Новость об огромном круизном лайнере «Costa Concordia», затонувшем в Средиземном море у берегов итальянского островка Джильо, облетела весь земной шар. На борту лайнера оказались граждане многих стран, не обошлось и без украинцев, а среди них – и супружеская пара из Ялты. О том, благодаря чему удалось выжить в катастрофе, которую приравнивают к крушению «Титаника», читателям «Центра» рассказал вернувшийся целым и невредимым начальник Ялтинского филиала ДЭУ «Крымавтодор» Александр Борисов.
Экипаж «Costa Concordia» учил инструкции уже во время катастрофы
Александр Борисов вместе с женой ступил на родную ялтинскую землю в ночь с 16 на 17 января и только тогда вздохнул с облегчением. Ночь, мобильник молчит — его батарея давно села, еще там, далеко в Италии.
«Включил дома телефон, и посыпались сообщения о том, что мне звонили, — рассказывает Александр Борисов. — Число звонивших перевалило далеко за 200. Все спрашивают, поеду ли я в круиз по морю еще раз. Я отвечаю: хоть завтра. А вот моя жена Пайли категорически заявила, что теперь даже на катерах в Ялте кататься не сможет».
Александр Борисов сравнивает катастрофу затонувшего лайнера «Costa Concordia» с гибелью «Титаника». И не потому, что ленты новостей в Интернете уже пестрят такими заголовками, а потому, что еще там, в море, у берегов крохотного итальянского островка, где живут всего несколько сот жителей, Борисов вдруг вспомнил о законе цикличности масштабных катастроф.
«Титаник» ведь затонул в 1912 году, то есть сто лет назад. Но в мозгах все время крутилось, что этого не может быть, ведь на дворе XXI век, отличная система навигации, налаженные каналы связи и пути сообщения», — размышляет ялтинец.
По словам Александра Борисова, не создавать паники, а быстро ориентироваться — что делать и куда бежать — ему помог, как ни странно, опыт первого круиза, во время которого он посещал занятия по одеванию жилетов и поведению на воде в экстренных ситуациях.
«Незаменимым оказался 30-летний альпинистский опыт, — уверен ялтинец. — А также то, что мы — славяне! Почему? Да потому, что если для иностранцев это чрезвычайная ситуация, для нас, славян, — это жизнь!».
Александр Борисов, как и полагается настоящему альпинисту со стажем, всегда носит с собой два карабина, зажигалку (хоть и не курит), и карманный нож. В любом путешествии наряду с багажными сумками, всегда имеет при себе удобный рюкзак. Именно эти вещи ему пригодились во время крушения круизного лайнера «Costa Concordia». Но обо всем по порядку…
Путешествие Александра Борисова и его жены по волнам Средиземного моря и прекрасным городам далекой Италии на роскошном многопалубном лайнере близилось к завершению. Оставалось всего два дня, когда ялтинец перед сном вдруг подумал: «А где же моя зажигалка?». С этими мыслями и заснул.
«На кой тогда мне, некурящему, сдалась зажигалка, я не знаю, — говорит Александр Борисов. — Но предчувствие не подвело. И в самый критический момент, когда погас свет в каюте, я как раз вспомнил, где зажигалка с фонариком. Она нас и спасла».
На огромном лайнере в 13-14 палуб жилых было восемь. Здесь по посленовогодним скидкам путешествовали более четырех тысяч туристов. Каюта Александра Борисова и его жены Пайли располагалась на седьмом этаже. Вечер не предвещал никакой беды. Супруги отужинали и решили никуда не ходить, а отдохнуть в каюте.
«Нам каждый день давали листок с расписанием следующего дня на русском языке, — вспоминает ялтинец. — Так вот, именно в тот злополучный вечер всех приглашали на верхнюю палубу, дабы лицезреть какие-то красоты. Но мы с женой так набегались по Риму, что решили отдохнуть. После душа я вышел на балкон каюты подышать воздухом, как вдруг корабль содрогнулся. Я прислушался. Главного двигателя корабля слышно не было. Я еще постоял с минуту, как вдруг справа раздался удар и лайнер наклонился влево.
Выдержка и альпинистская закалка позволили Александру Борисову молниеносно оценить ситуацию. Он сразу рассчитал расстояние до берега и придумал как минимум четыре способа забраться на мокрые скалы. Ялтинцу почему-то берег показался скалистым, а на самом деле это оказалось не так…
«Моя жена собралась за 15 секунд — оделась и упаковалась в спасательный жилет. Потом с криками: «Почему ты не собираешься?» уселась на пол, — вспоминает Александр Борисов. — Я мысленно оценил, какие вещи нужно и можно взять с собой. И молниеносно собрался, светя фонариком на зажигалке, потому что свет в каюте уже погас».
К слову, именно ялтинская пара, а также двое итальянцев оказались теми немногими из более четырех тысяч людей, кто додумался взять с собой минимум необходимых вещей. Остальные выбегали кто босиком, кто в тапочках и халатах. Борисов, кстати, додумался также поставить пуфик между дверей, чтобы электронные створки каюты не заблокировались.
Тут же на лайнере прозвучало официальное сообщение, в том числе и на русском языке: мол, оставайтесь на своих местах, все под контролем. Александр выглянул на палубу — паники не было. Моряки стояли по стойке смирно. Все вроде было спокойно. Когда по радио в четвертый раз прозвучало сообщение, на русский уже никто не переводил. Тут же последовал тройной короткий сигнал, а затем один длинный. Это означало — спасайся, кто может!
Когда ялтинцы покинули каюту, корабль уже изрядно наклонился. На жилете было написано, в какой сектор идти, но вот где он находится, нужно было узнать. Когда Александр Борисов попытался выяснить это у корабельного стюарда, тот как раз читал инструкцию поведения экипажа в экстремальных ситуациях. Куда бежать пассажирам, он не знал.
Пока украинцам делали документы, россияне строчили пресс-релиз
По словам А.Борисова, самой страшной была мысль, что корабль погрузится и людей засосет. Когда они добрались до сектора В, который был указан на спасательном жилете, из-за того что лайнер наклонился, шлюпок там не оказалось. Пришлось возвращаться в сектор А. И тут началась паника — свободных мест в шлюпках не оказалось.
«Я заметил лодку, куда можно загрузиться, но моряк, стоящий на спуске, нас не пускал, — вспоминает Александр Борисов.. — Жена слезно его умоляла, а я оглядывался по сторонам в поисках выхода. Единственная женщина-офицер увидела эту ситуацию и приказала морячку отступить. Так мы оказались в спасательной лодке. Шлюпка шла с перегрузом. Хорошо, что мы тогда не знали, что такая же шлюпка перед нами перевернулась, и людям нужно было снова вылезать из воды на корабль».
Через некоторое время лодка причалила к маленькому островку Джильо. Было около 23.00. Людей привозили на остров еще до пяти утра.
«Местное население отнеслось к нам очень хорошо, — рассказал ялтинец. — Нам открыли старую школу, где мы могли расположиться на бетонном полу. И то было за счастье! В школе включили батареи. Потеплело. Пассажиры из стран Евросоюза стали звонить домой и часа в два-три ночи их начали развозить по соседним островам. И тут украинцы и россияне, с которыми мы держались вместе, смекнули: а не хотят ли нас кинуть, мол, и не было нас тут…
Когда Александр Борисов заподозрил неладное, он отправил смс-ку Сергею Прядко, руководителю турфирмы, в которой покупал путевку: «Коста затонула. Итальянцы пытаются замять. Поднимай шум!».
По счастливой случайности, рассказывает Борисов, у Прядко в этот день, 14 января, был день рождения, поэтому он сначала подумал, что Борисов его разыгрывает! Но информацию проверил и сразу же прислал деньги на счет, а также телефон украинского консула в Риме. Ему Борисов и позвонил.
Надо отметить, говорит ялтинец, что украинское посольство сработало отлично. Через три часа после звонка украинцев уже доставили в Рим, где их ждали готовые временные документы. А в это время, по словам очевидцев, россияне еще вели переговоры со своим посольством, руководство которого почти за сутки успело только составить пресс-релиз о случившемся, а не позаботится о потерпевших кораблекрушение гражданах.
Из всего пережитого, говорит Александр Борисов, он вынес очень важную вещь — гордость за свой народ. Потому что именно славяне в море паники оказались островками спокойствия, держались вместе и горой стояли друг за друга. А вот, к примеру, немцы не спешили надевать на детей спасательные жилеты, в панике ссылаясь на то, что по радио сообщили: «Ситуация под контролем!» Но до сих пор Александр Борисов уверен, что если бы капитан «Costa Concordia» скомандовал об эвакуации на полчаса раньше, а не через 40 минут после того, как лайнер получил, как потом выяснилось, 80-метровую пробоину с правой стороны, обстоятельства для многих сложились бы намного лучше.
А вот о компенсации в 10 тысяч евро Александр Борисов не слышал. Хотя в прессе эта сумма фигурировала не один раз. Интересы супругов, а также претензии по возмещению материального и морального ущерба будет представлять ялтинская турфирма. На большие выплаты Александр Борисов не рассчитывает. А вот пятницы, 13-го теперь опасается…
Фото автора, segodnya.ua и vesti.az