На днях украинские правозащитники обнародовали заявление с требованием к международному сообществу отреагировать на гибель украинцев, незаконно удерживаемых в плену. Поводом стала гибель в российской тюрьме очередного гражданского пленника – мэра Днепрорудного Евгения Матвеева, который был похищен российскими силовиками в марте 2022 года, незаконно удерживался в РФ, и обстоятельства смерти которого неизвестны до сих пор.
Правозащитники требуют от международных организаций – ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Международного комитета Красного Креста – содействовать международному расследованию преступлений, совершенных Россией в ходе вооруженной агрессии против Украины, и оказывать постоянное давление на РФ с требованием освободить всех незаконно задержанных или осужденных граждан Украины.
Об острейших проблемах с нарушением прав человека на оккупированных Россией территориях Украины, о способностях международного сообщества и правозащитных организаций понуждать РФ соблюдать международное гуманитарное право, прекратить совершать массовые военные преступления и способности украинского правительства защищать права своих граждан говорим с Ольгой Скрипник, координатором Крымской правозащитной группы. Эфир программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар.
Валентина Самар: Традиционно мы с вами говорим в декабре, подводя итоги уходящего года и верстаем правозащитную повестку дня на следующий год. Обычно в декабре мониторинговые группы публикуют отчеты, международные институты принимают резолюции, но с каждым днем войны кажется, что они меньше и меньше имеют значение. Или я ошибаюсь?
Ольга Скрипник: Еще один страшный и трудный год для нас. Особенно для тех, кто страдает от российской агрессии – гражданских пленных, военнопленных. В то же время, были важные решения в этой сфере. Хотя удерживать не только Крым, но и в целом Украину на международной повестке дня стало гораздо сложнее. Конфликт, продолжающийся в Израиле от 7 октября, события в Грузии – много других, к сожалению, конфликтов, где так же гибнут люди и это усложняет нам работу на международном уровне.
С 2014 года для нас в приоритете – гражданские пленные и политические заключенные. Я думаю, самым важным событием 2024 года стало освобождение из плена двух наших граждан из Крыма – Наримана Джелялова и Ление Умеровой. Это первое освобождение кого-то из Крыма с начала полномасштабного вторжения России в Украину. Очень важно, что присоединившиеся к переговорным процессам страны смогли довести это до конца. Безусловно, это дает огромную надежду остальным.
Сейчас по меньшей мере 220 граждан Украины из Крыма сидят за решеткой: либо в Симферопольском СИЗО, либо, в основном, в колониях Российской Федерации, где страдают от пыток, от неоказания медицинской помощи.
Мы надеемся еще на один женский обмен. Ведь многие женщины в плену, среди них есть и женщины из Крыма – Галина Довгополая, Ирина Данилович. Появились и новые женщины, недавно задержанные, например, в Севастополе. Я боюсь, что это еще одно крупное сфабрикованное ФСБ-шное дело так называемых «женщин-диверсанток».
Ситуация с гражданскими пленными ухудшается, но в то же время появились хоть какие-то международные инструменты, которые позволили вернуть как минимум двоих наших граждан. Кроме того, в Канаде прошла важная Монреальская конференция. Канада – один из лидеров процесса по возвращению гражданских. Это один из пунктов формулы мира Владимира Зеленского. В ходе конференции было договорено, что определенные страны будут активно вовлекаться в переговорный процесс по гражданским. Мы надеемся, что это даст результаты.
По последней информации Координационного штаба, в который также входит Крымская правозащитная группа, на данный момент около 180 гражданских смогли вернуться из плена в рамках обменов. Есть те, кто возвращался самостоятельно, кого оккупационные власти просто отпустили. Но в рамках обмена это всего около 180 человек. Люди умирают в плену. И у нас уже есть гражданские, тела которых были возвращены. Они не дожили до возвращения в Украину.
Валентина Самар: Среди последних убитых в российском плену – мэр Днепрорудного Евгений Матвеев. С 2022 года сформировались новые дела ФСБ по отдельным группам – руководителям органов местного самоуправления, так называемым шпионам, ранее были еще и «экстремисты», и «террористы». К сожалению, очень часто годами нельзя узнать, где люди находятся – в каких подвалах в Херсонской и Запорожской областях, в новом СИЗО в Крыму или в подвалах ФСБ в Симферополе? Большую роль здесь должен играть Международный Комитет Красного Креста (МККК). Но, к сожалению, он не выполняет свои функции. Вы говорите, что работают некоторые международные инструменты. Но, по-моему, если это инструмент, то он должен применяться ко многим людям, а не к единицам и то благодаря саудитам или турецкому правительству, которые смогли каким-то образом договориться с Россией. Ваша оценка работы Международного Красного Креста, как его оживить или же нужно создать новую организацию с надлежащим мандатом?
Ольга Скрипник: Первое – надо признать, что война в Украине подтвердила и сделала наглядным ужасный кризис в сфере прав людей. В первую очередь кризис международных организаций – Красный Крест, институции ООН, ОБСЕ. До сих пор в российской колонии находятся захваченные в плен официальные представители ОБСЕ. ОБСЕ не смогла вернуть даже своих работников!
Мы вспоминали страшную смерть господина Матвеева в результате пыток. Его пребывание в плену также было подтверждено Красным Крестом. Казалось, это должно было давать какие-то гарантии, тем более это гражданское лицо, представитель местной власти, который не является комбатантом, не военный. К сожалению, это ничего не гарантировало. В плену находятся и другие представители власти. К примеру, в СИЗО Симферополя удерживается мэр Голой Пристани Александр Бабич, который до сих пор остается неподтвержденным формально Российской Федерацией.
Недавно представитель Координационного штаба, представитель ГУР, сказал, что среди возвращенных тел 88 наших погибших были подтверждены Красным Крестом. Они тоже умерли от пыток, от неоказания медицинской помощи. Поэтому МККК точно не выполняет свой мандат и это задает вопрос о дальнейшем существовании этой организации. Она не может выполнять свои функции. Доверия нет, способности тоже. Есть случаи, когда представители МККК смогли встретиться в первую очередь с военнопленными, иногда даже передать какие-то письма. Но этого точно недостаточно.
Должны думать о серьезной реформе всех международных организаций. Это касается и ООН, и ОБСЕ. Видим более-менее хороший пример работы мониторинговой миссии ООН, но они могут только документировать, но опять-таки у них нет доступа всюду. Также важно отметить работу Международной независимой комиссии по расследованию преступлений в Украине, созданной в результате полномасштабного вторжения России. В этом году комиссия выпустила очень важный, по моему мнению, отчет, в котором подтвердила системную и масштабную практику пыток в отношении гражданских, что это целенаправленное военное преступление Российской Федерации. Это то, что правозащитники доказывали с 2014 года, что пытки не случайны, это политика Российской Федерации, особенно в отношении мирных жителей и на новых оккупированных территориях, и на ранее оккупированных. Это выбивание признаний, это устрашение местного населения, это подавление любого сопротивления. Это все совершается путем страшных пыток.
Крымская правозащитная группа идентифицировала и подтвердила по меньшей мере 86 человек, прошедших через СИЗО Симферополя, в основном СИЗО №2, которое открыли в 2022 году. Это похищенные жители новых оккупированных территорий, в первую очередь, Херсонщины. Все они без исключения прошли через несколько кругов пыток. В первый раз, когда их похищают российские военные. Затем, когда появляются ФСБ-шники или так называемая Росгвардия, которая также ведет «черные списки», в которых есть и журналисты, и правозащитники, и представители власти. После этого похищенных перевозят в Крым, где фабрикуют против них дела и снова пытают ФСБ-шники. Это непрерывная пытка, потому что после всего этого люди попадают в российские колонии в просто бесчеловечные условия. Сейчас большое количество людей нуждаются в срочной медицинской помощи, без нее они могут погибнуть в ближайшее время. Мы не видим какого-либо движения навстречу со стороны РФ. Ни один из ее органов не сделал ни шагу, чтобы помочь вернуть этих людей. Сейчас есть надежда на то, что с созданием Международной коалиции возвращение гражданских станет активнее.
Валентина Самар: Среди международных организаций, которых следует упомянуть в связи с невыполнением своего мандата, – МАГАТЭ. По данным мэра Энергодара Дмитрия Орлова, более тысячи жителей города побывали на подвалах ФСБ. Половина из этой тысячи – сотрудники Запорожской АЭС. На сегодняшний день 12 гражданских жителей Энергодара находятся в российском плену, из них 11 – сотрудники ЗАЭС: инженеры, представители технического персонала, соцработники, приговоренные к сталинским срокам заключения за якобы терроризм или диверсию. Я не слышала решительной позиции МАГАТЭ с требованием прекратить преследование и пытки атомщиков. Еще один вопрос: как вы оцениваете деятельность украинских властей и правоохранительных органов, насколько адекватно мы боремся за гражданских пленных?
Ольга Скрипник: Со стороны украинских властей много усилий прилагается. Мы оказываем влияние там, где можем повлиять. Уже официально Координационный штаб по обращению с военнопленными занимается и гражданскими. Было принято соответствующее постановление, на основании чего была создана спецгруппа по гражданским в Координационном штабе, в которую входит и Крымская правозащитная группа. У нас сейчас начались совещания в Офисе Президента по гражданским пленным.
Гражданских пленных тысячи, но точных данных нет. Генеральный прокурор сообщал о не менее 10 тысячах гражданских в российском плену. От Офиса омбудсмена звучали цифры и 20 тысяч, и 28 тысяч. Цифры ужасающие и очевидно, что невозможно вести переговоры о таком количестве людей одновременно. Возможны отдельные треки, к которым могут присоединяться страны-партнеры. Например, это могут быть отдельно женщины, пожилые люди, нуждающиеся в медицинской помощи, или, как вы говорили, работники атомной станции. Имеются также заключенные медики, учителя, религиозные деятели. Можно следовать именно таким группам, видим в этом больше шансов договориться с Россией посредством давления со стороны других стран. Поэтому на уровне Координационного штаба эта работа расширена. У Крымской правозащитной группы есть сотрудничество с правоохранительными органами, со Службой безопасности Украины, которые действительно помогают, мы верифицируем списки и ищем гражданских. Здесь у нас полное сотрудничество, какого раньше никогда не было.
Со стороны правоохранительных органов также произошли изменения. Например, Национальная полиция сейчас более четко расследует преступления, связанные с гражданскими – их похищения, пытки и перевод в разные места несвободы. Здесь тоже есть сотрудничество с гражданским обществом.
Одна из главных побед 2024 года, которой давно мы ожидали, – ратификация Римского статута, внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс, уголовно-процессуальное законодательство. Теперь у нас появляется преступление против человечности, которое раньше не было в УКУ и которое является международным преступлением. Мы надеемся, что последние инициативы в парламенте ошибочны и процесс сотрудничества Украины в рамках Международного уголовного суда продолжится. Объективно у нас множество преступлений, которые Украине расследовать годами.
Мы до сих пор не решили проблему подходов к расследованию и привлечению к ответственности за коллаборационную деятельность. Мне кажется, Украина этот экзамен пока не сдала. У нас до сих пор преследуются люди, которые объективно ведут не ту деятельность, за которую нужно уголовно наказывать. Наше законодательство до сих пор требует изменений, которые четко бы определили: какие виды деятельности, особенно так называемой экономической, считаются преступлением и должны быть криминализированы, а какие можно отнести больше к процессам люстрационного характера. Эта проблема остается.
Среди печальных для меня новостей – постоянные изменения в правительстве вокруг министерства по реинтеграции ТОТ. Первоначально было решение о его ликвидации и передаче большинства функций министерству развития громад. Сейчас у нас новое решение – создание министерства национального единства путем реорганизации министерства реинтеграции. Наверное, правительство ищет какие-то эффективные пути управления, но очень важно, чтобы в этом всем не потерялись вопросы людей, остающихся на оккупированных территориях и пострадавших от вооруженной агрессии. Это сейчас очень рискованно, чтобы на фоне последних изменений мы не были лишены министерства, которое действительно будет заниматься людьми на оккупированных территориях. Особенно в свете возможных переговоров люди боятся, что будут покинуты властью на оккупированных территориях и никто не будет о них заботиться. Сейчас мы опубликовали и отстаиваем позицию: в таком случае созданное министерство национального единства должно заниматься и вопросами прав человека, и нашими людьми на временно оккупированных территориях.
Валентина Самар: К нам обращаются люди из Крыма, родственники политических заключенных, родственники гражданских пленных, которые последние полгода не могут оформить 100 тысяч гривен одноразовой ежегодной помощи. Эти деньги, как мы знаем, уходят на адвокатов. Денег на это нет, жизнь в оккупации ухудшается с каждым днем. Тем, кто решился в последние годы уехать из Крыма, среди них есть и военные пенсионеры, никак не удается получить на свободной территории пенсии. В частности, потому, что Пенсионный фонд Украины до сих пор требует справку Пенсионного фонда РФ. Этот клубок проблем кто сегодня разматывает?
Ольга Скрипник: Теперь не ясно, кто будет заниматься этими вопросами. Потому мы сейчас и требуем от правительства четкого ответа о распределении полномочий. Окей, вы сделали новые министерства, новый вице-премьер-министр. Где четко распределенные полномочия? Я уже несколько лет являюсь членом комиссии по установлению факта лишения свободы вследствие вооруженной агрессии. На основании решения этой комиссии люди получают право на эти 100 тысяч гривен. Это касается как военнопленных, так и гражданских пленных. У нас есть 100 тысяч в год для семей, если человек остается в неволе. И есть разовая выплата освободившимся из плена людям в размере 100 тысяч гривен. Это действительно небольшая сумма – одному из заключенных, который вернулся в Украину после российских лагерей, только зубы вставить стоило 120 тысяч гривен. Я молчу о других проблемах. Сейчас мы оказали помощь еще одной семье – пока мужчина находился в плену, в том числе в Крыму, взяли страшные кредиты. Сейчас, к счастью, он вернулся из плена, но имеет ужасные проблемы со здоровьем. А семья еще и должна выплачивать миллионные кредиты, потому что набежали проценты, и даже эти 100 тысяч – это не решение проблем. Более того, еще и большие задержки с выплатой. Комиссия подтвердила факт лишения свободы, люди получили подтверждение, но, несмотря на это, не могут месяцами дождаться выплаты. Их просто не выплачивает казначейство.
Валентина Самар: Но ведь эти деньги предусмотрены в бюджете, это специальная государственная программа!
Ольга Скрипник: Более того, нас заверили, что эта программа будет сохранена, средства заложены и даже увеличены. Они есть в бюджете. В то же время, некоторые заявители, которых мы сопровождаем, ждут более 6-7 месяцев даже после принятия решения. Это невозможно. Семьи не имеют, за что жить, потому что тратят все до копейки, ведь часто адвокат – это вообще единственная возможная связь с находящимся в плену человеком. У некоторых гражданских пленных даже нет возможности нанять адвоката. Особенно, если речь идет о тюрьмах на оккупированных территориях Херсонщины или Запорожской области – там полный ужас, там никаких адвокатов нет, там просто пыточные.
Но сейчас возникла новая проблема – где теперь будет эта комиссия? Теперь нет министерства реинтеграции, на базе которого и была создана комиссия. Соответственно должно быть решение о создании этой комиссии на базе другого министерства. Тогда какого? Министерства единства, минрегиона? Мы так и не можем получить эту информацию. У нас конвейер новых решений, но это усложняет процесс, который я до этого был непростым. Сегодня я – член комиссии и я не знаю, как дальше комиссия будет работать. Она должна быть заново создана, но я даже не понимаю, на базе какого министерства она будет создана. Мы не можем позволить себе как государство какой-либо задержки. Мы и так людям до сих пор не выплатили средства – заявителям, которые обращались в феврале, в апреле. А теперь еще мы не знаем, на базе какого министерства комиссия продолжит свою работу!
Из хороших новостей в этой сфере – наконец-то приняты изменения, касающиеся мобилизации и военной службы. Люди, имеющие решение о том, что они находились в плену, будут иметь отсрочку от службы. У нас есть граждане, которые после плена и пыток не имели возможности восстановить здоровье, но подлежали мобилизации. И это неправильно. К счастью, есть изменения, приветствуем их. Теперь граждане получат отсрочку, как и военнопленные после освобождения из плена.