«Крым — это не только Черное море, горы и леса, это и степи, где испытываешь ни с чем не сравнимое чувство свободы. Уверена, найдутся люди, которые захотят отдыхать именно здесь, в Присивашье. Тут есть что посмотреть», — так охарактеризовала новый туристический маршрут, который в Нижнегорском районе начнет работать уже в этом курортном сезоне, председатель республиканского комитета по охране культурного наследия Лариса Опанасюк. С ее напутствием мы отправились в путешествие по Присивашью и не пожалели.
По святым местам
Методическая экскурсия для журналистов началась в селе Охотское. Признаюсь, были большие сомнения в том, что глубоко депрессивный район сможет подарить экскурсантам положительные эмоции и новые, интересные знания об этом крае. К счастью, наши опасения развеялись буквально в первые же минуты экскурсии. Нас сопровождал заместитель руководителя военно-поискового клуба «Патриот» Александр Петров. И хотя он не является профессиональным экскурсоводом и в этой роли выступал впервые в жизни, его экскурсионное сопровождение было очень интересным и занимательным. Ведь именно он вместе с членами клуба, а также местными предпринимателями (сегодня их можно назвать и меценатами), братьями Вячеславом и Виктором Павлив, не только восстанавливают памятники, храмы, тем самым сохраняя крымское наследие, но и строят новые. Также их усилиями потихоньку возрождается как природная экосистема Присивашья, так и само хозяйство района.
Но обо всем по порядку. Первый экскурсионный объект предстал перед нами в виде часовни Сергея Радонежского. Это уменьшенная в шесть раз копия храма, возвышающегося в центре столицы Белоруссии. Перед часовней стоит величественный монумент солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Из двадцати проектов различных храмов, которые рассматривали местные жители, был выбран именно белорусский вариант. Он очень удачно сочетается с памятником. Если смотреть на архитектурную композицию с расстояния примерно пятидесяти метров от входа в мемориальный комплекс, то сразу бросается в глаза интересная визуальная картинка – центральная арочная часть часовни сверху обрамляет застывшие в камне фигуры воинов.
«К памятнику проведен вечный огонь. И теперь каждый год 9 мая в течение всего дня огонь горит», — с гордостью произносит Петров.
Кстати, вокруг этого мемориала расположено воинское кладбище, которое уже было закрыто. Однако молодые люди из клуба «Патриот» добились, чтобы здесь зарезервировали места для ветеранов, проживающих сейчас в этом районе. Обозрев мемориал, отправляемся тоже в недавно построенную в этом селе церковь Вячеслава Чешского и Виктора Мученика. Издалека видны сверкающие на солнце купола двухпрестольного храма. Еще в колхозе «Гвардеец» на месте обычного продуктового магазина начали строить эту церковь. Однако в начале нулевых колхоз прекратил свое существование, и строительство замерло на шесть лет.
«Все эти годы здание простояло без крыши, окон и дверей. Все внутри заросло бурьяном. И только четыре года назад, благодаря небезразличным людям, церковь начала возрождаться», — отмечает настоятель храма Иван.
Теперь в планах у батюшки строительство воскресной школы, где местные ребятишки смогут изучать Библию, познавать смысл слова Божьего. «Жизнь налаживается», — произносит отец Иван.
По страницам истории
Заряженные его оптимизмом отправляемся дальше. Наш «экскурсовод» не дает нам скучать, он рассказывает интересные, а иногда и трагические моменты из истории здешних мест. Оказывается, в 1942 году после разгрома крымского фронта по этой дороге Феодосия – Нижнегорск (старое название Сейтлер) – Джанкой фашисты вели советских военнопленных, многие из которых на этом пути погибали или от ран, или от пуль конвоиров.
«Колонна военнопленных растянулась на одиннадцать километров. А в каждом ряду шло по двенадцать человек. Представьте, сколько людей гнали, как скот, – не меньше ста тысяч. Посмотрите налево и увидите на новом кладбище монумент. Он поставлен в память именно о тех военнопленных, которые погибли на этой дороге», — повествует Петров.
От военно-полевого рассказа наше внимание переключается на проплывающие за окнами автобуса села: вот Уваровка, а вот Желябовка. Оба села основаны болгарами. Дома барачного типа, в которых по сей день живут люди, имеют возраст не только довоенный, но еще и дореволюционный. Многие, конечно, уже разрушены, однако есть вполне приличные, отремонтированные их обитателями.
Как и весь Крым, этот район многонационален. И, по словам нашего гида, на этих землях расселялись три волны переселенцев. Первая — во времена Екатерины Великой, вторая – после Крымской войны, а третья – после Великой Отечественной. Вот и обжились тут, соседствуя, и русские, и татары, и украинцы, и болгары.
Возрождение утерянного
Александр с ностальгией рассказывает, что прежде этот край утопал в яблоневых и черешневых садах. От северо-крымского канала шла мощная оросительная система, дававшая садам необходимое количество влаги. К сегодняшнему дню большая часть каналов пришла в негодность, сады исчезли. Однако местные жители надеются на возрождение всего хорошего, что было утрачено.
«За последние восемь лет частными землевладельцами и предпринимателями заложено более 600 гектаров виноградников и садов. Люди, которые пришли сюда не на год и два, а на многие годы, будут думать о земле. У них не будет мыслей собрать один урожай и бросить эту землю», — уверен Петров.
На бескрайних лугах видим отару овец с молодняком. «Это крымская порода – цигайские овцы. Они славятся ценнейшим молоком и прекрасной шерстью. Эти животные, привыкшие к суровым условиям степей, легко переносят холодные сильные ветры», — с гордостью в голосе говорит наш гид, провожая взглядом резво прыгающих уже вдали от автобуса ягнят.
Вот мы проехали еще одно село – Емельяновку. У старого указателя «Совхоз «Приморье»» свернули к Сивашу. По дороге, построенной к конце 70-х годов прошлого века, едем к самому узкому месту мелкого и очень соленого озера Сиваш. С мая по октябрь вода в «озере», а вернее, в заливе Азовского моря, растянувшегося на сотни километров, очень теплая. Но местные жители всегда предпочитали перебираться на Арабатскую стрелку и купаться не в «Гнилом море», как переводится с тюркского Сиваш, а в самом Азове. Но и у гнилого моря есть райские места. Так, в Присивашской зоне сегодня восстановлены две скважины, каждая глубиной около двухсот метров. В советские годы их было двенадцать. Благодаря выходу на поверхность теплой пресной воды (один источник насыщен сероводородом) образовались незамерзающие озерца.
«Даже при сильных морозах вода не успевает замерзнуть, так как при выходе ее температура составляет двадцать градусов. И зимой воздух над озерами парит. Здесь птицы и животные могут всегда попить, а это очень важно», — говорит Александр.
Осталось прочистить еще десять скважин, сегодня забитых мусором, и тогда все Присивашье превратится в райский уголок.
Природа: умиляйся и исцеляйся
Кстати, о птицах и животных. По словам Петрова, в этих степях обитают некогда завезенные сюда ондатры. В марте красуются у воды цапли и журавли. А в прошлом году целых три недели на Сиваше жили розовые пеликаны. Прилетают сюда и лебеди. Водится в здешних степях заяц, а последние шесть лет местные жители обращают внимание на то, что появились тушканчики, которых прежде в этих краях не видывали.
«Возможно, это связано с сокращением земледелия, с уменьшением применяемых химикатов», — отмечает Петров.
Но больше всего в этом краю впечатляют весенние луга: огромные волны из сочных зеленых трав бегут по степи, и кажется, что вокруг тебя настоящий океан, только изумрудного цвета. Стоит выйти из автобуса-корабля и сильный порыв ветра одаривает стойким ароматом разнотравья.
«Степь убивать нельзя. Распаханная под зерновые земля большого урожая не принесет, а богатейшие луга погибнут. Местные знают, что полоса шириной в 2,5 километра от Сиваша очень богата лекарственными травами. Что же касается красоты степей, то уверяю, что они прекрасны не только весной, но и знойным летом. Тогда это «море» становится золотым», — произносит Александр.
В гости – в Шатиловские времена
На все это великолепие можно полюбоваться уже этим летом в ходе экскурсии по Нижнегорскому району. А остановиться можно или во «Введенском замке», на восемьдесят процентов возведенном из материалов Шатиловского поместья, что уже уникально, или в самой усадьбе Шатилова, которую сегодня полностью восстанавливают. Заодно экскурсанты смогут узнать много интересных фактов из жизни Иосифа Николаевича Шатилова, известного в России человека, который жил в девятнадцатом веке и сделал много нужного и значимого для Крыма. В частности, именно он начал развивать северо-восточный Крым. До его приезда сюда Сейтлер (Нижнегорск), как рассказывает Петров, ничего собой не представлял. И именно Шатилов – президент Российского сельскохозяйственного общества, обосновавшись в 1886 году в Сейтлере, построил на этих землях завод по производству кирпича, из которого возвел все дома в округе, создал в поместье розарий, на который приезжали смотреть из Москвы и Петербурга, вывел один из сортов морозостойких яблок. И еще много хорошего было сделано этим человеком на далеком Присивашье. И сегодня местные жители восстанавливают и память об этом незаурядном человеке, и все то, что было им когда-то здесь создано.
В заключение надо отметить «изюминки» здешних мест, то, что присивашцы предлагают гостям Крыма. А они предлагают увидеть еще не истоптанные туристами земли, насладиться бескрайностью первозданных лугов и оздоровиться здешним климатом, самим воздухом, пропитанным морской солью и ароматами лекарственных трав. И, что немаловажно, в комфорте провести свой отдых, при этом обогатив себя знаниями о людях и истории этого края.