Имитируя признание российского Крыма Западом, российские спецчиновники организовывают на полуострове всевозможные проекты со статусом международных, не жалея на это средств. Для затягивания иностранных политиков и бизнесменов в подсанкционный Крым создана «Ассоциация Друзей Крыма», проводится «Ялтинский международный экономический форум» (ЯМЭФ), меры которых проходят в крутейшем SPA гостиницы Mriya Resort (тоже попал под санкции США) и широко освещаются в пропагандистских СМИ. Есть и несколько попыток организации международных научных форумов (например, Харакский форум), а также партнерских научных проектов с участием российских и иностранных ученых с задействованием Крыма и Севастополя. Среди них — «археологические» экспедиции.
Украина в этом году применила санкции в отношении музейных и научных учреждений РФ, фонды которых пополняются незаконно добытыми и перемещенными из Крыма артефактами. Но есть все основания, чтобы пополнить списки СНБО и европейскими деятелями и их совместными с российскими организациями, нарушающими «крымские санкции» ЕС, и обратиться к правительствам этих стран с просьбой о привлечении их к ответственности в соответствии с их законодательством.
Торговцы политическими скелетами
В октябре этого года на территории Крыма и Севастополя проводились археологические раскопки в местах захоронения погибших участников Крымской войны, в которых принимали участие российские и французские археологи и антропологи. Экспедиция была организована «Фондом развития российско-французских исторических инициатив» и Институтом археологии Российской академии наук (ИА РАН). Раскопки при участии французов анонсировали еще с 2018 года, когда упомянутый фонд и был зарегистрирован в Москве, но в Севастополь они добрались только этой осенью.
Глава «фонда» — гражданин Франции Пьер Жан Болеслав Малиновски (Pierre Malinowski), один из когорты профессиональных европейских ценителей России и «русского Крыма», неоднократно незаконно посещал полуостров, фокусируясь на теме «памяти павших» в Крымской компании.
Французское издание Le Monde называет его человеком близким к Жан-Мари Ле Пен, и в то же время тем, кто смог добыть себе статус неофициального посла, курсирующий между Францией и Россией.
«Хвастливый разговорчивый красавец с легким серным флером», Малиновски ранее успел отслужить в рядах французского иностранного легиона, вступить в партию Национальный фронт, от которой несколько лет был в Европарламенте, был объявлен в международный розыск по подозрению в контрабанде наркотиков, но нашел таки свое «назначение» в России.
Женатый на русской, мсье Пьер с 2017 года живет в Москве и пользуется благосклонностью президента Владимира Путина благодаря нескольким проектам, связанным с раскопками мест боев прошлых войн и перезахоронением останков. В России (а теперь и в оккупированном ею Севастополе) Пьер Малиновски раскапывает останки французских солдат, во Франции — российских, перезахоронение которых превращают в пафосные пропагандистские мероприятия.
Пишут, что именно он обнаружил останки наполеоновского генерала Шарля Этьена Гюдена под Смоленском и сумел «продать» Эммануэлю Макрону идею перезахоронить останки генерала в присутствии Владимира Путина на 200-летие императора в мае 2021 года.
Однако, как свидетельствуют публикации ученых, полевые исследования проводили археологи и антропологи Института археологии РАН и французские ученые INRAP (Национального института превентивных археологических исследований), а также студенты-историки обеих стран. В отчете российских ученых ИА РАН фамилия Малиновски вообще не упоминается, хотя указано, что Фонд российско-французских исторических инициатив способствовал финансированию экспедиции.
Вопрос: а откуда у Фонда с нулевым уставным фондом средства на такую экспедицию? Ответ становится очевидным, если почитать сайт Фонда, который был основан «под елочку» — 28 декабря 2018 года. На фото с «инаугурации», как написано о церемонии презентации фонда, — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, руководитель Russia Today Маргарита Симоньян, среди партнеров названы министерства обороны и культуры РФ и государственные фонды.
На отдельной странице под названием «Поддержка» названы три имени — Владимира Путина, Сергея Шойгу и Дмитрия Пескова. Дочь последнего — Елизавета Пескова является вице-президенткой Фонда.
Правда в поездках по Россиеи и во Францию Пьера сопровождает другая женщина — скандально известная националистка-НОДовка, помощница депутата Госдумы Федорова Мария Катасонова. Катасонова много раз бывала на оккупированной РФ территории украинского востока, записывала фейковые «репортажи под обстрелами» и организовывала антиукраинские акции.
В многочисленных интервью Катасонова называется вице-президентом Фонда российско-французских исторических инициатив, хотя на его сайте эта информация отсутствует. Однако в российско-французском направлении Мария Катасонова также отметилась — активной поддержкой на выборах Марин Ле Пен и триптихом с изображениями Путина, ле Пен и Трампа. Bellingcat называет Катасонову среди других деятелей, через которых Россия помогала Марин Ле Пен, чтобы с ее помощью добиваться отмены санкций ЕС.
Судя по опубликованным фото, Мария Катасонова сопровождала Малиновски и в «экспедиции» в Крым, где были анонсированы раскопки на месте Альминского сражения для поиска погибших в Крымской кампании солдат французской армии. Сообщалось, что в Севастополь, «несмотря на санкции», прибыли 15 французских археологов и антропологов. В многочисленных сюжетах и сообщениях о проекте мы пока нашли присутствие на раскопках только двух граждан Франции — Мишеля Синьоли из Национального центра научных исследований Франции (CNRS) и Бриен Дорлен, которую называют наследницей генерала Гюдена.
Экспедиция длилась с 1 по 20 октября. Однако уже 3 октября в Севастополе было проведено перезахоронение останков французских солдат с участием Пьера Малиновски. Такое же пафосное перезахоронение останков французских солдат было организовано и в оккупированном Севастополе. Под исполнение Марсельезы российский «губернатор Севастополя» Михаил Развожаев возложил цветы к мемориалу погибшим французам, гробы с останками, накрытые французскими триколорами, опустил в землю «казачий почетный караул». Развожаев на камеру заявил о «необходимости заканчивать войны», журналисты «Вестей» поддержали — «память павших должна быть важнее политики».
Однако и в этом конкретном случае присутствует типичная российская политика. На самом деле, останки солдат французской армии нашли не французские и российские археологи — вероятно, санитарное захоронение времен Крымской войны еще в 2013 году открыли строители, когда рыли котлован для многоэтажки на улице Правды в Севастополе. Строительные работы остановили и еще до оккупации Крыма и Севастополя крымские археологи подняли останки 104 человек. Севастопольская администрация осенью 2013 года остановила раскопки (вероятно, в интересах застройщика) и планировала захоронения останков. Однако посольство Франции в Украине выразило желание самим организовать дальнейшие раскопки и эксгумацию выявленных в отвалах останков еще 33 погибших французов. И Украина дала согласие, и севастопольские чиновники отменили свое решение. Однако экспедиция французов в 2014 году была отменена из-за оккупации Севастополя РФ.
Все годы оккупации Крыма и Севастополя Россией поднятые из захоронения останки, среди которых были не только, вероятно, солдаты французской армии, но и женщины (возможно, маркитанки) и подростки (барабанщики или дети офицеров), хранились в хранилище кладбища на Мекензиевых горах.
Российская администрация в Крыму регулярно пытается придать вес таким публичным акциям. Представители марионеточных ОО, западные политики третьего эшелона, выставляются почти первопроходцами глобального пересмотра отношений европейских демократий с Россией. В то же время подобные усилия Кремля могут быть организованы значительно качественнее, и представлять реальную опасность для Украины.
Генуэзские крепости Крыма и Italia Nostra «без политики»
Осенью 2019 года Крымский полуостров посетила итальянско-российская группа ученых, имевших целью «обследовать» образцы фортификационной архитектуры периода Генуэзской республики. Соответствующее исследование было организовано в рамках проекта «Генуэзские крепости Крыма и Черноморско-Азовского бассейна». Подготовка к нему была достаточно серьезной.
Соглашение о совместном изучении генуэзских крепостей Крыма было подписано 30 апреля 2019 года в Риме. Подписанатми с российской стороны выступили глава Комиссии этнографии, антропологии и этнологии Московского городского отделения Русского географического общества (ММО РГО), кандидат исторических наук, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН — Стефания Дзини (Stefania Zini), ученый секретарь Комиссии этнографии, антропологии и этнологии ММО РГО — Никита Хохлов (Никита Хохлов) и руководитель археологической ассоциации «Терра» (ООО «Терра», г. Воронеж) — Руслан Тюрин (Руслан Тюрин). Итальянским партнером Русского географического общества в рамках проекта стала негосударственная организация «Italia Nostra». В частности, координатор проекта «Italia Nostra» «Генуэзские крепости в Мире — европейский проект EIRENE 2016-2018 гг.» — Джованни Спалла (Giovanni Spalla) и член исполнительного совета «Italia Nostra» Мариа Паола Моритту (Maria Paola Morittu).
К налаживанию партнерских отношений между итальянскими и российскими учеными приложили руку российские дипломаты, в частности, консул Российской Федерации в г. Генуя Марат Павлов. 25 сентября 2019 года проект «Генуэзские крепости Крыма и Черноморско-Азовского бассейна» был представлен в рамках тематического круглого стола в пресс-центре МИД РФ. Участие в презентации принял фактический куратор проекта, «постоянный представитель Президента РФ в Крыму» Георгий Мурадов.
Уже на следующий день официальный журнал МИД России «Международная жизнь» подготовил обширную публикацию, посвященную этому событию: «Стефания Дзини «Все дороги ведут в Крым». В ней недвусмысленно было заявлено о глобальной цели — «включение генуэзских достопримечательностей Крыма и Черноморско-Азовского региона в перечень культурного наследия ЮНЕСКО как «серийного памятника».
Итальянские участники экспедиции пытались представить проект на родине. 12 сентября 2019 года в Лигурийской академии наук и литературы в г. Генуя Джованни Спалла представил лекцию «Генуэзские крепости мира и форма городов».
«Italia Nostra» — некоммерческая организация, с 1955 года занимается вопросами защиты и популяризации исторического, культурного и природного наследия Италии. Один из ее проектов, как указано на официальном сайте, заявляет о необходимости исследования всех сохранившихся фортификационных объектов периода Генуэзской Республики с целью внесения их в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО В то же время, с того же сайта «Italia nostra» понятно, что идея «защиты» генуэзской фортификационной архитектуры за пределами Италии, возникла как реакция на включение в 2017 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО венецианских оборонительных сооружений XVI-XVII веков. То есть инициаторы проекта, декларируя его распространения на территорию Крымского полуострова, понимали, что АР Крым оккупирован.
Сразу после презентации планов по исследованию генуэзских крепостей в МИД России российско-итальянский экспедиция отправилась на Крымский полуостров. 29 сентября 2019 года на странице Комиссии этнографии, антропологии и этнологии ММО РГО в Фейсбук опубликовано фото встречи участников «исследовательского проекта» с так называемым «вице-премьером, главой аппарата Совета министров Республики Крым» Ларисой Опанасюк.
В состав группы, прибывшей на оккупированную территорию вошли уже упомянутые Стефания Дзини, Джованни Спалла, Никита Хохлов, Руслан Тюрин. К «исследования» также присоединились сотрудники археологической ассоциации «Терра» — Степан Неснов (Степан Неснов) и Алла Полохина (Алла Полохина), вероятно, местный археолог из Севастополя — Татьяна Блинова.
Также в группу вошел Джордано Монтеккио (Giordano Montecchio), по информации российских СМИ — сотрудник Государственного университета г. Генуя, который, как свидетельствуют данные Linkedin, в 2016-2019 годах учился в Государственном университете г. Генуя по специальности «Ландшафтная архитектура — дизайн зеленых зон и ландшафта».
В сентябре — октябре 2019 года группа «исследователей» посетила Чоргунскую башню в с. Черноречье, г. Севастополь; Судакскую крепость и крепость Чобан-Куле (с. Морское возле г. Судак), крепость Алустон (г. Алушта), крепость Чембало (Балаклава). Ход «экспедиции» позволяли отследить публикации на фейсбук-страницах ее участников и фейсбук-странице Комиссии этнографии, антропологии и этнологии ММО РГО. Фактически группа занималась фото и видео-съемкой крымских крепостей, на основании собранных данных создала «интерактивные 3-D модели» башни Алустон, Чогунской крепости и крепости Чобан-Куле. Целью такой работы было сделать возможным «дистанционное изучение» крепостей Крыма по этим моделям, установление границ объектов, которые плохо осматриваются с земли, реконструкции их первоначального вида. К съемкам, картографированию и 3-D моделированию были привлечены Степан Неснов, Никита Хохлов и Руслан Тюрин.
11 октября 2019 года а пресс-центре «РИА Новости» в г. Симферополе была организована пресс-конференция «Итальянское прошлое Крыма в современных исследования». Стефания Дзини, Никита Хохлов, Степан Неснов, Джованни Спалла и Джордано Монтеккио представили свою работу, сообщили о дальнейших планах.
Вероятно, до 28 октября 2019 года «исследователи» покинули территорию Крымского полуострова — в этот день Джованни Спалла уже представлял «работу» экспедиции для радиостанции Radio Babboleo (г. Генуя).
12 декабря 2019 года результаты экспедиции были представлены во время итоговой лекции «Генуэзские крепости Крыма и Черноморско-Азовского бассейна» в московском лектории Русского географического общества. Лекторами были Стефания Дзини и Никита Хохлов. Видеосвязью из Политехнической школы города Генуя слушателей лекции поздравили заместитель мэра — Стефано Баллеари, консул РФ в г. Генуя Марат Павлов и атташе генерального консульства РФ в г. Генуя Сергей Чернега.
Также результаты работы экспедиции были представлены в форме программной публикации на сайте Русского географического общества.
Большая профанация
Министерство иностранных дел Украины в своем комментарии для «Крым Реалии» 6 октября 2019 года сообщило, что поездка группы итальянцев в Крым была частной и не имела никакого отношения к ЮНЕСКО. Она даже не была единогласно поддержана Italia Nostra. Джованни Спалла в общении с российскими СМИ признавался, что получил письмо из украинского посольства в Риме, в котором его предупредили о том, что несогласованное с Украиной посещение временно оккупированной территории является преступлением.
В украинской экспертной среде результаты «исследования» были оценены очень скептически. В статье на сайте Национального заповедника «София Киевская» указано, что группа «ученых» была сформирована случайным образом, никто из них не имеет необходимой профессиональной компетенции в вопросах, которые взялся исследовать. Археологи ассоциации «Терра» специализируются на изучении наследия эпохи бронзы (Руслан Тюрин), реставрации раннего архитектуры (Алла Полохина). В публикациях и заявлениях «исследователей» допущено большое количество элементарных фактических ошибок. Ученые «Софии Киевской» указали лишь на некоторые из них. Например: итало-российский дуэт собрался найти в архивах информацию о судьбе генуэзского банка св. Георгия, «следы которого затерялись в XVI веке». Собственно, этот банк был ликвидирован только в 1856 году, поэтому «изучение архивов», вероятно, начнется и закончится Википедией.
«Рассказывая о замке Чобан-Куле, утверждается, что он был центром крупного поселения гончаров и имел портовую пристань. Но любому крымскому краеведу известно, что гончарные горны у подножия замка датируются IX-X вв. и к недостроенному генуэзскому укреплению семьи Гуаско 1459-1475 гг. на вершине горы не имеют никакого отношения. И таких нелепостей в текстах насчитываются сотни, если не больше», — пишут украинские ученые и резюмируют: — «Целью этих авантюристов, которые на волне политической нестабильности в регионе ловко воспользовались ситуацией, является только получение государственных средств РФ для продолжения своих псевдоисследований».
Отдельного упоминания заслуживает персона Стефании Дзини. Уроженка Милана, славист-русист по образованию, она и этнолог, и антрополог, и кинодокументалист и исследователь итальянской диаспоры в России. Путешественница путешествовала далеким севером России, снимая это на видео. Вполне в духе Русского географического общества — с его романтикой первооткрывателей и Министерством обороны за спиной. В то же время, такой набор интересов ничего не говорит о Дзини как о специалисте по вопросам археологии или сохранения культурного наследия.
Вероятно, весь проект изначально был масштабной профанацией. Ни российская сторона, ни Italia Nostra не сделали никаких практических шагов для «включения генуэзского наследия Крыма в перечень ЮНЕСКО». Показательно и то, что проект, который должен охватывать все азово-черноморское побережье, начался именно в Крыму. Italia Nostra вместе со своими коллегами проигнорировали тот факт, что ряд объектов, которые их интересуют, уже поданы к предыдущему списку Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А именно:
12 марта 2007 года для получения статуса объекта всемирного культурного наследия к предыдущему перечню по критериям II, IV, V Украиной был подан памятник «Комплекс памятников Судакской крепости 6-16 века»; 16 сентября 2010 года для получения статуса объекта всемирного культурного наследия к предыдущему перечню по критериям II, IV Украиной был подан памятник «Торговые посты и фортификационные сооружения на генуэзских торговых путях от Средиземноморья до Черного моря».
Действия итальянско-российского тандема могут трактоваться как нарушение международного гуманитарного права в контексте защиты культурного наследия временно оккупированных Россией территорий Украины. В частности, статьи 9 Второго протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954). Указанная статья запрещает археологические раскопки и модификацию вида объектов культурного наследия на оккупированной территории, так же, как и передачe права собственности на них. (Украина присоединилась к выполнению Второго протокола к Гаагской конвенции 30 апреля 2020 года).
Тем не менее, этот «исследовательский проект» может иметь свое продолжение. 18 сентября 2020 года Стефания Дзини на своей странице в Фейсбук анонсировала вторую «российско-итальянскую научно-исследовательскую экспедицию», которая должна была начаться в октябре 2020 года и «исследовать все средневековые крепости Крыма», неожиданно, часть маршрута экспедиции проходила Краснодарским краем. Похоже, что пандемия COVID-19 помешала авантюрным планам команды проекта — свежих упоминаний об «экспедиции» найти не удалось. Однако, можно не сомневаться, что эта история будет иметь продолжение.