Видеоблог Никиты Панасенко о том, как РФ фальсифицирует данные международных морских трекеров о принадлежности захваченных во время оккупации плавсредств и о том, как с этими фальсификациями бороться.
Популярный онлайн-сервис для отслеживания движения судов MarineTraffic указывает в своей базе, что украденные у Украины суда флота Черноморнефтегаза принадлежат незаконно созданному Россией ГУП Черноморнефтегаз, предоставляет их незаконно измененные названия и флаг. И эти данные полностью противоречат реестру International Maritime Organization (ИМО), где четко отмечено, что плавсредства — украинские.
В частности, речь идет о новых самоподъемных буровых установках (СПБУ) «Украина» и «Петр Годованец», известных в народе как «вышки Бойко», которые НАК «Нафтогаз Украины» приобрела в 2012 году вместе с буксирами «Мыс Тарханкут» и «Федор Урюпин».
Включая эти суда, захваченный в 2014 году флот «Черноморнефтегаза» насчитывал 31 плавсредство.
Оккупанты переименовали украинские буровые установки в MODU CRIMEA 1 и MODU CRIMEA 2, а также незаконно изменили их данные о флагах и владельцах. Эти изменения были отображены в MarineTraffic.
Буксиры «Федор Урюпин» и «Мыс Тарханкут» также, согласно базе MarineTraffic, имеют российские флаги, но владельцем плавсредств указан украинский ГАО «Черноморнефтегаз».
Центр журналистских расследований обратился в компанию — владельца ресурса MarineTraffic.сом, которая отреагировала на наше обращение и оперативно исправила часть информации. Но только часть. Теперь собственником СПБУ указывается украинское ГАО «Черноморнефтегаз». Однако при этом названия буровых установок и дальше указаны в соответствии с незаконным переименованием — MODU CRIMEA 1 и MODU CRIMEA 2. Флаг и у СПБУ, и у буксиров в MarineTraffic остался российским.
Таким образом, есть прецедент отмены недостоверной информации о праве собственности на украденный Россией украинский актив на этом популярном и полезном ресурсе. Но это только первый шаг — впереди много работы.