В Ялте 27 февраля стартует традиционная международная туристическая ярмарка. Уже двадцать вторая по счету, которая, бесспорно, является главным имиджевым мероприятием для всего туристического бизнеса автономии. По своему формату она очень схожа с сочинской, которая традиционно стартует в январе и определяет ценовую политику в регионе. Обе ярмарки немногочисленные, ярмарку в Сочи в этом году, по данным итогового пресс-релиза, посетило 4280 человек. Но прелесть обеих в том, что предоставляется прекрасная возможность пообщаться с коллегами, выяснить риски, которые может преподнести сезон, определиться с окончательными ценами на отдых в сезоне — 2013 и представить их покупателям на выставках в Берлине, Лондоне, Киеве (UITT) и Москве (MITT). На ялтинской ярмарке покупателей мало. Сюда в основном приезжают гости и давние партнеры крымского турбизнеса, чтобы встретиться и посмотреть, какие новые возможности отдыха предлагают крымчане в нынешнем сезоне. Но в этом году наши гости и партнеры, к сожалению, смогут увидеть иную картину, которая явно не будет способствовать улучшению имиджа Крыма.
Проблема в том, что на ярмарке не будет представлен ряд крупных туроператоров Крыма, среди которых «Ласпи», «Кандагар», «ТурЭтно», «КрымТурбюро на Москольце», «Кенеш», «Генуя-тур» и др. Вернее, на ярмарке они будут, но не на основной экспозиции. Директор турфирмы «Ласпи» Елена Баженова сообщила «Центру», что их стенд будет расположен в зале «Адалары» в гостинице «Ялта-Интурист», в то время, как основная экспозиция разместится в зале «Хрустальный». А вот Ассоциация туроператоров Крыма и Севастополя (АТКиС) вообще вышла за пределы гостиницы. Их экспозиция будет размещена в отеле «Медовый месяц», которая находится в100 метрахот гостиницы «Ялта-Интурист». По информации заместителя председателя АТКиС Ирины Полянской, будет проведен workshop, где будут представлены 14 туристических компаний Крыма и Севастополя, а также автоперевозчики и страховая компания. Причина отказа от участия в основной экспозиции, условия, которые в этом году предлагает организатор выставки – ООО «Крымский центр развития туризма» (КЦРТ). Туроператоров не устроила ценовая политика и условия размещения. По их мнению, цены на ялтинской ярмарке по сравнению с прошлогодней значительно выросли и сопоставимы с ценами на UITT, что вообще противоречит здравому смыслу. Для сравнения, стоимость квадратного метра оборудованной площади в Ялте в этом году составляет от 145 до 210 евро (!), а в прошлом году за квадратный метр платили от 850 до 1100 гривен (85-110 евро). А помимо этого, еще нужно уплатить регистрационный взнос, который в прошлом году стоил 1200 гривен, а в нынешнем 220 евро. Кстати, квадратный метр оборудованной площади на UITT в Киеве стоит 250 евро. Также вызвали претензии у туроператоров и условия договора, согласно которым заказчику запрещалось застраивать стенд, а исполнитель (КЦРТ) мог изменить размещение экспозиции по своему усмотрению.
У директора КЦРТ Светланы Новодацкой своя версия. По ее словам, повышение цены связано с тем, что гостиница «Ялта-Интурист» увеличила стоимость аренды помещений. «Я же не Христа ради действую. Я плачу аренду гостинице Ялта. По сравнению с прошлым годом они в среднем изменили тарифы на 402 %. Мы подняли в среднем на 129,3%. Вот и все», — пояснила она ситуацию корреспонденту «Центра» и показала для сравнения тарифы гостиницы «Ялта-Интурист» прошлого и нынешнего года. Цены дествительно увеличились в разы. Если в прошлом году стоимость аренды зала «Хрустальный» в день составляла шесть тысяч гривен, то в этом году 15 тысяч гривен.
Тем не менее, по данным Светланы Новодацкой, вся площадь уже практически занята под экспозиции. В этом году вся территория будет четко зонирована: для туроператоров, для санаториев, для регионов Крыма и т.д. Единые стенды представят Судак, Феодосия, Евпатория. А вот сколько участников будет на этих стендах, уже увидим непостредственно на ярмарке. Точно известно, что не будет на ярмарке единого стенда Ялты. По информации Светланы Новодацкой, в горсовете уже официально подтвердили эту информацию. Тем не менее ряд предприятий в сфере туризма Ялты будут участвовать в ярмарке самостоятельно. Из зарубежных партнеров места под стенды уже приобрели компания Турецкие авиалинии, Чехтуризм, турфирмы из России, Беларуси, Польши, Германии, Латвии и Литвы. Кроме того, двадцать процентов площади будет отведено на безоплатной основе для общественных организаций в сфере туризма. Расходы на аренду помещений для проведения пресс-конференции, круглых столов и других мероприятий в рамках выставки берет на себя министерство курортов и туризма Крыма. На эти цели из республиканского бюджета, по данным С. Новодацкой, выделено 290 тысяч гривен, в прошлом году выделялось 298 тысяч гривен.
Как видим, у каждого своя правда. Можно понять туроператоров, которые более 50% своих бюджетов ежегодно тратят на продвижение крымского турпродукта на международном рынке. Причем без всякой поддержки из крымской казны, как это делается в странах с хорошо развитым туристическим бизнесом. Эти компании прекрасно ориентируются на рынке, понимают, что ялтинская выставка – это сугубо имиджевое мероприятие и не более того. Сюда, в основном, приезжают партнеры, чтобы, как честно признаются туроператоры, пообщаться в неформальной обстановке, с бокалом хорошего крымского вина. Но не за такие же деньги! Нельзя забывать и тот факт, что туроператоры в рамках ярмарки проводят инфотуры для своих партнеров, возят их по объектам размещения, чтобы те своими глазами увидели изменения или новинки. Так, в рамках нынешнего workshop будет проведено два рекламных тура для потенциальных покупателей крымского турпродукта. А это тоже расходы. А впереди еще ряд основных ярмарок, где присутствие обязательно, так как на них идет реальное общение с потенциальным покупателем. В прошлом году, например, число посетителей на ярмарке MITT в Москве составило свыше 45 тысяч человек, а на UITT в Киеве около 25 тысяч человек. На второй и третий день ярмарки, как правило, приходят представители предприятий, организаций и учреждений, чтобы заключить договоры, и частные посетители, чтобы купить путевку. И туроператорам нужно правильно распределить бюджеты, ведь еще неизвестно, какие сюрпризы преподнесет сезон-2013 года. Поэтому, безусловно, хочется сэкономить.
Можно понять и руководство Крымского центра развития туризма. Для них это бизнес, и они не собираются проводить ярмарку себе в убыток. Но в поисках каждой из конфликтующих сторон своей правды теряется главное – восприятие ялтинской ярмарки нашими гостями. Автор статьи сама неоднократно участвовала во многих туристических ярмарках, в том числе и в за рубежом. Что всегда впечатляло: единые стенды, которые представляют не отдельное предприятие отрасли, а страну в целом. Всегда роскошные стенды у Турции, Египта, Израиля, Испании, Чехии, Болгарии, Хорватии и других стран, для которых туризм является приоритетом не на словах, а на деле. Оформление стенда таково, что дух захватывает, и очень хочется побывать в этой стране. Не случайно у этих стендов выстраиваются очереди за сувенирной продукцией, которая раздается бесплатно с целью популяризации туристических возможностей страны. В туристическом бизнесе, как ни в каком ином, нужна консолидация усилий всех игроков на рынке туруслуг. И это просто обязаны понимать в министерстве курортов и туризма Крыма, где столько усилий на протяжении ряда лет уделяется именно рекламе крымского курорта.
Не случайно многие представители турбизнеса называют министерство курортов и туризма PR-агентством, порой упрекая в том, что оно практически утратило свою управляющую функцию. Не в этом ли кроется причина того, что нынешняя ярмарка начнется с раскола? Неужели при желании нельзя было договориться с руководством гостиницы, с туроператорами, с другими участниками и организаторами ярмарки и найти компромиссное решение?
На совещании в министерстве курортов и туризма, которое прошло в четверг с участием начальников управлений и отделов по туризму местных органов самоуправления, практически все сетовали на дороговизну нынешней ярмарки. Министр курортов и туризма Александр Лиев пояснил удорожание выставки тем, что на сей раз в работе ярмарки примут участие потенциальные покупатели. При этом расходы на их участие возьмет на себя принимающая сторона. Не видит он проблемы в том, что туроператоры не будут представлены на основном стенде, а проведут свое мероприятие самостоятельно. «Люди все меньше стали покупать через туроператоров. Выставка максимально будет становиться выставкой объектов размещения, санаториев, отелей. Будем в эту сторону двигаться», — заявил он. Действительно, клиенты все чаще ищут информацию в сети Интернет и заказывают путевки он-лайн и напрямую в базах размещения. Но туроператоров тоже рано сбрасывать со счетов. У них есть свои партнеры, свои клиенты. При этом нельзя забывать, что туроператоры платят налоги и ведут бизнес легально. Да и вряд ли сегодня крымские базы размещения смогут самостоятельно решить вопрос с заполняемостью и готовы отказаться от услуг туроператоров по привлечению клиентов.
Но вопрос не в этом, а в том, что ценовой политикой, которую предложили организаторы нынешней ярмарки, недовольны не только туроператоры. Правда, ушли с ярмарки пока только они. И наши гости в этом году увидят две ярмарки и все поймут. Может еще не поздно изменить ситуацию?