Государственными заказами по строительству местных автодорог в Хмельницкой области при поддержке нового председателя ОГА заниматься Владислав Фалюш, который имеет гостиничный бизнес в Крыму. Компания отца Валерия Фалюша, экс-заместителя главы Укравтодора, натендерила на дорожных ремонтах в оккупированном Крыму более миллиарда рублей и поучаствовала в строительстве Керченского моста.
Крымский миллиард
Семья Фалюша, представитель которой недавно возглавил строительство местных автодорог на Хмельнитчине, попала в поле зрения Центра журналистских расследований еще в 2018 году — из-за их бизнеса в оккупированном Крыму.
В феврале 2017 гражданин Украины Валерий Фалюш,отец Владислава Фалюша, стал основателем и бенефициаром зарегистрированного в оккупированном Симферополе ООО «Крым Магистраль Строй».
Фалюш-старший был заместителем руководителя Государственной службы автодорог Украины в 2004-2010 годах, а компании, связанные с его семьей, неоднократно получали лакомые куски на тендерах по дорожному строительству в Днепропетровской области. Но, как видим, интересы Фалюша выходят далеко за пределы не только Днепропетровщины, но и национальных интересов Украины.
ООО «Крым Магистраль Строй» занималось дорожным строительством. С февраля 2021 по нему в РФ возбуждено дело о банкротстве, но до того ООО «Крым Магистраль Строй» успело изрядно служить российским оккупантам — и изрядно же нажиться на оккупационных госзаказах.
Компания получала от оккупационной «власти» Крыма многочисленные контракты на ремонт и строительство автомобильных дорог в Севастополе, Евпатории, Симферополе. В частности, уничтожала частные фермерские хозяйства во время строительства части «федеральной трассы Таврида» — объездной Дубки-Левадки.
С 2016 года «Крым Магистраль Строй» присоединился к разрушения песчаной дамбы токсичного Нижне-Чурбашского хвостохранилища на Керченском полуострове — несмотря загрязнения, эти отходы Камыш-Бурунского железорудного комбината также пошли на «стройку века». Российские власти оштрафовали компанию аж на 10 тыс. рублей — при том, что по результатам анализа песка, проведенного в том году, количество мышьяка превышало предельно допустимую концентрацию в 500 раз, хрома — в 1420 раз, сурьмы и ванадия — в 3.5 раза.
Крымский главк Нацполиции Украины уже в 2019 году открыл уголовное производство по фактам нарушения правил охраны или использования недр (ч.2 ст. 240 УК Украины).
В течение 2017 года, то есть после того, как ее основателем стал Валерий Фалюш, компания получила 37 подрядов на дорожные строительно-ремонтные работы в Крыму на общую сумму в 1 миллиард 130 миллионов рублей. Самый крупный заказ на сумму 882,8 млн рублей — реконструкция улично-дорожной сети Евпатории. Строительная техника ООО «Крым Магистраль Строй» работала также на незаконном строительстве Керченского моста.
В поле внимания ЦЖР компания попала в феврале 2018 года, когда на КПВВ «Каланчак» активисты общественного формирования «Аскер» зафиксировали ввоз из оккупированной территории семи самосвалов с логотипом ООО «Крым Магистраль Строй».
Техника по документам принадлежала ООО «ДНЕПРОПРОМ-М». Его бенефициарами в то время были Андрей Телесай, Наталья Фалюш и Владислав Фалюш — соответственно, зять, жена и сын Валерия Фалюша, который до 27 ноября 2018 г. оставался совладельцем ООО «Крым Магистраль Строй».
«Я забрал свою технику, я воевал за нее, выбивал. Я забрал свою технику, которая должна быть здесь. Здесь ничего незаконного нет, здесь все под контролем СБУ и правоохранительных органов. С моей стороны никакого нарушения нет. Был договор аренды на три года или где-то так. Не мог забрать, потому что договор аренды только закончился», — рассказал в 2018 году Андрей Телесай корреспонденту Центра журналистских расследований.
Владислав Фалюш тоже настаивает, что в данном случае лишь вернул себе свою собственность:
«У нас осталась техника в оккупированном Крыму. Мы единственные смогли забрать свою технику, свое имущество оттуда официально и перевезти через две границы. То что там пишут — это все ерунда и чушь», — пояснил он этот эпизод корреспонденту Центра журналистских расследований.
Но работа этой техники на оккупационных подрядах — не чепуха и не выдумка, ведь эти данные описаны в системе российских госзаказов, как и доля Фалюша-старшего в крымской компании с российской регистрацией, логотип которой был на наклейке на капоте самосвалов, что перегонялись из Крыма.
Стоит отметить, что дорожный бизнес Фалюша в оккупированном Крыму — не уникален. С июня 2017 по февраль 2018 через КПВВ на админгранице с оккупированным Крымом в Херсонской области въехало более сорока единиц строительной техники, по документам принадлежала ЗАО «Коммунтранс», а перегоняли технику водители ООО «Дор-строй».
ЗАО «Коммунтранс» входило в бизнес-орбито бывшего генпрокурора Виктора Пшонки, а ООО «Дор-строй» — относится к компаниям, которые контролирует экс-руководитель «Укравтодора» Владимир Демишкан. То есть, бывший непосредственный начальник Валерия Фалюша, который после небольшого перерыва после Революции достоинства спокойно вернулся на рынок дорожных госзаказов (детально об этом — в сюжете ЦЖР «Техника из Крыма будет ремонтировать дороги на Кировоградщине»).
Валерий Фалюш, если верить российским реестрам, избавился от своей доли в токсичном ООО «Крым Магистраль Строй» еще в конце 2018-го. Однако это был не единственный актив Фалюша в оккупированном Крыму, зарегистрированный в российской юрисдикции. 30 октября 2014 г. Владислав Валерьевич Фалюш, его сестра Юлия Валерьевна Фалюш и мать Наталья Григорьевна Фалюш зарегистрировали в Алуште ООО «Золотая середина», где каждому принадлежит доля в 33%. Уставный капитал немаленький — 9260000 рублей. Основной вид деятельности — предоставление других мест для временного проживания — свидетельствует, что компания занимается гостиничным бизнесом.
Конечно, возникает вопрос: а законно ли семья Фалюша, которая живет на свободной территории Украины, ведет бизнес на территории оккупированной? Этот вопрос чрезвычайно актуален — с позиции национальных интересов Украины и все еще несформированной государственной политики в отношении оккупированных территорий. Но с юридической точки зрения в Украине до сих пор действует закон о Свободной экономической зоне «Крым», который позволяет гражданам Украины иметь бизнес на в оккупированном Крыму. Чем пользуются далеко не только Фалюши.
Владислав Фалюш утверждает, что недавно передал поручение на внесение изменений в российское реестры, и его фамилия из основателей «Золотой середины» вроде бы должна исчезнуть. Однако на момент публикации этого материала никаких изменений в ЕГРЮЛ РФ мы не увидели.
В отличие от госреестра украинского: компания в российской юрисдикции — это своего рода клон ТОВ «Золота середина», зарегистрированного еще в 2003 году (код ЕГРПОУ 32651738). По данным ЕГР, Владислав Фалюш вышел из учредителей ТОВ «Золота середина», «Авто-імпульс», «Авто-імпульс трейд», «Екобудмаш», «ДНІПРОПРОМ-М» и «Ремікс» и прекратил свою регистрацию как физлицо-предприниматель в марте-апреле 2021, то есть, когда занимал руководящую должность в государственном предприятии в сфере семейного бизнеса.
Хмельницкий гамбит
Зарегистрированное в российской юрисдикции ООО «Золотая середина» — единственная компания, которой до сих пор владеет Владислав Фалюш. Всех украинских активов он, как показывают реестры, за последний месяц лишился (правда, они остались под контролем семьи). На то есть причина: с февраля 2021 Фалюш-младший работает в Государственном предприятии «Хмельницкая областная служба местных автодорог». ГП для Фалюша профильное — он и его родственники давно специализируются на дорожном строительстве. А тут такой лакомый кусок: на содержание и развитие автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры за счет субвенции из государственного бюджета в 2021 году Хмельницкий областной совет выделил 697 млн гривен. Есть над чем работать!
Заняв в феврале 2021г. должность заместителя директора по строительству, он на второй день уже был переназначен первым заместителем, рассказывает директор ГП Сергей Дуда. Вскоре стал исполняющим обязанности директора и с апреля фактически возглавляет госпредприятие. За это время он добился создания двух новых должностей заместителей директора и поставил туда своих людей — в частности Антона Тарасова, руководителя ООО «Дорожно-строительное управление Автобан», что очевидно является примером конфликта интересов. Также он добился и отстранения от должности директора ГП Сергея Дуды, который возглавлял предприятие с января 2020 года, и до сих пор числится в государственном реестре руководителем госпредприятия. А Фалюш указан как подписант.
«Этот год нам выделено 697 млн гривен. Перечень объектов, которые должны ремонтироваться, уже утвержден, и тендерные процедуры мной были уже начаты. Когда начались тендеры по первым двум объектам — с приходом Фалюша появляется днепровская фирма (ТОВ «ДСЗ» — ред.).Поставили Фалюшу вопрос — говорит: нет, это не моя фирма. Отклонили ее, потому что там не было соответствующих документов. Сказать, что он пришел с целью получения рынка — по моему мнению, это так. Если посмотреть, что было год назад в Ровенской области — там тоже была мощная организация «Облавтодор», ее практически за год поставили на колени и уничтожили. Она не получила ни одного подряда. Говорят, что зашли днепровские ребята», — рассказывает Сергей Дуда.
По его словам, дверь социального лифта перед Фалюшем распахнул новый глава Хмельницкой ОГА Сергей Гамалий.
Сам губернатор — тоже яркий пример потрясающей вертикальной социальной мобильности, эпоху которого открыл президент Украины Владимир Зеленский.
Если верить официальной биографии, Гамалий всю жизнь занимался бизнесом и с 1999 года жил преимущественно в Польше. Ему приписывают даже польское гражданство, но сам Гамалий наличие паспорта с польским орлом на обложке отрицает.
Назначение Гамалия на должность председателя Хмельницкой ОГА Кабинет Министров Украины согласовал 18 ноября — именно тогда о будущем губернаторе вышли недоуменные новости: областью будет руководить никому не известный владелец ресторанного бизнеса.
Правда, свою долю в бизнесе Сергей Гамалий переписал на своего брата Андрея. Но это произошло уже в 2021 году, тогда как указ о назначении Гамалия на должность председателя Хмельницкой ОГА президент Зеленский подписал 3 декабря 2020г.
Что же, председатель ОГА не знает, кого ставит на денежную должность руководителя областного автодора? Да знает, конечно. Соблюдение национальных интересов, правда, тут ни при чем. А вот для освоения государственных средств — это именно то, что нужно. Опыт человека, который смог порешать вопрос легализации на свободной территории Украины крымской техники, задействованной компанией ее отца в строительстве Керченского моста, очевидно пригодится.