ПМК-6: «государство в государстве»

Эту историю, с одной стороны, можно назвать типичной. В общежитии одного предприятия появился новый жилец, который, отстаивая свои конституционные права, начал добиваться улучшения бытовых условий, о   чём на протяжении многих лет здесь даже не думали.  Нетипичность же ситуации заключается в том, что вместо того, чтобы поддержать активную позицию появившегося соседа, остальные жильцы  начали ему противодействовать.

Наши журналисты решили разобраться в этой истории, в результате чего выяснилось, что новоявленный жилец  взбаламутил воду в тихом омуте, где много лет жизнь текла  по своим правилам и законам, а теперь  на поверхность стали всплывать вещи, которые долгие годы таились на самом дне.

Странное общежитие

Начать стоит  с того, что общую картину новой жизни Елены Владимировой, попавшей в трудную жизненную ситуацию (она  осталась с ребёнком  без жилья), которую как инвалида поселили в общежитии предприятия ПМК-6 в Симферополе, описывали разные крымские средства массовой информации. Одни показывали по крымским каналам, как повезло этой семье, что ее проблемой озаботился сам спикер ВР автономии Владимир Константинов и по его распоряжению для матери-инвалида и ее ребенка нашли жилье. Другие СМИ, наоборот, поведали о том, с какими проблемами теперь приходится бороться слабой женщине, оказавшейся заложницей коммунальных перипетий.

Елена Владимирова с сыном

После эйфории заселения в комнату под объективами камер,  Елена Алексеевна обнаружила, что здесь нет воды, канализации и отопления. Женщина вновь возобновила походы по чиновникам. И вроде бы государственные мужи не остались в стороне. Дали указания руководству ПМК-6, и за несколько месяцев воду подвели, локальную канализационную систему установили, комнату разрешили отапливать электроприборами. Вслед за решением проблем Елены  начали «закрывать» аналогичные и у других жильцов общежития. Даже в оконных проемах появились металлопластиковые рамы, а по запросу Владимировой Симферопольский горсовет пообещал организовать детскую площадку, сообщив, что в бюджете города запланировано 300 тысяч гривен, часть из которых пойдет на строительство площадки по адресу Зеленая, 7, по которому находится общежитие.

Казалось бы, соседи должны выражать таким новосёлам  только «респект». Однако, как выяснилось, между ними и Еленой началось настоящее противостояние, а, по мнению некоторых чиновников, Владимирова оказалась скандалисткой, противопоставляющей собственные интересы интересам всех жильцов дома.

Нам показался нелогичным такой поворот событий, и мы отправились в общежитие, чтобы узнать, в чем корень зла. В районе поселка Комсомольский (ГРЭС) особняком стоит здание общежития. Контейнерная площадка не убрана, хотя, судя по расчетным книжкам жильцов, деньги за уборку собирают ежемесячно. Само же  общежитие оказывается довольно обветшалым зданием, в коридорах холодно и темно.

Исследуя помещение, выясняем, что на один этаж предусмотрены только один санузел и душевая. И это минимум на 12 семей одного этажа!  Но такое положение вещей оказывается неудивительным, если принять во внимание, что здание общежития, в общем-то, проектировалось для временного проживания строителей  передвижной механизированной колонны — ПМК-6. Ситуация давно поменялась, и это здание стало для некоторых семей постоянным пристанищем. Однако соответствующие условия для постоянного проживания так и не были созданы. Воду подвели только несколько месяцев назад. Жильцы вынуждены обогревать комнаты электроприборами. И, несмотря на то, что, как заверяет начальник отдела жилищной политики и благоустройства министерства регионального развития и ЖКХ Крыма Дмитрий Воронцов, силовой кабель проведен и рассчитан на обогрев квартир электрообогревателями, это, по его же словам,  временная схема: если внешние сети обновлены, то внутренние требуют замены.

Так что из-за старой проводки пожары и жертвы в этом общежитии не исключены, ведь кроме электрообогревателей в комнатах сегодня установлены  холодильники, телевизоры, электроплиты, возможно, у некоторых работают стиральные машины и компьютеры. А значит, нагрузка на электросеть колоссальная. Например, Е.Владимирова, судя по квитанциям, ежемесячно за электроэнергию платит более трехсот гривен (невероятно огромная сумма, но это отдельный вопрос для Крымэнерго, так как все внешние сети, кроме сетей водоснабжения и водоотведения, судя по официальному ответу первого заместителя председателя Рескомитета по строительству и архитектуре Владимира Локтионова, первого ноября прошлого года ПМК-6 передало эксплуатирующим организациям. Ну а также вопрос возможно надо адресовать директору общежития Голубевой, которая снимает показания со счетчиков).

Дмитрий Воронцов соглашается с реальностью пожарной угрозы, но, по его словам, первостепенной задачей является установление централизованной  канализации. Год назад жильцы и не мечтали о собственном санузле. Однако когда Владимирова добилась установления локальной канализации для своей комнаты, к организации такого же водоотведения подключились другие жильцы. Но вот загвоздка. Предприятие   «Бона», использующее сегодня большую часть территории ПМК-6, перекрыло выгребные канализационные ямы, куда были выведены трубы. В результате над окнами второго этажа появилась «обходная» канализационная труба, которая, в нарушение всех технических норм и правил,  установлена не вертикально, а горизонтально, и направлена в запасной выгреб.

Елена боялась, что в любой момент произойдет затор в неправильно проложенной трубе и все ее содержимое польется прямо в ее окно. С этими претензиями она обращалась во многие инстанции, но часть жильцов общежития требовали,  со слов замминистра ЖКХ Павлова, оставить все как есть. Мол, у соседки своя труба имеется и нам водоотвод нужен. Но все чиновники, владеющие данной ситуацией, официально подтверждают, что водоотведение проведено без соответствующей технической документации. И уверяют, что эта мера вынужденная и временная. Однако, как показывает жизнь, нет ничего более постоянного, чем временное.  По информации заместителя министра регионального развития и ЖКХ Анатолия Павлова, только на подключение общежития к центральной канализации города понадобится кругленькая сумма в три миллиона гривен.

«Где и кто будет находить три миллиона гривен, я не знаю. За такие деньги легче купить квартиры и всех жильцов отселить в нормальное жилье», — говорит Анатолий Павлов.

Кто здесь хозяйничает?

Естественно, никто никого переселять никуда  не намерен. Но и нормальную канализацию провести  весьма затратно  для предприятия, которое, как утверждают в министерстве ЖКХ, практически банкрот. Ситуация усугубляется и тем, что действующие санитарные нормы, по информации главного государственного санитарного врача АРК Натальи Пеньковской, запрещают отвод сточных вод выгреба, а также ввод воды в здание при отсутствии канализации. Но все инспекторы закрывают глаза на происходящее в общежитии по улице Зеленой, якобы движимые благородными помыслами: дескать, кардинальные меры сильно навредят людям, у которых другого жилья кроме этого нет.

Официально в общежитии проживают 25 семей, а системой водоотведения, как указывает первый заместитель министра регионального развития и ЖКХ Сергей Брайко, обеспечены только 12. Получается, остальных 13 семей  все устраивает? Почему? Может быть, многие просто не проживают в этом общежитии или используют квадратные метры жилой площади по другому назначению? С этим вопросом мы обратились к Дмитрию Воронцову:

«Да, многие там не проживают, а за ними числится это жилье. Многие имеют недвижимость, и не одну, а комнаты в общежитии занимают. И это несмотря на то, что в городе много очередников, остро нуждающихся в жилье», — сообщил начальник отдела минрегионразития и ЖКХ.

Его слова подтверждают и наши собственные наблюдения. На втором этаже установлены крепкие металлические двери, перекрывающие полностью длинный коридор. На третьем этаже одно крыло освещается, а противоположное находится в полной темноте. За все время нашего пребывания в общежитии мы не только не увидели ни одного жильца, но даже ни единого звука не было слышно. Как будто вымерло все вокруг.

 

Получается, Владимирова своей активностью «прищемила хвосты» как некоторым обитателям общежития, так и руководству ПМК-6 —  предприятия, у которого, как уверяют в министерстве,  не осталось ничего, кроме здания общежития.

«От предприятия ничего не осталось. Там другие собственники. Откуда они взялись, как они стали собственниками всех зданий, этот вопрос надо адресовать первому заместителю председателя Рескомитета по строительству и архитектуре Локтионову. Именно министерство, которое он возглавляет, до последнего времени  управляло данным строительным предприятием», — констатирует Анатолий Павлов.

Мы обратились в это министерство. Однако нам ответили, как отрезали, мол, предприятие не наше, информацией не владеем.

Кстати, существует еще одно общежитие. Правда, за кем оно теперь числится, не знают даже в управляющих организациях Железнодорожного района.

«Еще несколько месяцев назад, когда я работала в районном ОЖКХ, не было никакой информации, что второе здание принадлежит другим юридическим лицам, а не ПМК-6», — отвечает на наш вопрос уже бывший начальник ОЖКХ Железнодорожного района Наталья Воронистая.  При этом Дмитрий Воронцов сообщил, что, по данным министерства ЖКХ, второе общежитие по решению суда давно перешло в другую собственность. К сведению, здание примыкает к территории предприятия «Бона», которому теперь, по информации этого же министерства, принадлежат многочисленные постройки, расположенные здесь.

При всем этом прослеживается еще одна странность. Несмотря на то, что в министерстве регионального развития и ЖКХ отвечают, что у ПМК осталось только одно здание, в ноябре прошлого года первый заместитель председателя Рескомитета по строительству и архитектуре Владимир Локтионов в ответе Елене Алексеевне сообщал, что в ведении  ПМК-6 находятся, по сведениям самого предприятия, оба общежития.

Мы пытались связаться с и.о. начальника ПМК-6 и одновременно и.о. директора общежития Ларисой Голубевой, к которой нам советовали обращаться по всем интересующим нас вопросам абсолютно все интервьюируемые чиновники разных рангов. Но, увы, никто из наших собеседников не смог сказать, где находится сама контора, а мобильный телефон Голубевой, как заколдованный, произносит одну фразу: «на данный момент абонент не может принять ваш звонок». Надеемся, что,  прочитав этот материал, Лариса Голубева выйдет на связь с редакцией «Центра», и мы с удовольствием предоставим площадь для ее ответов на все вопросы, которые подняты в этой публикации и вопросы, однозначные ответы  на которые нам не удалось найти даже в правительстве автономии.

А вот директор предприятия «Бона» Николай Смакоровский сам вышел с нами на связь, после того, как мы оставили его секретарю контактный номер телефона. По его словам, его мебельная фирма, никакого отношения ко второму общежитию не имеет: у него хозяин совершенно другое юридическое лицо, которое, как и Смакоровский, на торгах приобрело помещения ПМК.

«Это имущество продавалось в несколько этапов. Было три или четыре продажи», — говорит директор предприятия.

Кроме того, территория, на которой расположены постройки сегодня уже принадлежащие «Бона», была взята в аренду на десять лет ни у ПМК-6, а у государства.

Но вернемся к общежитию на улице Зеленой, которое пока еще принадлежит ПМК-6. На первом этаже здания размещено СТО, по документам, имеющимся у «Центра», принадлежащее дочернему  предприятию «Бэскид» (учредитель – ООО «Эврика»). Как рассказала Наталья Воронистая,  «Бэскид» — предприятие коммерческое, и  никакого отношения к ПМК-6 тоже не имеет. А Владимирова сетует, что из помещения, в котором расположено СТО, периодически слышен шум. Так как ее комната смежная с этим помещением, нечто происходящее внутри него, лишает всякого покоя. Фотографии, сделанные ею в ноябре и декабре прошлого года, на которых видно, что огромные ворота открыты, внутри здания находится машина и работают люди,  демонстрируют, что какая-то деятельность там ведется.

  

Однако по официальным документам, которые получает Елена Алексеевна, деятельность этого предприятия по требованию городской СЭС приостановлена с 2009 года! И секретарь Грэсовского поссовета Татьяна Колесникова в телефонном разговоре заверила нас, что «Бэскид» с того самого времени не работает. Не правда ли странно: то ли Владимирова врет, и даты на ее телефоне под фотографиями каким-то образом исказились, то ли секретарь лукавит. Прояснить ситуацию у директора ДП «Бэскид» Николая Полотайко нам не удалось: он не изъявил желания с нами связаться. В другом крыле дома, тоже на первом этаже, помещение пустует. К нему, по словам Воронистой, тоже к ПМК-6 уже никакого отношения не имеет. На вопрос: «Кто же хозяин?», ответил опять же Смакоровский.

«Да, это наше помещение. Сейчас мы думаем, как его использовать, возможно, организуем выставочный зал», — спокойно отреагировал на наш вопрос Смакоровский. К сожалению, сегодня уже поздно говорить о том, что эту площадь ПМК могло бы использовать более  рационально для своего предприятия.

Кто виноват и что делать…

Так кто же виновен в разбазаривании предприятия, его материальной базы и кто должен контролировать использование того, что еще осталось?

«Отчуждение, приватизация —  всё это делалось с ведома строителей, то есть рескомитета по строительству и архитектуре. Они и должны отвечать за свои деяния. Однако после реорганизации министерств  строительное предприятие «сбросили» на нас. Теперь Локтионов потирает ладоши – они  остались чистыми. А нам сегодня разгребать.  Я дал задание проинвентаризировать  все имущество ПМК-6 и узнать, на каком основании и  как оно потеряло материальную базу», — отметил Анатолий Павлов.

Что же касается общежития, в котором непонятно кто и на каком основании проживает, то этот вопрос, как отмечает начальник отдела жилищной политики Воронцов, надо решать совместно с горсоветом.

«Наше министерство считает целесообразным передать это общежитие в коммунальную собственность, то есть городу. А затем дать возможность людям приватизировать жилье и создать общество совладельцев многоквартирного дома. Там существует костяк жильцов, готовых управлять жилым фондом», — говорит Дмитрий Воронцов.

А как же законность владения комнатами в общежитии?  — задаем встречный вопрос.

«Конечно, надо выяснить, кого и как вселяли. Надо проводить квартиризацию. Пока общежитие ведомственное — ПМК вправе выселять. А горсовет может вселять людей согласно очереди».

  

Трудно представить, чтобы это предприятие выселяло, если оно же вселяло. Но этим вопросом, как, впрочем, и вопросами уничтожения и разбазаривания материальной базы ПМК-6, вероятно, должны озаботиться правоохранительные  органы.

Что же касается улучшения жилищных условий в общежитии, то  чиновники дают  обещания решить проблемы, однако ни у кого из них нет уверенности в реальности их скорого разрешения. Перед тем,  как взять общежитие  на свой баланс, город  предъявляет определенные требования, но финансовое состояние ПМК-6 не позволяет их выполнить. Это касается в первую очередь вопросов по водоотведению и внутренней разводки канализационной системы. Напомним, речь идет о трех миллионах гривен.

«Такую сумму брать из бюджета – это чересчур», — высказывает свое мнение Анатолий Павлов.

Заметим,  что инвентаризация имущества МПК-6 и изучение законности отчуждения,  а также условий аренды коммерческими структурами помещений и земли ПМК могут эти затраты минимизировать. Однако какими бы не были суммы на закрытие проблемы в целом, несомненным и первоочередным на сегодня должно быть устранение нарушений, связанных с «временными улучшениями». А именно — с канализационной трубой над окнами жильцов и СТО за стенкой, либо признание  квартиры Владимировой непригодной для проживания и, соответственно, предоставление нормального жилья. Кроме того, остается открытым и вопрос о необходимости существования балансодержателя этого общежития, то есть ПМК-6. Но хотелось бы, чтобы с этим «островным государством» разобрались и по закону, и по  справедливости.

Фото автора, Крымских известий и Елены Владимировой