Тамила Ташева: Все необходимые для реинтеграции Крыма законы нужно принять до того, как мы будем готовы зайти на полуостров

Крым
Коллаж: investigator.org.ua

11 сентября состоится Четвертый саммит Крымской платформы, главная цель которой – координация международных усилий по освобождению Крыма и Севастополя. Ранее сообщалось, что на саммите особое внимание планируется уделить реинтеграции временно оккупированных территорий и правам человека. Хотя, конечно, проблемных тем и вопросов гораздо больше. Учитывая также последние новости о блокировании в парламенте законопроекта о возобновлении публичной власти в АРК и Севастополе, вероятной ликвидации или реорганизации министерства реинтеграции ВОТ, многочисленные жалобы от последней волны переселенцев из Крыма на засилье то ли бюрократии, то ли отсутствия актуальной юридической базы для оформления документов, восстановления прав на пенсионное и другое обеспечение, возникло много вопросов, по которым важно получить квалифицированную и официальную информацию. Мы адресовали эти вопросы Тамиле Ташевой, постоянной представительнице президента Украины в АРК в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар.

Валентина Самар: Министерство иностранных дел, правительство и представительство президента готовятся к уже Четвертому саммиту Крымской платформы, которая проводит международные форумы, несмотря на продолжающуюся полномасштабную войну. Почему сохраняется эта площадка, ведь она со старта предусматривала деоккупацию Крыма не военным, а политико-дипломатическим путем? Какова концепция четвертого саммита?

Тамила Ташева: На самом деле очень важно сохранить такую ​​площадку как Крымская платформа – она состоялась ​​и расширилась с момента создания Крымской платформы. У нас есть полноценный парламентский трек Крымской платформы, уже третий год будет проходить саммит, в этом году – в Риге. У нас полноценное экспертное измерение Крымской платформы, которое показывает, что Крым – это Украина, что мы продолжаем бороться за Крым. И кроме вопросов деоккупации, поднимаемых на политико-дипломатическом уровне, мы видим асимметричные действия Вооруженных Сил Украины, говорим о реинтеграционных процессах. И в 2022 году говорили о таких процессах, и в прошлом году поднимали эти вопросы. Мы видим внимание партнеров к саммиту Крымской платформы. Видим огромную поддержку территориальной целостности нашего государства. Это мощный сигнал нашим гражданам, проживающим на оккупированной территории. Потому мы не отказываемся от этой президентской инициативы. Тема Крыма присутствует и на других площадках. К примеру, Украинская формула мира президента Зеленского, предложенная в 2022 году, включает вопросы Крыма в каждом из своих пунктов. От территориальной целостности – до вопросов гражданских пленных, экологии.

Флагманскими темами этого года станут вопросы свободы судоходства и успехи Украины в Черном море. Вопросы гражданских пленных и нарушение прав человека на территории полуострова. Вопросы, связанные с депортацией крымскотатарского народа, мы не могли обойти в этом году 80-ю годовщину депортации. Это в том числе и развенчивание мифов вокруг Крыма среди зарубежной аудитории – якобы Крым всегда был российским.

Валентина Самар: Хотелось бы услышать от наших партнеров и представителей власти более решительный голос относительно синхронизации всех санкционных режимов. С 2014 года существуют так называемые «крымские санкции» Европейского Союза, свои санкционные режимы применяют США, Великобритания, к ним присоединяются страны, не входящие в ЕС или G7. Будет ли тема синхронизации санкций подниматься? Помню, что в декларации по итогам учредительного форума Крымской платформы в 2021 году некоторые партнеры упорно просили о санкциях не упоминать.

Тамила Ташева: Тема санкций включена в декларацию – это итоговый документ после инаугурационного саммита Крымской платформы, к которому присоединялись наши международные партнеры. Тема не звучит как «санкции», но специальные ограничительные меры в декларации звучали. Каждый год вопросы ограничений включаются в тезисы обсуждения, которые озвучивают наши международные партнеры, постоянно их поднимаем со стороны украинского государства. Это не будет отдельный трек или флагманская тема, но она, безусловно, будет включена в безопасность и другие составляющие.

Валентина Самар: В преддверии учредительного саммита в 2021 году и в последующие годы существовало такое понятие как пакет законов Крымской платформы. До первого саммита было принято много законопроектов, которые не принимались многие годы, потому что не было политической воли. Что задолжали законодатели к этому саммиту? Какие законы застряли и где – на Банковой или Грушевского?

Тамила Ташева: Отдельного дня перед правительственным саммитом Крымской платформы, как мы в прошлом году делали, не будет. Но он будет перед саммитом в Риге, то есть это парламентское измерение Крымской платформы. Как национальный офис Крымской платформы мы очень активно работаем с украинскими парламентариями. Например, законопроект №11064 о восстановлении публичной власти в Крыму недавно был принят на Комитете ВРУ по вопросам обороны. Мы очень благодарим членов комитета, которые согласились с мнением о том, что этот закон давно перезрел, что это нужно было делать еще в 2014 году. После того, как мы начали работать над стратегическим видением и миссией Украины после начала полномасштабного вторжения, вопрос возобновления публичной власти был включен как один из приоритетов. Этот законопроект – очень важное продолжение того, что мы приняли в прошлом году, собственно в день Крымской платформы, когда обязали Кабинет Министров наработать видение восстановления органов публичной власти, создание военных администраций на базе районов, создание громад и раздел территории Крыма на объединенные территориальные громады, создание органа управления республиканского уровня. Я очень надеюсь, что в ближайшее время законопроект №1164 будет вынесен в сессионный зал. 

Перший парламентський саміт "Кримська платформа" у Загребі, Хорватія. 25 жовтня 2022. Фото: Facebook/Верховна рада України

Первый парламентский саммит Крымской платформы в Загребе, Хорватия. 25 октября 2022 года. Фото: Facebook/Верховна рада України

К сожалению, некоторые народные депутаты, я не буду называть конкретные фракции, решили, что перед правительственным саммитом мы этого делать не будем и фактически блокировали включение этого законопроекта в повестку дня Верховной Рады во время согласительного совещания. Мне досадно это говорить. Это не провластная фракция, как раз с ней мы очень хорошо работали. То есть, это не вопрос к Банковой, это вопрос к отдельным фракциям украинского парламента.

Валентина Самар: Избиратели вправе знать, какие это фракции и какие их аргументы. Между тем, вокруг законопроекта уже появилось много инсинуаций. Мол, Крым еще не освободили, а политики уже делят портфели. Фактически главная цель проекта – внесение изменений в закон о правовом режиме военного положения, чтобы можно было формировать военные администрации на деоккупированной территории Крыма и Севастополя. Говорится о том, что эти военные администрации должны быть сформированы еще до деоккупации. И вот именно это дает основание для разговоров о разделе портфелей. Объясните, пожалуйста.

Тамила Ташева: Действительно, мы вносим изменения в ряд законов и в том числе, касающиеся функционирования военных администраций. Потому что у нас нет такого вида военной администрации как администрация республиканского уровня. Фактически у нас Совет министров Крыма и Верховная Рада Крыма прекратили свои полномочия в 2014 году. И потому органа управления для этой территории в переходный период пока нет. Но мы понимаем, что, когда мы освободим территорию полуострова, нам потребуется определенный орган управления, который будет координировать работу военных администраций районного уровня и тех военных администраций, которые будут созданы на базе территориальных громад. В действующем законе такого вида военной администрации нет – есть только областные администрации.

Почему это не о разделе портфелей прямо сейчас? Мы специально прописывали таким образом норму, чтобы она давала возможность президенту создать военную администрацию и после того назначить ее руководителя, но не обязывала президента делать это сразу после принятия закона и его вступления в силу. Когда обстоятельства сложится таким образом, что нам нужно будет быстро создать ​​военную администрацию и назначить руководителя, мы должны создать для этого условия. Чтобы одномоментно и быстро сделать, когда потребуется.

Надо понимать, когда мы будем готовы заходить на территорию полуострова, будет очень много работы, связанной с факторами безопасности, с правоохранительными органами. Чтобы народным депутатам не пришлось быстро на коленке писать законопроект, чтобы не упустить важные вещи, мы осуществляем такую ​​подготовительную работу сейчас. Чтобы к моменту вхождения в Крым президент Украины своим решением мог это быстро сделать.

У нас не было мысли прямо сейчас создавать военную администрацию республиканского уровня и тем более назначать ей руководителей. Повторюсь, речь идет только о переходном периоде до момента проведения выборов. Когда проводить выборы на деоккупированной территории, мы тоже не знаем, это будет зависеть от множества факторов. Поэтому речь идет только о переходном периоде. Должны быть определенные органы, которые координировали бы работу этой военной администрации республиканского уровня. Конечно, это президент Украины. Предложения относительно руководителя должны идти к президенту от представителей Генерального штаба. Поэтому, по нашему мнению, этот законопроект не только назрел, он перезрел.

Валентина Самар: Это абсолютно разумные действия, все должно быть готово. Мы уже видели законы, которые писались на коленках – не хотелось бы снова исправлять ошибки. Я все-таки настаивала бы, чтобы вы сказали, кто блокирует вынесение этого законопроекта в зал.

Тамила Ташева: Не потому, что я не хочу поделиться с обществом, но я думаю, что вы это увидите в ближайшее время, когда за законопроект будет голосование. Я уверена, что народные депутаты этой фракции не будут голосовать. Думаю, люди, которые следили за процессами с 2014 и до 2019 года, видели блокирование определенных процессов, в том числе принятие стратегических документов по Крыму, понимают о ком идет речь.

Валентина Самар: Полномасштабная война многое изменила. Многие законы требуют адаптации к сложившимся реалиям. Но судя по обращениям нашей аудитории, некоторые проблемы остались еще с 2014 года. Люди, выехавшие из Крыма на свободную территорию, жалуются, что испытывают большие проблемы с оформлением пенсий. От них требуют получения подтверждения из России, что они не получают пенсию в Крыму. И это касается не только гражданских пенсионеров, но и военных пенсионеров, это очень досадно. С какими проблемами к вам обращаются?

Тамила Ташева: Перед тем, как ответить на вопрос, хочу заметить, что мы не являемся центральным органом исполнительной власти. Это все-таки прерогатива и мандат Кабинета министров Украины. Но, конечно, мы знаем об этих проблемах. К нам обращаются люди, которые не могут получить пенсионные выплаты. Мы пытаемся решать этот вопрос посредством, в том числе, общественных организаций, когда юристы этих организаций осуществляют сопровождение в судебном порядке, и через некоторое время такие лица получают пенсионные выплаты. То есть у нас есть положительные случаи решения этого вопроса. Но, безусловно, это нужно решать на системном уровне. Мы этот вопрос поднимали с Галиной Третьяковой, главой комитета ВРУ по вопросам социальной политики. Говорили об этом с Оксаной Жолнович, министром социальной политики. Сейчас в работе Верховной Рады Украины законопроект, который должен урегулировать вопрос пенсионных выплат для лиц, которые переместились с территории Крыма, но действительно не имеют возможности предоставить эти бумаги. Я понимаю возмущение наших граждан, которые, преодолев сложный путь, выехали с территории оккупированного полуострова, и не могут получить гарантированные им государством выплаты. Напомню, пенсия – частная собственность каждого человека. Мы этот вопрос знаем, стараемся держать на контроле. Есть законопроект – он еще не принят, но зарегистрирован.

Валентина Самар: Так что вы посоветуете из практики рассмотрения таких жалоб – и по пенсиям, и по социальным выплатам?

Тамила Ташева: Если говорить о пенсионных выплатах, то можно идти в суд. Суд становится на позицию истца. Что касается других социальных выплат – мне сложно говорить, я не разбираюсь в этом детально. Но действительно некоторые проблемы до сих пор остаются. Недавно я говорила с одной семьей, которая рассказала, что когда они обратились в банк с просьбой получить банковскую карту, у них снова спросили справку переселенца. Хотя мы эту норму уже давно убрали.

Валентина Самар: И Нацбанк не раз рассылал банкам соответствующие письма.

Тамила Ташева: Это зависит от конкретного банка, может быть, от конкретного сотрудника. Мы приняли это во внимание, провели разъяснительную работу с этим банком.

Валентина Самар: Финальная и наиболее болезненная тема – судьба гражданских пленных, политических заключенных, жертв религиозных преследований. Мы знаем, что при Главном управлении разведки Генштаба Министерства обороны существует координационный штаб по военнопленным. Насколько я знаю, аналогичной структуры в отношении гражданских пленных нет, и говорить об освобождении гражданских пленников все труднее. Как вы видите путь разблокирования этой темы?

Тамила Ташева: Во-первых, нужно отметить, что это один из приоритетов президента Украины Владимира Зеленского лично. Это четвертый пункт формулы мира – возвращение гражданских заложников и наших детей. Этот пункт курирует непосредственно уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец совместно с координационным центром вместе с ГУР и другими органами. К сожалению, представительство не вовлечено в переговорный процесс. Но мы постоянно обновляем списки пленников и передаем всем профильным органам. Действительно, это огромная проблема – освобождение гражданских заложников. И это действительно нужно решать совместно с нашими международными партнерами. В частности, к освобождению Наримана Джеляла и девяти других гражданских пленных были привлечены международные партнеры – и страны Персидского залива, и Турция, и Ватикан. То есть мы имеем определенный положительный опыт. Крымчане – это один из самых сложных треков по освобождению гражданских заложников, даже из тысяч человек, которых удерживает Российская Федерация после начала полномасштабного вторжения.

Наріман Джелялов (другий праворуч) - один із десяти цивільних українців, яких звільнили в рамках обміну з РФ Фото: Alex Babenko/ASSOCIATED PRESS/picture alliance

Нариман Джелялов (второй справа) – один из десяти гражданских украинцев, уволенных в рамках обмена с РФ. Фото: Alex Babenko/ASSOCIATED PRESS/picture alliance

Это один из приоритетов, повторюсь. 26 февраля 2024 года была создана международная платформа по освобождению гражданских пленных. Ее презентовали президент и господин Лубинец. Мы продолжаем работать над освобождением. Напомню, на сегодня это 219 крымских пленных, из них 133 – крымские татары. Да, это сложный процесс, но мы стараемся привлекать всех наших партнеров.

Валентина Самар: Еженедельно представительство публикует список фактов сопротивления в Крыму. Это одновременно и перечень преследуемых людей. Какова динамика с начала полномасштабного вторжения в цифрах и ваши личные наблюдения?

Тамила Ташева: Мы видим, что сопротивление в Крыму растет. Я думаю, все, кто следил за ситуацией в Крыму с 2014 года, видят, насколько движение сопротивления выросло, каким оно стало визуально проукраинским. На сегодняшний день мы знаем не менее 966 случаев передачи материалов дел в суды по статье о так называемой дискредитации Вооруженных сил РФ. Но это, по нашему мнению, верхушка айсберга, таких дел может быть гораздо больше. Есть еще статья, касающаяся демонстрации запрещенной террористической символики – здесь около 700 дел, о которых мы знаем. Конечно, к экстремистской и террористической символике они относят государственный флаг и символы Украины, крымскотатарский флаг. Это уже тысячи человек, которых после 2022 года стали привлекать к ответственности за открытую проукраинскую позицию. И это напрямую связано с действиями украинского государства, в том числе в военном плане. С тем, как ВСУ выбивают российский флот из Крыма, как они отрабатывают по Керченскому мосту, по военным объектам РФ. Это очень сильно отражается на движении сопротивления в Крыму.