Существование противотуберкулезных санаториев на Южном берегу Крыма, в местах, где еще с царских времен это тяжелое заболевание лечили климатотерапией, находится под постоянной угрозой. Граждане Украины, которых уже второе десятилетие продолжает выкашивать эпидемия туберкулеза, еще не оценили в должной мере ущерб, нанесенный им «оптимизацией» комиссии во главе с вице-премьером Дмитрием Табачником в начале века. Тогда эта Межведомственная правительственная комиссия по усовершенствованию деятельности санаторно-курортных учреждений решила, что нескольких десятков противотуберкулезных здравниц Украине не надо, и санатории стали передавать в аренду. Затем наступало «покращення» их состояния после ремонта и – приватизация путем выкупа, считай даром. Особенно если учесть, что прицепом шла земля для обслуживания этих уже коммерческих объектов. В мае этого года засветилась новая инициатива по оптимизации противотуберкулезных здравниц: на одном из совещаний в ВР Крыма журналистам попало в руки предложение Кабинету министров Украины о перенесении противотуберкулезных санаториев с Южного берега Крыма в Старый Крым. Судя по всему, огласка накануне выборов вынудила авторов идеи повременить – далее совещания тема пока не пошла. Впрочем, санатории, занимающие внушительные территории вблизи морского побережья и расположенные в парковой зоне, или их отдельные корпуса перепрофилируются и приватизируются без глобальных решений.
«СП Март», фирма-арендатор трех корпусов санатория «Солнечный», который специализируется на лечении больных туберкулезом легких и почек, через суд добилась приватизации арендуемого имущества путем выкупа. 14 февраля Высший хозяйственный суд Украины оставил без изменений постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, которым было принято решение обязать региональное отделение Фонда госимущества Украины заключить с арендатором договор купли-продажи трех корпусов. Корпуса № 6 (1,1 тысячи кв. метров), № 8 (338 кв. метров) и № 9 (1,7 тысячи кв. метров) противотуберкулезного санатория, суд обязал ФГИ приватизировать путем выкупа в редакции договора, предложенного «СП Март». Как следует из постановления ВХСУ, текстом которого располагает «Центр», остаточная балансовая стоимость этого имущества по состоянию на 1 января 2010 составляла всего 353 тысячи 984 гривны, в то время как, по данным арендатора, он осуществил капремонт корпусов на сумму, которая значительно превышала остаточную стоимость – 556,4 тысячи гривен.
В «Центр» обратились пациенты санатория, всерьез обеспокоенные его дальнейшей судьбой. По их словам, арендованные предприятием корпуса — спальные, но в них также размещены рентген-кабинет, кабинет физиотерапии, процедурный кабинет, клиническая и биохимическая лаборатории. В начале марта больные, проходившие курс лечения в санатории, собрали около сотни подписей под обращением в Минздрав Украины, в котором просят «остановить фактическую ликвидацию санатория путем приватизации с землей трех корпусов». Одна из постоянных пациенток «Солнечного» еще с 1960-х годов, женщина преклонного возраста, проходившая лечение с января по март нынешнего года, рассказала, что в тот период рентген-кабинет санатория был опечатан, а обследование пациенты проходили в расположенном по соседству санатории Министерства обороны. «Он закрывается в октябре, а открывается в марте, — рассказала женщина, отметив, что подниматься на четвертый этаж, где находится рентген-кабинет в санатории Минобороны, людям преклонного возраста крайне тяжело. — Я была вся мокрая, а там очень холодно. Нас устраивало так, как было раньше, когда нам делали рентген в нашем 9-м корпусе».
Главврач санатория Игорь Николаев информацию о том, что рентген-кабинет действительно был закрыт, подтверждает. Но при этом уверяет, что санаторий по-прежнему предоставляет весь спектр медицинских услуг. «Речь шла о рентгене – работает, речь шла о физиотерапии – работает. Вся остальная лечебная база никакого отношения к арендованным корпусам не имеет. Она в основном отдельно была. Речь была о том, что закрылся рентген, но и то там пожарники больше виноваты. Он располагался в одном из арендованных корпусов. На сегодняшний день открыт, работает, мы договорились», — сказал главврач.
Емкость санатория, по словам главного врача, как и 18 лет назад, составляет 160 койко-мест, однако в июле в санатории оздоравливалось 177 человек. Каким образом удалось увеличить «коечность» при том, что три корпуса санатория переданы арендатору, главный врач объяснять не стал.
Между тем в корпусах, которыми на протяжении последних лет ведает «СП Март», в пик курортного сезона жизнь тоже бурлит. Полное название предприятия — ООО «Спортивно-оздоровительный лагерь для детей и молодежи «СП Март». Однако возле корпусов фирмы корреспонденту «Центра» не удалось обнаружить спортивную молодежь, детей или что-то хотя бы отдаленно напоминающее детский лагерь. Собственно, и гости Алупки, пользующиеся услугами «СП МАРТ» не первый год, также ничего не смогли сообщить корреспонденту «Центра» о детском лагере.
«Вы не смотрите, что здание такое неприглядное, — сказала отдыхающая на лавке перед бывшим 9-м корпусом туристка. — Удивительный воздух легко компенсирует дискомфорт от того, что удобства здесь на этаже. Зато цены не кусаются. Мы уже не первый год сюда ездим». На вопрос об инфраструктуре для детского отдыха курортница ответила отрицательно. Мол, не видели ничего такого, но детям и просто на свежем воздухе побыть очень полезно.
По поводу деятельности арендаторов и отсутствия спортивной инфраструктуры высказался и главный врач «Солнечного» Игорь Николаев. «Я с этой стороны был не совсем доволен, — сказал он. — Но они оздоравливали детско-юношеские велосипедные школы. Спортсмены-легкоатлеты у них были, студенты были, подростки лет 14-15 были, спортсмены – не спортсмены – не знаю».
На наше удивление отсутствием даже элементарных спортплощадок в спортивно-оздоровительном лагере, главврач «Солнечного» удивился в ответ: «Откуда они тут могут взяться? Конечно, нет. Велосипедисты ездят, легкоатлеты бегают на стадионе, который есть в Алупке. Они («СП Март» — ред.) предполагают жилье и питание».
Однако, как оказалось, в якобы оздоровительном центре нет и собственной столовой – питание тоже организовано на стороне. По словам главврача санатория, «питание организуют в центре (Алупки – ред.), в ресторане».
Поговорить с руководством или сотрудниками офиса «СП Март» на территории бывших корпусов «Солнечного» нам не удалось – и самого офиса фактически не существует. Как рассказали «Центру» сотрудники «Солнечного», некоторое время назад у «СП Март» было административное помещение, располагавшееся в одном из арендованных корпусов. Наш корреспондент увидел только обломки таблички, на которых еще угадывается название фирмы. На заборе, ограждающем территорию бывших 6-го, 8-го и 9-го корпусов санатория развешаны рукописные объявления об аренде жилья с номером мобильного телефона. Постояльцы «СП Март» рекомендуют обращаться по этому номеру — и жилье забронировать, и о стоянке для авто договориться. Кстати, последняя также расположена на территории, ранее принадлежавшей санаторию.
По одному из мобильных телефонов, указанному на объявлении, вывешенном на бывшем офисе «СП Март», ответил молодой человек, представившийся Денисом, администратором 6-го спального корпуса. На вопрос, принадлежит ли данный номер телефона «СП Март», администратор сначала ответил, что «как бы да», но потом уточнил: «Наша фирма взяла 6-й корпус в аренду». Сообщить, что за фирма и на каких условиях арендует здание у «СП Март» администратор отказался, отметив лишь, что организация, которую он представляет, не оказывает услуг спортивно-оздоровительного лагеря. По телефоны, указанных на табличках возле других арендованных корпусов, нам не ответили. Таким образом, можно смело предположить, что, заполучив корпуса противотуберкулезного санатория посредством судебных решений, фирма тут же сдала их в аренду другим предпринимателям.
Главврач «Солнечного» Игорь Николаев, сообщил, что вопрос приватизации корпусов санатория, несмотря на решение Высшего хозяйственного суда Украины, остается до конца нерешенным.
«СБУ на сегодняшний день проверяет правомочность, целесообразность, правильность решения ВХСУ. Еще есть возможность спора, поскольку этот вопрос окончательно еще не доходил ни до какого уровня», — сказал главврач, который при этом сам не верит, что приватизацию копусов отменят. — «Не думаю, что решение ВХСУ пойдет в обратную сторону, если быть откровенным».
Действительно ли «Солнечным» занялась СБУ и что конкретно проверяет, нам узнать не удалось. В пресс-группе главка СБУ информацию И.Николаева не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть. «У нас нет такой информации», — сказала корреспонденту «Центра» в телефонной беседе руководитель пресс-группы Марина Бородина.
По словам главврача «Солнечного», Минздрав Украины предпринимает дополнительные усилия для возвращения корпусов в собственность санатория, возможно, министерство и было инициатором проверки СБУ.
В ответе Минздрава на мартовское обращение пациентов «Солнечного» (который, к слову, сотрудники министерства готовили три месяца) говорится о том, что структурные подразделения Министерства проводят анализ документов относительно возврата корпусов № 6, 8, 9 в собственность Минздрава.
Напомним, одним из основных аргументов «СП Март», которое по суду добилось приватизации арендуемого имущества, было то, что фирма вложила в ремонт названных корпусов суммы, превышающие их остаточную стоимость. Главный врач в беседе с корреспондентом «Центра» не вспомнил ни стоимости ремонта, проведенного арендатором, ни остаточной балансовой стоимости корпусов санатория, отметив лишь, что «сегодня весь санаторий миллиона не стоит по остаточной балансовой стоимости, износ большой». Однако Игорь Николаев подчеркнул, что «Солнечный» сегодня сильно нуждается в капительном ремонте. «Перспектив никаких. Для этого мне нужны журналисты — проявить трогательную заботу о судьбе бедных обездоленных туберкулезных больных. Что санаторий больше 30 лет в «капиталке» не был, что очень необходим капитальный ремонт, обновление мебели, всего прочего. Но скорее всего, что нас тогда закроют с такими вопросами», — посетовал главврач.
Какова дальнейшая судьба «Солнечного», сегодня предсказывать сложно. Будет ли он реорганизован на ряду с иными противотуберкулезными санаториями Южного берега Крыма во время очередной волны «оптимизации», окончательно лишится трех корпусов, как того требует решение ВХСУ, или вернет арендованное имущество в собственность Минздрава? Однозначно ясно лишь одно: без капитальных вложений санаторий не выживет, поскольку лечение таких серьезных заболеваний, как туберкулез, невозможно за счет одного только целебного климата. Пациентам необходимо предоставить как минимум условия для проживания вкупе с качественной диагностикой. Для этого, в свою очередь, надо восстановить здания, где в сквозные щели порой можно свободно просунуть палец, и обновить медицинскую базу. А это — деньги. Бюджетные.