В июне прошлого года ООО ПК «Крымтел» было объявлено банкротом. Его абоненты, а это не только значительная часть населения Симферополя, но и государственные и коммерческие учреждения, предприятия, целых полгода оставались без телефонной связи. И вот в декабре она была возобновлена. Однако неразбериха, связанная и с банкротством этого предприятия, и с политикой монополиста фиксированной связи на Украине «Укртелеком», и с переходом номерного ресурса с индексами 51, 52, 57 некоему Киевскому ЧАО «Фарлеп-инвест», продолжается. И люди, которые когда-то вкладывали свои деньги в строительство телефонной сети, покупая облигации, требуют или нормального гарантированного предоставления услуг или возврата вложенных ими средств. Но порадовать их нечем, как и остальных абонентов «Крымтел». Свистопляска вокруг номеров «Крымтела» продолжается…
Облигация займа: в чем суть?
В середине девяностых годов Симферопольский горсовет создал малое предприятие «Телеком». Он со своим структурным Симферопольским городским производственно-техническим узлом электросвязи учредил «Телеком», который начал строить автоматические телефонные станции и, говоря языком специалистов, канализации линейной связи. В новых микрорайонах города появляются АТС и сети.
«Например, город, когда построил район Лермонтова, ничего там не имел. Чтобы телефонизировать район, стали строить по городскому генплану на проспекте Победы, 56 АТС. Это типовое запроектированное здание автоматической телефонной станции. Также проложили канализацию. Для этих работ горсовет кого-то нанял, а что-то создал, в частности, «Телеком», — рассказывает глава ликвидационной комиссии «Крымтела» Сергей Шатунов.
В те постперестроечные годы сложно было изыскать средства в бюджете на столь масштабное строительство. И городская власть придумывает дивную комбинацию: выпускает облигации займа и таким образом собирает деньги с горожан. Этот инструмент привлечения инвестиций был весьма выгоден для предприятия-эмитента, выпускающего ценные бумаги. Например, жительница Симферополя Людмила Тараненко заплатила, судя по ее счетам, несколько своих месячных зарплат, другие и того больше. Таких вкладчиков собралось достаточно много, чтобы появилась возможность аккумулировать денежные средства частных инвесторов (населения) и построить с их помощью сети. Но то ли грамотности чиновникам не хватило, то ли они осознанно играли словами, только явилась на свет мудреная фраза, долженствующая раскрыть суть этих облигаций: «В счет нарицательной стоимости облигации засчитывается установочная плата, средняя расчетная стоимость номера, при этом владелец облигации приобретает право собственности на телефон».
Что это за собственность «на телефон», сегодня объяснит нам не смогли даже юристам. Но люди, купившие облигации, логически рассуждая, предполагают, что «Телеком» отдал им в собственность абонентский номер. Однако, оказывается, этого не может быть по определению, так как номерами телефонов, или, другими словами, номерным ресурсом, распоряжается только Национальная комиссия по регулированию связи и информации (НКРСИ).
«Индексы (то есть в данном случае 51, 52, 57) – хозяйство НКРСИ, которое оно и регулирует. То есть, сам по себе номер никому не принадлежит», — объясняет Шатунов.
Мы предположили, что держатели облигаций получили в собственность сам телефонный аппарат, но, собственники облигаций утверждают, что дополнительно покупали у «Телекома» аппараты. К тому же скромная стоимость аппарата не может считаться компенсацией вложенных людьми средств. Получается, что собственники облигаций могли бы претендовать на часть сети, например, по словам ликвидатора, на солидный кусок контактного провода, если бы заемные средства были обменены на акции или какие-нибудь удостоверения о праве собственности. Но ничего подобного люди не получали.
Исчезновение — гарант погашения долгов
В облигации указано: «приобретение облигации займа является гарантией установки телефона». Следует понимать, что эмитент брал на себя обязательство в течение трех лет после выдачи облигации (как указано в ней) установить кредитору телефон, что и было сделано: станция построена, сети проведены, телефоны установлены. То есть, город создал «Телеком» для строительства телефонной сети и эту задачу выполнил. Однако кроме этого облигация как ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между кредитором и заемщиком, уже сама по себе заверяет не только факт предоставления владельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту, но и возврат держателю облигации суммы основного долга. А также подтверждает обязательство эмитента выплачивать инвестору фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Проще говоря, «Телеком» не только обязан был установить телефон, но и должен был выплачивать кредитору какой-то процент от заемных денег или расплатиться с ним каким-то имуществом.
Этого, как утверждают держатели облигаций, тоже не происходило. По предположению городских чиновников, облигации, возможно, уже давно погашены вследствие амортизации системы телефонной связи, которая за двадцать лет давно выработала себя.
Тем не менее глава ликвидационной комиссии «Крымтела» Сергей Шатунов говорит: «Выданные людям не нами облигации, мягко говоря, некорректны, так как права получателей ничем не защищены».
В общем, выпуск этих облигаций теперь больше смахивает на аферу: деньги собрали, объект построили и исчезли, не выполнив своих обязательств по облигациям.
И нам сегодня не удалось найти никакой информации о том, куда подевалось предприятие «Телеком», учредителем которого выступала государственная структура. Об этом мы спрашивали в Рескоме по транспорту и связи, а также задавали этот вопрос в отделе транспорта и связи горсовета. Однако и там, и там ответа нам не дали, мол, не знают об этом ничегошеньки.
В общем, сегодня якобы и некому предъявлять претензии по поводу компенсации вложенных средств, так как «Телекома» как юридического лица нет, по крайней мере, в Едином госреестре он не значится, а «Крымтел» не является правопреемником канувшего в Лету предприятия. «Сегодня путем приватизации и уже вторичной купли-продажи активы этой некогда государственной связи перешли в наши руки и в «Укртелеком». И мы не являемся правопреемниками «Телекома»», — уточняет Сергей Шатунов.
Но, извините, куда делся городской узел электросвязи, и откуда взялось акционерное общество «Крымтел», откуда взялись его активы, материальные ценности? Может быть, государственное имущество, плавно перетекшее в позже исчезнувший «Телеком», впоследствии всплыло уже в ином качестве – в виде акций. Ведь если учредителем малого предприятия, выпускавшего облигации, выступала государственная структура – в данном случае горсовет и городской узел связи, следовательно, в дальнейшем они, а вернее, определенные лица становятся акционерами «Телекома». А акции, как известно, можно продать, передать, подарить. Кроме этого акционерами «Телекома» и «Крымтела» могут оказаться одни и те же лица. В общем, есть несколько вариантов поиска тех, к кому можно было бы предъявлять претензии по невыплате процентов с облигаций. Но этот ход развития событий – это только наша версия, ликвидатор на эту тему не распространяется. Уместнее проверять эти цепочки или выявлять иные ходы правоохранителям. А держателям облигаций можно запросить в Госархиве АРК решения пятой сессии горсовета №13 от 8.02.1991 года и решение горисполкома №397 от 29.04 1991 года, на основании которых были выпущены облигации.
«Туда уже давно переданы все данные двадцатилетней давности. Возможно, этим путем людям удастся узнать, к кому они могут предъявлять свои требования или на кого подавать в суд», — отметил начальник отдела связи городского управления транспорта и связи Евгений Илюхин.
Но наш эксперт, юрист Сергей Фоминых смотрит на возможность компенсации вложенных людьми средств абсолютно пессимистично.
«По облигациям девяностых годов судиться будет невозможно, и в виду окончания сроков исковой давности, и отсутствия ответчиков. Даже к уголовной ответственности должностных лиц «Телекома» привлечь уже нереально», — констатирует Фоминых.
«Понять и простить»…
По информации ликвидатора С.Шатунова, появившееся на рынке связи ООО ПК «Крымтел» взяло АТС и канализацию, построенные «Телекомом», в аренду. Установило свое оборудование, протянуло свои сети. В НКРСИ взяло номерной ресурс и предоставило номера своим клиентам, в том числе и владельцам облигаций. Они получили от «Крымтела» красивую бумажку – свидетельство о присвоении номера. Кстати, многие, как указывает Симферопольская городская общественная организация «Общество защиты потребителей услуг связи», подписывали договоры, где говорилось «о расширенных правах пользования», при этом тоже заплатив кругленькие суммы. О чем говорит эта фраза, абонентам неведомо, но люди отмечают, что для них было тогда важно иметь в доме телефон, поэтому никто не задавался вопросами, откуда взялись те или иные суммы.
«Я заплатила в девяностых годах, когда курс доллара был всего лишь 2,4, 1200 долларов», — рассказала Елена, уже бывший абонент «Крымтела».
Однако в соответствии с граничными тарифами существует фиксированная цена на оплату установки телефона и его подключения к отдельной линии. Сегодня она, как заявил начальник отдела телекоммуникаций и связи Александр Багненко, для населения составляет 84 гривны. Это при условии прокладки кабеля до40 метров.
«Если же необходимое расстояние прокладки кабеля больше, чем 40 метров, то тут уже надо выполнять технические условия, которые могут включать в себя стоимость земляных работы по рытью траншеи или установке опор, подвеске кабеля, да и приобретение самого кабеля. Абоненту приходится оплачивать и проводку кабеля, и подвеску, и прочие работы – отсюда возникают разные суммы в соответствии с техническими условиями», — отмечает Багненко.
Но если в договоре была указана запредельная сумма только за установку телефона и его подключение, тогда абоненты могут обращаться в суд. Но возникает вопрос: на кого подавать иск? На банкрота… И стоит ли это делать, если стоят подписи между субъектами под их обоюдной договоренностью… Здесь, пожалуй, надо вспомнить и оценить то время, когда еще не была распространена и доступна мобильная связь и существовала очередь на подключение к линейной телефонной связи. Люди платили еще и за то, чтобы у них вне очереди немедленно появился телефон, и, подписывая договор, они соглашались на ту сумму, которая в нем указывалась.
Они, когда-то заплатившие шальные деньги, и сегодня имеют полное право на непрерывное обслуживание хорошего качества. И их должен защищать закон о телекоммуникациях и закон «О защите прав потребителей». Но это в правовом государстве. В реальной же нашей жизни мы стали свидетелями, как монополист «Укртелеком» своим волевым решением в одностороннем порядке разорвал договор с ООО ПК «Крымтел» о предоставлении услуг, в результате чего около 18 тысяч абонентов оператора «Крымтел» остались без связи.
По данным Шатунова, из 17 800 абонентов в июле к ноябрю осталось 13 тысяч, а в декабре – около 10 тысяч. «Закон о телекоммуникациях убогий, он декларативный. Во всем мире есть понятия: связь из конца в конец непрерывная 24 часа в сутки. Но у нас об этом упоминается только в приказах НКРСИ, а в законе этого вообще нет. Естественно, если нарушаются основные принципы связи, никакой ответственности за это не предусмотрено. И этим успешно пользуется «Укртелеком», так как у него есть эта всеобщая связь, которую он может кому-то взять и оборвать. В мире нам такие случаи неизвестны», — отмечает Сергей Шатунов.
Как сам «Укртелеком» смотрит сегодня на ситуацию, связанную с реальным нарушением прав потребителей, и считает ли он себя ответственным за это, узнать не удалось: секретарь директора крымского филиала компании «Укртелеком» Виктора Клименко сухим тоном нам отвечала, что своего начальника не видела и наши просьбы о встрече передать не имела возможности.
«Лебедь, рак и щука»
Понятно, что могут возникать сложности и противоречия, но выясняйте отношения между собой, люди от внутренних конфликтов операторов страдать не должны, а связь должна быть всегда. Возможно, если бы все абоненты разом обратились в правоохранительные органы, то конфликтующие стороны давно нашли бы компромисс, чтобы не чувствовать себя как ужи на сковородке. Но, к сожалению, этого не случилось.
И в будущем абонентов, скорее всего, ждет весьма туманная перспектива. 29 ноября 2012 года по решению НКРСИ номера с индексами 51, 52, 57 перешли всеукранскому оператору «Фарлеп-инвест».
По информации Рескома по трансорту и связи, первого марта этого года решение НКРСИ вступит в силу. Но к этому сроку новоявленный оператор вряд ли придет к своим абонентам. Дело в том, что этот всеукраинский оператор, как рассказывает Шатунов, хоть и имеет свою станцию, но не имеет связующего звена в виде сетей.
«Очевидно, ему надо это делать. Мы предлагали свою сеть, но он заявил, что будет создавать свою», — констатирует Шатунов.
По Симферополю сеть составляет 800 километров. На строительство сети, даже гораздо меньшей протяженности, по информации ликвидатора, понадобятся годы.
«Необходимы многомиллионные вложения. Помимо денег надо пройти тяжелое согласование по строительству. Да и физически проложить кабели, особенно магистральные, очень сложно. В Симферополе канализация связи забита. То есть их сеть некуда прокладывать. Строить же новую канализацию вообще невозможно. Это еще больше согласований и капиталовложений», — объясняет сегодняшнюю ситуацию Шатунов.
По его заверениям, абоненты сегодня получают хорошего качества связь с «Крымтелом», даже лучше, чем с большинством станций «Укртелекома», правда, уже без междугородней и межгородской исходящей связи. От номерного ресурса, как видим, «Крымтел» тоже уже отказался. И что в перспективе? Потемки.
Пока готовился материал, стало известно, что состоялась некая предварительная договоренность между «Укртелекомом» и «Крымтелом». «В настоящее время ведутся переговоры между «Укртелекомом» и «Крымтелом» в отношении использования телекоммуникационной сети «Крымтела». Если решится вопрос ее выкупа, то «Крымтел» из полученной суммы будет рассчитываться с долгами перед «Укртелекомом», «Крымэнерго», операторами других мобильных связей и будет выплачивать заработную плату своим работникам», — отметил заместитель председателя Рескомитета АРК по транспорту и связи Николай Дручинин.
Однако Шатунов заявляет, что это не окончательное решение, то есть «Укрателеком» выразил только намерение на приобретение сетей. Кроме этого, нельзя забывать о том, что номерной ресурс НКРСИ уже передало другому оператору, и на его плечи с первого марта ложится обязанность обеспечивать абонентов связью. Но, как отметили в Рескоме, никому не ведомы планы нового оператора — «Фарлеп-инвест». Для гарантии бесперебойной связи надо, чтобы в данной ситуации сетями владел собственник номерного ресурса.
«Для «Фарлеп-инвест» возможны два варианта: или выкупить сети у «Крымтела», или строить свои. Второй вариант немыслим с точки зрения сроков», — говорит начальник отдела телекоммуникаций и связи Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Александр Багненко. Он же опровергает слова Шатунова по поводу того, что «Крымтел» предлагал «Фарлеп-инвесту» выкупить сети.
«Коммерческого предложения о продаже сетей «Фарлепу» от «Крымтела» не поступало»,- информировал Багненко.
Короче говоря, вырисовывается абсурдная ситуация. Номерной ресурс в количестве 22,5 тысячи номеров, по данным Багненко, у «Фарлеп-инвеста», сети пока у «Крымтела», и с первого марта новым их владельцем по нынешней якобы договоренности может стать «Укртелеком». Сильно напоминает басню Крылова «Лебедь, рак и щука». У этих персонажей, как мы знаем, не может быть одинаковых интересов. То же и у наших героев — у каждого свои финансовые интересы. Общую цель — обеспечение обязательной бесперебойной связи – им может поставить только Национальная комиссия. На ее решения и уповаем.