторорганические соединения. В частности, из-за бытовых и промышленных стоков из той же «Азовстали» с отработанной жидкостью, которая использовалась в процессе обработки металла. Каждое из этих веществ влияет по-своему, но когда все они вместе попадают в воду, то делают ее в разы более токсичной, чем это могло быть при других условиях. Поэтому возникает острая интоксикация, в результате которой все живое в определенном радиусе может погибнуть. Однако часть токсинов постепенно скапливается в организмах – в той же рыбе. А это может дать о себе знать позже. К примеру, в зимних условиях, когда ослабленная рыба может оказаться подо льдом и там погибнуть. Также она может нести угрозу жизни людей, если такую ​​рыбу выловят и положат на стол. Ибо в ее мышцах способны накапливаться в критическом количестве токсины, которые организм человека просто не выдержит», – говорит он.

Виктор Коморин, директор Украинского научного центра экологии моря Фото: Віктор Коморін

Но не только употребление рыбы, но и купание в морской воде может представлять опасность для человека. Пока не восстановят все станции очистки воды на побережье морей и поврежденные системы канализации в городах, проблема с безопасным купанием будет стоять очень остро. Не говоря о непростом процессе разминирования, ведь сейчас акватории заминированы очень плотно. Поэтому представители Государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Одессе предупредили, что ни один местный пляж этим летом не откроется. «Побережье – это линия обороны, а не зона отдыха», – сказала на брифинге 30 июня спикер главного управления ГСЧС в Одесской области Марина Мартыненко.

Что таит в себе крейсер «Москва»

Директор Украинского научного центра экологии моря Виктор Коморин отмечает, что и до полномасштабной войны экологических проблем в Черном и Азовском морях было достаточно. Крупнейшими источниками их загрязнения были реки. Именно поэтому подход к управлению морской окружающей средой базируется на принципе бассейна.

«Ибо недостаточно остановить то, что идет непосредственно к морю. Надо остановить то, что идет к рекам. Ведь так или иначе все это попадет в море. Основной рекой, которая загрязняет, к примеру, Черное море является Дунай. Хотя и Днепр, и Южный Буг, и Днестр также являются значительными источниками его загрязнения, поскольку несут отходы от жизнедеятельности крупных городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства. Также следует постоянно исследовать уровень токсичности водорослей, на который могут влиять соотношение температур и количества в воде азота, фосфора, кремния. Но сегодня даже у нас, у ученых нет возможности все это исследовать и взять пробы воды даже с берега», — констатирует Виктор Коморин.

В первые недели войны доступ к воде блокировали военные — из-за опасности вследствие возможных мин побережья. Сейчас, как утверждают эксперты, постепенно начали отбирать пробы морской воды. Но для проведения комплексных исследований влияния российской агрессии на экологию морей этого недостаточно. Например, необходимо исследовать место затопления российского крейсера «Москва», вещества, входившие в его боекомплекты, понять, были ли там радиоактивные элементы, сколько топлива находилось на борту и были ли повреждены донные биоценозы. 

Москва

Горящий флагман ЧФ РФ ракетный крейсер «Москва» Фото: Twitter OSINTtechnical

«Теоретически мы предполагаем, что горючее и боезаряды там, безусловно, были. Непременно, они содержат ядовитые элементы. Но сколько именно их попало в воду вокруг затопленного крейсера – нужно исследовать», – говорит Виктор Коморин.

Экологические убытки от войны растут каждый день

Среди других опасных факторов, влияющих на экологию, в Государственной экологической инспекции Украины называют пожары на нефтехранилищах, взорванные резервуары с химическими веществами, такими как аммиак и селитра, поврежденные газопроводы.

«С начала полномасштабного вторжения оккупантов на территорию Украины, специалистами оперативного штаба при Госэкоинспекции проработано более 400 чрезвычайных событий, несущих прямые и косвенные убытки окружающей среде. Ориентировочная общая сумма расчетов ущерба окружающей среде по ряду экологических преступлений составляет почти 143 млрд гривен. И сумма растет каждый день», — сообщила пресс-служба Госэкоинспекции. Это подсчеты специалистов по состоянию на начало июля.

Спутниковый снимок пожара на Кинбурнской косе на границе Николаевской и Херсонской областей Фото: dei.gov.ua

Все экологические преступления сейчас фиксируются и станут предметом иска Украины в международные суды на получение репараций от россии. Для этого сейчас разрабатывается новая методология расчета ущерба, чем занимаются рабочие группы оперативного штаба при Госэкоинспекции.

«Я как раз возглавляю рабочую группу по морям. Сложности заключаются в том, что имеющиеся методики расчета ущерба не учитывают военные действия. Сейчас за попадание, например, 1 килограмма нефтепродуктов в море, судовладелец должен заплатить $329. Но для этого нам нужно доказать в международном суде, что это стоит $329. И это проблема, — утверждает Виктор Коморин. — Именно поэтому мы отрабатываем разные варианты, которые позволили бы нам в судах предоставлять расчеты убытков по общепринятым международным методикам. Впрочем, сейчас трудно даже представить, сколько будет стоить восстановления экосистем и сколько времени это займет».

Материал подготовлен в рамках конкурса «Экологические хроники: как вторжение РФ влияет на окружающую среду Украины», реализуемого ОО «Интерньюз-Украина» при финансовой поддержке Journalismfund.eu.