Какие возможные планы РФ по превращению Украины в континентальную державу?
Проект «Новороссия» образца 2014 года предусматривал координальную территориальную трансформацию Украины из морской страны в континентальную. А это огромные потери для экономики Украины – потеря судостроительной отрасли и отраслей-смежников, потеря возможности добычи углеводородов на континентальном шельфе, потеря портов и морских коммуникаций, возможности промышленного рыболовства, потеря национального флота в широком понимании, а, вообще, потеря статуса морского государства.
Аффект Крыма предусматривал повторение блицкрига. Вот почему, в 2014-м, во всех приморским административным регионах начались процессы формирования, так называемых, «народных республик». А в Одесской области их планировалось аж две – Одесская и Бессарабская.
Почему «Украина без моря»? Почему РФ выбран именно этот гибридный вариант?
Расчет прост – где тонко, там и рвется.
Отсутствие системной государственной морской политики Украины, создание «украинского сухопутного лобби» во всех ветвях власти, которое вывело из приоритета государственной деятельности не только торговый, рыбный, научный и военный флоты, но и целые отрасли экономики, которые связаны с морской деятельностью – не этот ли аргумент, учитывался РФ, при разработке проекта «Новороссия»?
В 2014-ом не получилось, хотя обстановка балансировала «на грани». После определенного «затишья» и переосмысливания произошедшего, в 2018-м РФ начала новый виток реализации проекта «Новороссия». И полигоном гибридных действий стал Азов – акватория, которая непосредственно примыкает к операционному району действий Объединенных Сил на востоке Украины.
Черноморский регион в международном нормативно-правовом поле более защищен, чем Азов. Поэтому действия РФ на Чорном море могут носить характер, который отличен от действий на Азовском море.
В открытом море (от автора – формулировка из международного морского права) вариант «остановил, задержал и досмотрел судно» для РФ не пройдет. Здесь действует норма свободного прохода. Поэтому, в этой ситуации, действия РФ будут направлены на поиск вариантов максимального восприпятствия гражданскому судоходству в центральной и северо-западной частях Чорного моря, например, закрытие морского и воздушного пространства по рекомендованным путям движения судов в/из портов Украины.
В то же время, опыт Азова показывает, что в этих районах не обязательно проводить ракетные или артиллерийские стрельбы – достаточно их просто «объявить закрытыми», выставить корабли охранения района и не допускать проход через них судов под интернациональными флагами в порты Украины и обратно. А это огромные убытки судовладельцев, а если смотреть дальше, то и возможная переориентация транспортных потоков.
Насколько мы готовы противостоять возможной агрессии с моря?
Агрессию с моря, в этой ситуации, необходимо рассматривать в «широком смысле». Опыт современных войн показывает, что агрессия может носить, на ряду с силовым, и политический, и экономический, и информационный характер. Поэтому, мы должны быть готовы к такому повороту событий. И учитывать тенденции, в большей степени, интеллектуальных войн, а не силовых.
Победить – это предвидеть.
Первым шагом должен стать глубокий и разносторонний анализ сложившейся ситуации и вероятные сценарии действий РФ (от автора – «Чтобы узнать своего врага, ты должен стать своим врагом», Сунь-Цзы).
Вторым шагом – политические, экономические силовым, информационные и, в конце концов, силовые «домашние заготовки» на случай обострения обстановки при любом из возможных сценариев действий РФ.
А это сочетание и государственной, и региональной политик, которые должны быть сформированы не по принципу «лести и того, что хочет слышать руководитель более высокого уровня», а в режиме объективной реальности. Тогда и появятся правильные решения, а не хаос и истерика (от автора – «Лучше иметь амбициозный план, чем никакого», Уинстон Черчилль).
Что касается отражения военной агрессии с моря, то ее надо начинать от берегов противника. А для этого использовать все возможные способы и методы, вплоть до использования сил специальных операций.
Группировка, которая будет выполнять задачу на приморском фланге, должна быть разнородной. У руководителя этой группировки должна быть возможность маневра силами и компенсации недостатков одного вида или рода вооруженных сил другим. При этом, необходимо вспомнить опыт Второй мировой – минные заграждения, минно-артилерийские позиции, использование авиации в борьбе с морскими целями и многое другое.
Малыми артиллерийскими катерами эту проблему не решить.
И это я знаю точно!
Может ли противостояние на Азове вылиться в полномасштабную войну? При каких обстоятельствах?
Может, но при условии, когда будут исчерпаны все возможности РФ гибридного воздействия на Украину – политические, экономические, информационные, коррупционно-бизнесовые и другие.
Когда же может наступить время «Ч»?
Не будем забывать о выборах 2019-го и российской заинтересованности в них. Они-то и дадут ответы на многие вопросы, которые сегодня не решаются, а зачастую замалчиваются или имитируются.
Какие шаги на государственном уровне необходимо сделать для того, чтобы, хоть как-то, поправить ситуацию с морской деятельностью Украины?
Для начала, необходимо чтобы власть поняла, что государственная морская политика, по своей сути и масштабности, является проблемой не ведомственной, а общегосударственной. Она не должна зависеть от политических или бизнесовых амбиций.
На ряду с тактическими шагами, о которых мы говорили выше, необходимо срочно создавать архитектуру системы управления морской деятельностью Украины на государственном и региональных уровнях:
Морскую коллегию при Кабмине в составе министров, деятельность которых напрямую связана с морской отраслью Украины, руководителей приморских регионов, представителей деловых кругов и общественных организаций. Этот шаг позволит на качественном профессиональном и экспертном уровнях формировать основные направления государственной морской политики, а главное, распределить полномочия и ответственность между министерствами и ведомствами Украины;
депутатскую Комиссию Верховной Рады Украины по государственной морской политике, которая бы функционировала на постоянной основе;
специальных органов-формирователей региональной морской политики в приморских административно-территориальных единицах.
Процесс должен быть управляемым!
Следующим шагом должна стать ревизия государственных и ведомственных «морских» документов. В результате – должны быть приняты решения, какие из них денонсировать, какие корректировать, а какие разрабатывать вновь, как например, Морская доктрина, Закон Украины «О морской политике», Государственная программа кораблестроения и другие.
Не надо забывать и об интеграционных процессах, а это перспектива решения морских вопросов в рамках коллективной безопасности – и военной, и экономической.
Источник: Обозреватель, блоги