Новый видеоблог Евгения Лешана о «зраде» — воображаемой и реальной, о днепровской воде, которой не дождется оккупированный Крым и о законодательных танцах с бубном вокруг приватизации стратегических объектов.
Итак, все началось с комментария депутата фракции «Голос» Ярослава Юрчишина «Суспільному.Крим» об опасном законопроекте, который, по его словам, может открыть дорогу днепровской воде в оккупированный Крым, так как исключает из перечня предприятий, которые нельзя приватизировать, главные артерии, по которым поставлялась вода на полуостров — Управление Северо-Крымского канала и Управление Главного Каховского магистрального канала.
Законопроект 2831-1, которым нас пугал нардеп Юрчишин, Верховная Рада с треском провалила на голосовании. Он вводил три отдельные перечня предприятий, контроль над которыми должен оставаться в руках государства, а также регулировал особенности разделения АО «Украинская железная дорога» на три части и давал разрешение на приватизацию остальных ее активов. Возможно, что именно ради разделения Укрзализныци он был инициирован.
А как же Управление Северо-Крымского канала? По проекту 2831-1 его действительно выводили из перечня предприятий, не подлежащих приватизации?
В октябре 2019 года Верховная Рада отменила закон «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», принятый еще в далеком 1999 году. Отмененный перечень содержал 1226 предприятий. И с октября прошлого года он не действует. Новый законопроект 2831-1 с таким же названием «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» содержит суммарно лишь 218 предприятий. То есть это была попытка восстановить перечень, «потеряв» по дороге более тысячи предприятий! И среди них — Управление Северо-Крымского канала.
Никакого действующего перечня предприятий, не подлежащих приватизации, с октября прошлого года не существует. Почему же Управление Северо-Крымского канала до сих пор не приватизировали? Поскольку часть 5 статьи 2 закона «О приватизации государственного и коммунального имущества» относит к объектам, которые не подлежат приватизации, «водохранилища и водохозяйственные каналы комплексного назначения, гидротехнические защитные сооружения, объекты инженерной инфраструктуры общегосударственных и межхозяйственных мелиоративных систем». Кроме того, есть еще часть пятая статьи четвертой, где прямо сказано: «Объекты государственной собственности, определенные частью второй настоящей статьи, не подлежат приватизации независимо от их включения в Перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» .
Поэтому, есть перечень, нет перечня — приватизировать Северо-Крымский канал нельзя. Но и этого мало. Закон, который отменил перечень предприятий, не подлежащих приватизации, устанавливает еще один предохранитель: «объекты права государственной собственности, которые находятся на временно оккупированных территориях, не подлежат приватизации до полного восстановления конституционного строя Украины на временно оккупированных территориях». А большая часть хозяйственного комплекса Северо-Крымского канала находится именно на оккупированной территории Крыма.
То есть, в украинском законодательстве на сегодняшний день существует как минимум три нормы, исключающие приватизацию Северо-Крымского канала.