Топ-чиновники российского Татарстана и тесно переплетенный с ними и государственными компаниями бизнес колонизировали крымский Форос. Коррумпированные кланы «казанских» скупают земли и уничтожают безжалостной застройкой памятник-парк. Роскошные дачи здесь имеют семьи экс-президента Республики Татарстан Шаймиева, экс-вице-премьера и советника нынешнего президента Татарстана Равиля Муратова, руководителя аппарата президента республики и экс-главы МВД Асгата Сафарова и других чиновников.
И в приватизации украденного в Украине санатория «Форос», и в незаконной застройке его территории отслеживается связь с акционерной компанией «Татнефть», которая упорно отнекивается от незаконных сделок в Форосе, поскольку опасается западных санкций.
Центр журналистских расследований установил связи компаний-скупщиков и застройщиков земли в Форосе и компании «Татнефть» и рассказывает, как коррупция украинская подготовила плацдарм для захода коррупции российской, которая пришла на плечах оккупационной армии и теперь внедряет политику колонизации захваченной территории.
Форосский парк — один из самых красивых и известных мест Крыма. Он был заложен 1834 году в имении генерала Раевского, а через полвека, после приобретения его чайным купцом Кузнецовым, перепланирован и засажен деревьями и растениями из Европы, Америки и Азии. На площади в 70 гектаров растут более 200 видов и форм реликтовых пород деревьев и кустарников. Но в последние месяцы он привлекает к себе внимание другим. Здесь началась масштабная застройка с уничтожением десятков многолетних экзотических и краснокнижных деревьев, что вызвало акции протеста неравнодушных жителей Фороса и Ялты.
Исторический памятник садово-парковой архитектуры в Форосе уничтожают коррумпированные кланы российского Татарстана. Им не жалко, потому что это — их военный трофей из оккупации Крыма путинской Россией.
Протестный Форос
«Люди волнуются за те реликтовые деревья, которые вырубают. Они нам говорят, что засадят. Нигде они не засадят! Те места, где были у нас реликтовые деревья, будут под застройкой. Поэтому у народа болит душа. Что у нас будет с парком? …», — говорит в камеру блогера местная жительница, которая вышла на митинг за сохранение парка.
Какая застройка появится на территории памятника-парка? План реконструкции парка и санатория «Форос» на общественное обсуждение не выносили и не показывали.
Версии крымской «администрации» менялись: сначала говорили, что на территории Форосского парка возводится детский лагерь, а затем — детская спортивная база хоккейного клуба «Ак Барс» из Казани. На facebook-странице, созданной застройщиками, объект уже успокаивающе называется «детско-молодежным комплексом «Ак Барс» для одаренных детей и студентов».
Взволнованные жители Фороса выходят на акции протеста и записывают видеообращение к Владимиру Путину. И в самом деле: а кто же еще, как не президент России, должен защитить этот сохраненный Украиной уголок русской ландшафтной культуры XIX века от русских варваров века ХХI?
«Место, где мы сейчас находимся, уже скоро могут сравнять с землей. В Форосском парке, которым очарованы миллионы людей, началась крупномасштабная застройка. Которая навсегда изменит его вид. Эта застройка предусматривает масштабную вырубку как минимум сотен зеленых насаждений в возрасте более ста лет», — говорит Марина Рикмен, местная учительница и искренняя ревнительница сохранения культурного наследия.
После того, как обращение к Путину разошлось сетями и миром, российские власти Крыма прислала к Марине Рикмен полицейских с профилактической беседой — чтобы не разводила экстремизм.
Недовольный сигнал из Москвы таки сподобил гауляйтера Крыма Сергея Аксенова побегать Форосским парком, уверяя в законности застройки. Ведь протесты происходят как раз накануне и во время очередной годовщины «крымской весны». Однако роль в Аксенова и руководительницы Ялты Янины Павленко незавидна: и протесты остановить, и влиятельных застройщиков не потревожить.
Украинские основы для российской коррупции
Кто же так нагло взялся уничтожать памятник-парк и застраивать территорию украденного в Украине санатория «Форос»? Для начала напомним, как объекты государственного санатория перешли в частные руки. И о том, как украинская коррупция подготовила плацдарм для захода коррупции российской, пришедшей на плечах оккупационной армии.
Первой из государственного ведения Украина выпала дача «Тессели», расположенная между санаторием «Форос» и государственной дачей №11, больше известной как «Заря» или дача Горбачева. Бывшее имение Раевских и Кузнецова «Тессели» (в переводе с греческого — тишина, с крымскотатарского — утешение) в советские времена было государственной дачей. Преимущественно здесь отдыхали культурные деятели и космонавты, и она имела неофициальное название «дача Горького» — именно здесь он написал «Васса Железнова» и «Жизнь Клима Самгина». Но в последние десятилетия она получила другое название — «дача Шаймиева».
Президент Украины Леонид Кучма, как известно, очень любил активный отдых в Крыму, а Ялту в его времена даже называли летней или южной столицей. Потому что здесь он работал неделями и встречался с иностранными коллегами. Среди регулярных гостей был и Минтимер Шаймиев, президент Татарстана, нефтяные компании которого имели большие интересы в Украине.
В 1994 году было создано совместное предприятие «Укртатнафта», Татарстан стал совладельцем Кременчугского нефтеперерабатывающего завода и получил в нем контроль.
Поэтому просьбы Шаймиева о даче «Тессели» в Форосе были удовлетворены. В 1997 году севастопольское ООО «Акар», о котором мы еще не раз вспомним, получило два корпуса дачи в собственность. Окончательная стоимость спальных корпусов в Постановлении ВР АР Крым определена в 589,4 тысяч гривен. Но оплата была бартером — во взаиморасчет за поставки нефтепродуктов на полуостров, поэтому оценить справедливость цены приватизации и тогда, и сегодня крайне сложно.
В 2002 году путем слияния двух санаторно-курортных учреждений Кабмин Украины создал государственное предприятие «Санаторий «Форос» и передал его в ведение печально ГУД — Государственного управления делами, которое в то время возглавлял такой же скандально известный Игорь Бакай. Корпуса санатория и территория парка передаются в аренду авиакомпании «Аэросвит», совладельцем которой опосредованно был Виктор Пинчук — зять президента Леонида Кучмы.
В апреле 2004 года, последнем во второй президентской каденции Леонида Кучмы, происходит передача корпусов санатория «Форос» на баланс госпредприятия «Укринвестбуд», вместе с правами собственности на корпуса — якобы для их реконструкции. Однако вместо этого ГУД продает их авиакомпании «Аэросвит». Прокуратура АР Крым, которую после победы Оранжевой революции возглавил Виктор Шемчук, возбудила уголовное дело о незаконности этой сделки. Однако ГПУ потребовала дело в Киев, а затем авиакомпания «Аэросвит» через хозяйственные суды вернула себе объекты санатория. Впоследствии владельцем авиакомпании и ее форосских активов стала условная группа «Приват» олигарха Игоря Коломойского.
Приватизация Фороса
Что происходило с привлекательными объектами Южнобережья Крыма после его оккупации Россией, мы рассказывали в наших многочисленных расследованиях, называя имена крупнейших мародеров этой войны. Первой под дерибан завоевателей попала недвижимость группы «Приват». Только в Форосе было экспроприированы 5 земельных участков и курортных объектов.
Вырученные от продажи средства обещали отдать крымским вкладчикам «Приватбанка». Со второго захода в 2016 году санаторий «Форос» таки продали, но сам «аукцион» был похож на плохую пародию торгов. Победителем стала … общественная организация — Федерация профсоюзов Татарстана. Интересы покупателя представлял юрист Рустам Вахитов. А единственным конкурентом профсоюзов было уже знакомое нам ООО «Акар», директором и совладельцем которого был Ростислав Вахитов — отец Рустема Вахитова.
Федерация профсоюзов Татарстана выложила санатория «Форос» почти 1,5 млрд рублей, источник происхождения которых позже указывался как «помогли спонсоры». Так чьи же это были деньги?
Компания «Акар» с момента своего основания в Севастополе была тесно связана со структурами «Татнефти». Она арендовала нефтетерминал Черноморского флота РФ, через который и поставляла нефтепродукты из Татарстана. В уставном капитале Торгового дома «Укртатнафта-Крым» «Акар» имел долю в 70%.
Одним из основателей севастопольского «Акар» в украинском реестре и до сих пор значится ООО «Нира-Экспорт» из Казани. Ее основателем и директором все эти годы был и остается Радик Шаймиев — младший сын бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. То есть, корпуса дачи «Тессели» под дачу президента Татарстана в Крыму продали компании сына тогдашнего президента Шаймиева. Радик Минтемирович в 1998 году входил в совет директоров «Татнефти».
После оккупации Крыма компания «Акар» получила жизнь в российском реестре юридических лиц. Основателем компании стала фирма «Ависта», одна из ветвей основателей которой приводит к близким к «Татнефти» нефтетрейдерам. А вторая ветвь в 2015 году имела в учредителях Непубличное акционерное общество «Рестор», о котором мы дальше не раз вспомним в истории застройки Фороса.
До оккупации Крыма земли дачи «Тессели» и санатория «Форос» не продавались — это было запрещено законом, поскольку это были земли памятника-парка и оздоровительных учреждений. Их можно было только арендовать. После захвата полуострова ситуация резко изменилась.
Во-первых, активы «Акара» на территории «дачи «Тессели» значительно расширились. Как свидетельствует регистрационная запись в Федеральном перечнеь туристических объектов РФ, Оздоровительный комплекс «Дача «Тессели», принадлежащий ООО «Акар», имеет уже не два, а три корпуса и три коттеджа. Комплексам присвоена категория «четыре звезды», и тут есть три номера и 15 номеров «люкс».
В 2015 году «Акар» начинает скупать земли в Форосе и совершать с ними, на первый взгляд, непонятные вещи.
Сначала «Акар» берет в аренду, а затем выкупает 22 гектара вокруг корпусов дачи «Тессели». Затем покупает еще четыре участка севернее — якобы для обслуживания объектов дачи. Далее объединяет все эти участки в один, получив новый кадастровый номер. А потом «разрезает» этот массив на 11 участков. Для чего? Для продажи.
Своим и не чужим компаниям и очень известным лицам Татарстана, которые имеют шикарные особняки на землях, которые собрал «Акар».
В записи в федеральном перечне туробъектов коттеджи ОК «Дача «Тессели» указаны под номерами 16,17 и 18. Следовательно, по логике, должны быть и под №№ 1-16. И то, что коттеджей под зеленой крышей здесь больше десятка, хорошо видно на спутниковой съемке.
Журналисты проекта «Штаб Навального в Казани» немного полетали над крышами этой россыпи имений — больше помешали «глушилки», установленные на территориях государственных дач.
А мы, благодаря судебным решениям узнали, кому же «Акар» нарезал форосской землицы.
Дело в том, что оккупационная «прокуратура Крыма» все эти сделки «Акара» с покупкой, нарезкой и последующей продажей земли в Форосе считает незаконными, а их приобретение у «администрации Ялты» — по заниженной на 2 миллиарда рублей цене. Поэтому требовала признать договоры купли-продажи земли у «администрации Ялты» недействительными, а последующие сделки — ничтожными.
Последнее решение так называемого «Арбитражного апелляционного суда Крыма» датировано 9 марта этого года. «Прокуратуре» в иске отказано окончательно. Так кому же достались новые участки и чьи это имения на берегу моря?
Ответчиком по делу, кроме «Акар», в решениях «суда» называется Элина Асгатовна Сафарова. Это — младшая дочь руководителя аппарата Президента Татарстана Асгата Сафарова, а в прошлом — главы МВД Татарстана.
Элина, похоже, подолгу живет в Лондоне, где училась на архитектора, но имение и земля в оккупированном Крыму записаны именно на нее.
Еще один ответчик, которому нарезали участок у соседнего коттеджа — Муратов Равиль Фатихович.
Это — бывший первый заместитель премьер-министра Татарстана, который сейчас является помощником президента республики и заместителем директора ОАО «Татнефтехиминвест холдинг». Будучи высокопоставленным чиновником, Муратов некоторое время возглавлял наблюдательный совет «Укртатнафты».
ЗАО «Трайс» купило у «Акара» два гектара земли, а покупателем земельного участка в три гектара стало Непубличное акционерное общество «Рестор», о котором мы уже упоминали. И сейчас именно оно поможет нам связать компании, которые засветились на стройке на территории украденного санатория «Форос» и уничтожении парка, и компанию «Татнефть», которая изо всех сил открещивается от этой истории.
Причина такого непризнания в стиле «нас там нет» понятна — «Татнефть» не хочет попасть под западные санкции, особенно американские, которыми прямо предусмотрено введение ограничений на скупщиков украденных в Украине активов. Ведь санаторий «Форос» до сих пор является государственным предприятием Украины, а парк — памятником садово-парковой архитектуры, принадлежащий государству.
Связь с «Татнефть»
В феврале 2016 года объекты санатория «Форос» на мнимом аукционе почти за 1,5 миллиарда рублей приобрела общественная организация «Федерация профсоюзов Республики Татарстан». Однако уже в мае председатель Федерации профсоюзов Татьяна Водопьянова объясняла, что фактическим владельцем санатория стала компания «Татнефть».
«Мы (Федерация профсоюзов Татарстана) принимали участие в аукционе, по большому счету мы были оператором этой сделки, но за всем этим стоят очень крупные компании. Что касается получателей санатория, самая главная здесь «Татнефть», — сказала Водопьянова. Она отметила, что компании, которые выкупили санаторий, в настоящее время занимаются его ремонтом, «есть надежда, что в этом году в определенной части санаторий войдет в эксплуатацию» — цитировал Водопьянову «Коммерсантъ».
В свою очередь, «Татнефть» всегда заявляла, что не имеет никакого отношения к приобретению санатория «Форос». Однако мы покажем эту связь.
В 2018 году, то есть через два года после покупки «Фороса», Татьяна Водопьянова оказалась под следствием — ей инкриминировали присвоение 3 млн рублей еще в 2009 году. Федерация профсоюзов обвинила в причастности к преследованию своей главы компанию «Татнефть».
«Вызывает удивление тот факт, что заявления о якобы вине председателя ФПРТ произошли не более чем через две недели после того, как между руководством ФПРТ и компанией «Татнефть» возникли разногласия о текущем состоянии и дальнейшем развитии санатория «Форос», — говорилось в заявлении Федерации профсоюзов.
А уже через два месяца спустя Водопьянову отправили на пенсию. На сайте ФПРТ в разделе, где перечислены профсоюзные санатории, крымский «Форос» отсутствует. Зато много упоминаний о нем можно найти на сайте профсоюзной организации «Татнефти» и в отчетах, где пишут об отдыхе сотен работников «в здравницах ПАО «Татнефть» «Парк Форос» (Республика Крым), «Белокуриха» (Алтайский край)».
Момент второй. Хоккейный клуб «Ак Барс», для которого, по изначально озвученной версии, планировали построить то ли детскую, то ли молодежную спортивную базу, полностью принадлежит «Татнефти». И, скорее всего, из-за этой очевидной привязки, из названия объекта исчез и хоккейный клуб, и спортивный профиль вообще.
Застройщиком, как указано на билборде — паспорте объекта, указана государственная компания «Татинвестгражданпроект». Она получила разрешение на строительство 30 декабря 2020 года. При этом компания не имеет строительной лицензии — это проектировщик с миллиардами выигранных тендеров.
Ответственным за строительство в паспорте объекта указан Карим Шакиров. Он же — руководитель компании «Реновация», занимающейся электромонтажными работами.
Через звено связанных лиц встречаем Револя Исмагилова и через него выходим на настоящего строительного монстра Татарстана — Равиля Зиганшина.
Этому бывшему депутату парламента Татарстана принадлежит Производственно-строительное объединение «Казань», которое было и является генподрядчиком многих крупных проектов. Например, строительства космодрома «Восточный» и спортивной арены в Самаре.
При этом компании Зиганшина являются хроническими налоговыми должниками на сотни миллионов рублей. Поэтому если наша версия верна и строительство молодежного центра в Форосе будут вести структуры Зиганшина, то можно считать эти работы своего рода искуплением грехов. «Штрафниками» в Крыму среди российского чиновничества никого не удивишь. Скорее наоборот.
Главный инженер проекта, как указано на билборде-паспорте объекта — Айрат Хусаинов.
Этот человек является директором Непубличного и уже знакомого нам акционерного общества «Рестор», которое также является учредителем целого ряда компаний, задействованных в этой истории.
Например, созданное «Рестором» ООО «Парк Форос» и является юрлицом, управляющим санаторием «Форос». Руководителем и общества с ограниченной ответственностью, и директором санатория на сайте указана Эльвира Шрша.
Выдержка из имущественного реестра, опубликованный «Штабом Навального в Казани», подтверждает, что правообладателем санатория с июня 2016 года стало НАО «Рестор». То есть, профсоюзы фактически владели им всего месяц.
А теперь ягодка на тортике: благодаря «Рестору» и учрежденным им компаниям мы находим и связь с «Татнефтью». НАО «Рестор» и его дочка — «Парк Форос» совместно учредили еще одну структуру — ООО «Ресурс-А», зарегистрированное в Севастополе.
Эта компания является оператором сети крымских автозаправочных комплексов. До 2017 года вывески с логотипом «Татнефти» еще можно было увидеть на заправках в Севастополе и Крыму, однако после того, как о нарушителях западных санкций написало агентство Reuters, фирму-оператора «КОНЦ» заменили на ООО «Ресурс-А», спешно зарегистрированное в Севастополе на фунта, который является учердителем 250 компаний и уже несколько раз менял фамилию и отчество.
Но шила в мешке не утаишь, особенно если речь идет о поставках нефтепродуктов на полуостров и продаже их в розницу. В 2019 году корреспонденты Би-Би-Си сфотографировали возле Ялты АЗС в брендовых цветах «Татнефти», но с измененным названием «T~нефть». Станция входит в сеть ООО «Ресурс-А» и торгует бензином «Татнефти».
Теперь о том, почему «Татнефть», председателем совета директоров которой является президент Татарстана Рустам Минниханов, так боится западных санкций и маскирует свою деятельность в Крыму.
30,5% акций «Татнефти» принадлежат Республике Татарстан. 27% — акционерному обществу АО «Связьинвестнефтехим». А 22,8% акций «Татнефти» имеет американский The Bank of New York Mellon.
Американские санкции запрещают своим гражданам и компаниям инвестировать в оккупированный Крым, покупать там активы или осуществлять трансакции с крымскими компаниями. Таким образо, «Татнефть», имея среди акционеров американский банк, вероятно нарушает санкционное законодательство США и является причастным к незаконному приобретению украинского санатория и строительства в Форосском парке.