Налоговая елка-2012. Куда бежать и что делать?

Власть

Приближается Новый год, но вместо предпраздничной суеты, размышлений о том, какой выбрать подарок для родных и друзей, предприниматели более озабочены тем, как не испортить праздник себе и близким, не пропустить сроки  подачи необходимых документов, и главное после праздников  не остаться на бобах. Как уже сообщал «Центр»,  с 1 января 2012 года  начинают действовать новые правила в работе предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Все новое естественно вызывает массу вопросов. Тем более, что предпринимателям приходится все делать самим: и бизнес вести, и с бухгалтерией разбираться, и с налогами, и с отчетностью… Как говорится, и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Чтобы помочь им разобраться с новыми правилами игры,  Информационный пресс-центр в Симферополе организовал онлайн пресс-конференцию,  с включением медиа-центров IPC в Ялте, Феодосии и Джанкое, благодаря чему  журналисты и предприниматели из нескольких регионов Крыма смогли задать руководству Государственной налоговой администрации в АРК свои вопросы. А их накопилось немало (видео конференции можно посмотреть здесь).

Ситуацию, помимо всего прочего,  усугубил ажиотаж среди предпринимателей, которые, благодаря сарафанному радио узнали о необходимости регистрации в качестве владельца базы данных, иначе — штраф, да такой, что впору сворачивать бизнес и становиться на учет по безработице. И, несмотря на то, что к базе персональных данных налоговые службы не имеют никакого отношения, это абсолютно новая структура —  созданная год назад Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных —  предприниматели весь свой гнев обрушили на сотрудников налоговых органов. На пресс-конференции заместитель председателя Комиссии по проведению реорганизации Государственной налоговой администрации в АРК Людмила Ельцова обратилась к предпринимателям и представителям СМИ с просьбой не звонить в налоговые службы по вопросам, касающимся базы персональных данных, так как за этот участок работы отвечает Госслужба по защите персональных данных. «Налоговая к этому никакого отношения не имеет», — убеждала она предпринимателей.

А что делать предпринимателям, у которых голова кругом пошла от всех нововведений. Общее настроение: «достали», «к черту все». Пусть государственные мужи тогда «почешуть потилицю» и хорошенько подумают, как они будут наполнять бюджет, если предприниматели реально все бросят и станут на учет по безработице. А подумать есть над чем. Только в Крыму в качестве налогоплательщиков среди юридических лиц  зарегистрировано 20 тысяч, а среди физических  лиц —112 тысяч. И куда девать такую армию, если вдруг терпение лопнет?

Чтобы этого не произошло, нужен диалог между налоговыми службами и субъектами предпринимательской деятельности, считают в налоговых органах. Именно с этой целью и происходит реогранизация налоговой системы, предполагающей изменение философии налогообложения, которая будет строиться на открытом диалоге с налогоплательщиками. «Реорганизация – это не смена вывески. Наша задача —  развитие партнерских взаимоотношений с плательщиками налогов, чтобы было обеспечено наполнение бюджетов и чтобы деятельность налоговой службы не причиняла неудобств плательщику налогов», – заявил на пресс-конференции председатель Комиссии Константин Циркун.

По его словам, уже в начале следующего года, в январе, процесс реорганизации будет завершен и в Крыму будет создана Государственная налоговая служба, которая будет строить свою работу на парнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками.

А чтобы они стали таковыми, налогоплательщики должны быть осведомлены о правилах игры по налогообложению. Итак,  какие же изменения ждут плательщиков налогов  — юридических и физических лиц в новом году?

Начнем с юридических лиц. По словам заместителя председателя Комиссии Виктории Мешковой, особых изменений в налогобложении для юридических лиц с 1 января 2012 года  не будет. Ставка налога на прибыль изменилась во втором квартале 2011 года и составила 23%, но на снижении поступлений в бюджет это не сказалось. Наоборот, по словам Виктории Мешковой, при уменьшении ставки платежа, как правило, идет всплеск поступлений. «Поступления за 11 месяцев текущего года налога на прибыль составили  805 миллионов гривен. Предприятия Крыма уплатили налога на прибыль на 80% больше», — сказала В.Мешкова.

Прежней осталась ставка по Налогу на добавленную стоимость (НДС). Однако  некоторые изменения все же есть. Так, по словам Виктории Мешковой,  если на сегодняшний день плательщиками НДС обязаны были регистрироваться предприниматели, у которых объем поставок превышает 300 тысяч гривен, то в силу вступает норма, позволяющая плательщику, который  имеет уставной фонд или  основные фонды,  превышающие 300 тысяч гривен,  в добровольном порядке претендовать на получение свидетельства плательщика НДС.

Еще одна новая норма — обязательная регистрация  налоговых накладных в едином реестре. Если с  1 января 2011 года подлежали регистрации накладные на сумму свыше 1 миллиона гривен, с 1 апреля — свыше 500 тысяч, с 1 июля — свыше 100 тысяч гривен, то, начиная с 1 января 2012 года  регистрации подлежат все  выданные и полученные накладные на сумму свыше 10 тысяч гривен. В случае,  если накладная будет выдана, но не зарегистрирована в едином реестре, то предприниматель (покупатель) может быть лишен права на налоговый кредит.

По словам Виктории Мешковой, предприниматели к этой норме отнеслись с пониманием и активно регистрировались в течение года в едином реестре. «Если в августе в едином реестре предприятиями-продавцами Крыма было зарегистрировано 326 накладных, и такой регистрацией занимались 107 предприятий на сумму 171 млн грн, то уже в ноябре   порядка 500 накладных было зарегистрировано, 135 предприятий. И сумма 268 миллионов гривен», — рассказала зампредседателя Комиссии.

О чем еще нужно знать юридическим лицам, так это о праве перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учету и отчетности», вступающему в силу  с 1 января 2012 года. Это право имеют  субъекты предпринимательской деятельности – юридические лица, годовой доход которых не превышает 5 миллионов гривен, а число работников — до 50 человек (четвертая категория предпринимателей, имеющих право на деятельность по упрощенной системе налогообложения).

Для физических лиц – предпринимателей в плане налогообложения  изменилось многое. Во-первых, продлен срок подачи заявлений на получение свидетельства плательщика единого налога до 25 января. По словам заместителя председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА в АРК Людмилы Ельцовой, в 2012 году будет введена  новая форма заявления на использование упрощенной системы налогообложения, в которой будут предусмотрены все возможности и условия для перехода на упрощенную систему. Напомним, что статья 291.5  закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учету и отчетности» четко регламентирует виды деятельности,  где не может применяться упрощенная система налогообложения,  и о чем уже писал «Центр».  «В течение 10 дней с момента подачи заявления  о переходе на упрощенную систему  ответ каждому субъекту будет предоставлен», — обещает Л.Ельцова. Напомним, те предприниматели, которым   вступившим в силу законом уже запрещено осуществлять деятельность на упрощенной системе налогообложения, должны были не позднее, чем за 10 дней до Нового года подать заявление в налоговую службу о прекращении работы по единому налогу.

Во-вторых, при подаче заявления на получение свидетельства об упрощенной системе налогообложения, предпринимателям-физлицам необходимо определиться с категорией, по которой они будут вести свою деятельность  и платить налоги.

Что касается необходимости внесения изменений в коды по  видам экономической деятельности согласно Классификатору (КВЭД 2010), который также вступает в силу с 1 января 2012 года, то здесь, к счастью, можно не спешить. По словам Людмилы Ельцовой, в 2012 году будет использоваться КВЭД 2005: «В 2012 году можно работать по классификатору КВЭД 2005 года. Это предусмотрено в законе».

Много вопросов руководителям крымских налоговиков поступило из регионов. Можно ли работать на едином налоге бухгалтерам? Этот вопрос, актуальный для многих,  прозвучал на пресс-конференции от предпринимателей Ялты. Проблема в том,  что  ст. 291.5 Закона запрещает деятельность в сфере аудита по упрощенной системе налогообложения. По мнению предпринимателей, аудит и услуги бухгалтера – это не одно и то же. Иного мнения в налоговой.  «Мы рекомендуем обращаться в органы статистики. На сегодняшний день код единый. По нашему мнению учет и аудит – это одно и то же. Какое разъяснение даст Госстатистика —  посмотрим», — сказала Людмила Ельцова.  Итак, вопрос остался открытым и однозначного ответа на него предприниматели не получили.

А вот на вопрос от предпринимателей курортных городов о том, можно ли будет предпринимателям-физлицам переходить с упрощенной системы налогообложения на общую,  были получены четкие разъяснения. Как пояснила Людмила Ельцова, такое право сохранено и в новом законе. «Если налогоплательщик принял решение прекратить работу на едином налоге, он должен подать за 10 дней до окончания отчетного периода заявление в Налоговую службу. Если плательщик принимает решение о переходе на упрощенную систему, он должен подать заявление за 15 дней до начала отчетного квартала», — сказала Л.Ельцова.

Всем ли частным предпринимателям нужно регистрировать кассовые аппараты? — просили разъяснить предприниматели, занимающиеся торговлей. По словам заместителя председателя Комиссии по проведению  реорганизации ГНА Дмитрия Хахалева, эта норма обязательна для юридических лиц, в том числе избравших упрощенную систему налогообложения. «Изменения в Налоговом кодексе не обязывают частных предпринимателей  вводить кассовые аппараты. Обязываются только юридические лица, которые относятся к четвертой категории по новому Налоговому кодексу», — пояснил он.

От какого подводного камня еще хотелось бы уберечь предпринимателей? В срок до 1 января 2012 года, чтобы избежать необходимости платить в 2012 году экологический налог, необходимо успеть подать заявление о том, что Вы не планируете заниматься деятельностью, связанной с осуществлением выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещением отходов, заполнить форму № 20-ОПП и все документы подать в налоговые органы.

Константин Циркун

Сразу после праздников в налоговых органах начнется горячая пора – сдача отчетов. Опять очереди и недовольство предпринимателей. Можно ли этого избежать? Вполне, уверены в государственной налоговой администрации, если перейти на электронную форму отчетности. По словам Виктории Мешковой, на сегодняшний день в Крыму 95% предпринимателей из общего числа юридических и физических лиц уже это сделали.  «Свыше 95% плательщиков в Крыму сдают отчетность в электронном виде, и мы им за это благодарны», — сказала она. По словам председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА в АРК Константина Циркуна, в 2012 году планируется завершить работу по переводу всех налогоплательщиков на электронную систему отчетности.

Но не только это может облегчить жизнь налогоплательщикам. Одной из причин нарушений, которые выявляют налоговики во время проверок, являются ошибки при заполнении документов. Люди просто не знают, что и как делать. И если раньше можно было прийти к инспектору и спросить, то теперь действует принцип единого окна и предприниматель лишен возможности общения с инспектором. Да, в налоговых службах размещены информационные стенды, где даны образцы заполнения документов, но это не совсем удобно. Может, есть смысл разместить на сайте налоговой службы образцы правильного заполнения документов? Такой вопрос-предложение корреспондента «Центра» был позитивно воспринят председателем Комиссии Константином Циркуном. «Мы учтем это предложение. Есть ошибки. И я с Вами полностью согласен… Мы пересмотрим порядок размещения и разместим на сайте. Проблем будет меньше», — сказал К. Циркун.