В 2014 году днепровская вода не пошла Северо-Крымским каналом на Крым, как это было на протяжении полувека до того. Оккупанты, согласно нормам международного гуманитарного права, должны обеспечивать население оккупированной ими территории всем необходимым. А чтобы без воды не остались аграрии Херсонской области, на 107 километре фермеры сделали песчаную дамбу. Тогда думали — временно, а оказалось, что надолго. И вот уже мешки с песком начали от времени просыпаться, а новая, бетонная дамба, которую начали возводить еще в 2015 году, до сих пор не введена в эксплуатацию.
На сегодня уже и сосчитать трудно — сколько на ту дамбу уже потрачено. 47 миллионов гривен, которые удалось нам отследить по трансакциями казначейства или 70, на которые были заказаны строительные работы по подписанным соглашениям. Центр журналистских расследований обнаружил, что существует несколько официальных версий того, почему дамба никак не станет дамбой, разобрался с каждой из них и пришел к выводу: необходим аудит использования средств этого проекта и официальное расследование выявленных нарушений.
Дамбы: из мешков и бетона
В апреле 2014 года украинская власть приняла решение не открывать подачу днепровской воды для оккупированного Крыма. Однако часть Северо-Крымского канала работала и для херсонских аграриев, подавая воду на их поля.
Поэтому в 16 километрах от админграницы с Крымом силами и средствами местных фермеров была возведена временная плотина из мешков с песком.
В 2015 году почти вплотную к админгранице с полуостровом, на 107-м километре Северо-Крымского канала началось строительство стационарной дамбы. Объект планировали сдать в эксплуатацию сначала в апреле 2016 года, затем — в марте 2017, а в результате работы и вовсе были прекращены.
Временное сооружение из мешков до сих пор выполняет свою функцию — оно сдерживает поток воды, хотя время делает свое и оно постепенно разрушается.
Очередная волна фейков российских СМИ недавно сообщала о перетекании воды в Крым. Голова Мирненский громады Андрей Сучок опровергает утверждение российской пропаганды.
«Временная дамба, построенная сельхозпроизводителями за собственные средства — так, в настоящее время протекает немного, но в Крым воду держит другая плотина — та, которую построили три года назад. Она держит, там сухо и оттуда вода не идет. Я сам лично был, это все снимал, поэтому я это могу подтвердить», — говорит Андрей Сучок.
Однако местные фермеры все еще остаются в заложниках: уровень воды в 16-ти километрах между двумя плотинами — песчаной и бетонной — не позволяет орошать тысячи гектаров угодий.
«Проблема только у сельхозпроизводителей. Нам надо поднять уровень воды примерно на два метра, чтобы смогли фермеры орошать поля — это где-то около 6 тысяч гектаров. Для этого надо разобрать дамбу и пустить воду на эти 16 километров», — говорит Андрей Сучок.
Но просто так разобрать старую плотину нельзя. Ведь новая, капитальный, по официальным данным, еще недостроена и не принята в эксплуатацию.
Чего не хватает бетонной дамбе для того, чтобы функционировать полноценно и сдерживать поток днепровской воды в оккупированный Крым, одновременно давая воду херсонским фермерам? Почему до сих пор она не достроена, хотя ее значение очень велико — и с точки зрения безопасности, и в плане деоккупации Крым?
Ища ответы на эти вопросы, мы услышали от официальных лиц как минимум три версии, которые в этом расследовании мы разберем подробно и доказательно. Но сначала напомним хронологию событий и посчитаем миллионы гривен украинских налогоплательщиков, которые были потрачены на долгострой на пути днепровской воды в Крым.
Кто, за сколько строил и не достроил дамбу?
В октябре 2015 года «Одесская дирекция строительства водохозяйственных объектов» Госводагенства заказала строительство дамбы со специальным устройством для учета воды. Договор был заключен с киевским ПАО «Специализированное монтажное управление №24». Стоимость контракта — 49,5 миллиона гривен.
Центр журналистских расследований следил за этим строительством с самого начала. Объект должны были сдать 19 апреля 2016 года. Однако, как обнаружил наш корреспондент Сергей Мокрушин, объект не был достроен вовремя.
Официальное объяснение, почему этого не произошло, — нехватка средств. Как объясняет заместитель председателя наблюдательного совета компании «СМУ №24» Владимир Печура, из обещанных 50 миллионов гривен поступило только 35.
«Мы построили и нам «осметили» на 34 или на 35 млн гривен. Физически сооружение уже выполнять свои задачи могло», — говорит Владимир Печура.
Однако в конце ноября 2016 года Госводагентство сообщало, что 15 миллионов гривен, которых недоставало, таки были найдены, поэтому обещало, что до конца года работы будут завершены. Но этого так и не произошло.
По данным Единого портала использования публичных средств, «СМУ №24» в период с октября по конец 2015 года получило от «Одесской дирекции строительства водохозяйственных объектов» 35,5 миллионов гривен.
А в период с сентября по конец 2016 года, то есть, когда Госводагенство заявляло, что нашло средства на достройку дамбы — еще 12 миллионов гривен.
Таким образом, в рамках договора 2015 года подрядчик получил 47 миллионов гривен. Нехватка по договору в итоге составило не 15 миллионов, а два. Оплата осуществлялась на основании актов выполненных работ.
В марте 2017 года Государственная архитектурно-строительная инспекция в Херсонской области провела проверку объекта и выявила нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности. А именно: заказчик строительства допустил, а подрядчик начал выполнять работы без разрешения ГАСИ.
На исполнителя — «СМУ № 24» был наложен штраф в размере 1 млн 400 тысяч гривен. Однако за два года решением легендарного Окружного админсуда Киева постановление о штрафе было отменено.
Интересно, что инспекторы ГАСИ обнаружили это нарушение 23 марта 2017 года. То есть, на следующий день после очередной даты, на которую назначено введение в эксплуатацию дамбы — это должно было произойти 22 марта. То есть, два года ГАСИ не видела, что строится без ее разрешения объект, о котором писали и показывали все СМИ в Украине, России и по всему миру! Ибо тема поставок днепровской воды в оккупированный Крым — одна из самых резонансных в крымской проблематике и одна из тех, вокруг которой всегда обильно плодоносят фейки российских пропагандистов.
А в Госводагенстве не слишком переживали над тем, как дамбу наконец достроить. Последний транш в 21 миллион, как уже говорилось, дамба должна была поглотить в 2018 году. И с тех пор никакого движения к ее достройке сделано не было.
Почему дамба не эксплуатируется. Версия первая
Что именно строители не доработали на дамбе, чего ей не хватает, чтобы быть сданной в эксплуатацию? Руководство «СМУ №24» повторяет версию, которуя неоднократно за эти годы обнародовали руководители различного уровня.
«Механизм учета воды мы не ставили. Как раз не хватило финансирования на выделенные объемы работ на подъемный механизм шлюза и на узел учета воды. Само гидросооружение была закончено. Оно было готово выполнять свои функции и оно и выполняет», — говорит Владимир Печура.
Следовательно, не был поставлен узел учета воды, хотя он, как объясняли тогда в Госводагентстве, был нужен как раз для подачи воды херсонским аграриям, и механизм подъема шлюза. Но сколько же они могли стоить?
В 2018 году «Одесская дирекция строительства водохозяйственных объектов» заключила еще один договор со «СМУ №24». На этот раз — на 21 миллион гривен. В обосновании сказано, что с первого раза неправильно посчитали стоимость работ, которые со временем росли.
Но, выполняя подряд на дополнительные 21 миллион гривен, подъемный механизм для шлюза и узел учета все равно не установили! А Владимир Скачко, председатель наблюдательного совета «СМУ №24», говорит, что они были и не нужны: «Подъемный механизм, насколько я знаю, и узел учета воды не устанавливались при отсутствии необходимости. И не планировалось его там, кажется», — говорит Владимир Скачко.
Вот это новость! Но в официальной версии именно отсутствие этих двух устройств — учета воды и подъемного механизма — называют причиной незавершенности строительства дамбы.
«По проекту они есть. В целом, кадастр дает проект, там есть подъемный механизм и учет воды», — говорит Владимир Скачко.
«Не поставили потому что не хватило денег?», — пытаемся понять.
«Не поставили, потому что это не было запланировано, мы и не ставили. Когда проводился тендер, этого в тендере не было», — объясняет Скачко. — «Название объекта идет такое. А виды работ … Не обязательно можешь выполнить весь объем работ в свой проект».
Версия вторая. Та, что плотину рвет
В 2017 году руководитель Госводгентства Ирина Овчаренко уверяла: даже недостроенная дамба может выполнять свои функции — сдерживать воду на пути в Крым и обеспечивать необходимый уровень воды для орошения сельхозугодий Херсонской области.
Фермеры и местные руководители громады и сегодня убеждены, что несмотря на заявления о недострое бетонной дамбы, она может сдержать большой напор воды. Андрей Сучок, голова Мирненской громады рассказывает, что такие испытания проводились: уровень воды поднимали, новая дамба воду держала, а потом воду сбросили каналом в море и оставили как есть. Но самостоятельно разбирать песчаную дамбу фермеры не будут.
«Я думаю, что СБУ не даст нам это сделать. Это нужно, чтобы и облводхоз или Госагенстсво водного хозяйства предоставили разрешение. Хотя в Управлении Северо-Крымского канала не против, они говорят хоть сейчас, это же наполнение их бюджета», — говорит Андрей Сучок.
Так кто же может решить вопрос?
«Я думаю, что господин Козырь должен об этом знать, я неоднократно к нему обращался лично. И в Киев, и в Верховную Раду, и нардепы приезжали к нам, и Разумков … Говорят: «Хорошо, мы подумаем». И уже три года», — говорит Андрей Сучок.
Идем к Сергею Козырю, председателю Херсонской облгосадминистрации. И неожиданно он озвучивает новую версию невозможности использования бетонной дамбы. Говорит, что проблема не только в отсутствии подъемного механизма для шлюза и устройства учета.
«У вас неправильная информация. В первуюу очередь, что там надо сделать, — это укрепить берега вокруг дамбы. Где гарантия, что когда хлынет вода, она не размоет эту дамбу и не пойдет через нее?», — поясняет Сергей Козырь.
Итак, причина, по которой объект остается не введенным в эксплуатацию еще с 2017 года и не разбирается старая плотина — неуверенность руководства области в том, что сооружение надежно и качественно построено.
«Она не завершена. Вот и спрашивайте у того, кто строил. Она не завершена. Поэтому я и ставлю приоритетную задачу — она должна быть достроена. Не из биг-бэгов как временная, потому что мы понимаем, что временная может в любой момент … Но самое главное, что я всем говорю, что вода в Крым самотеком не идет», — уверяет Козырь.
Конечно же, мы спросили о прочности сооружения и у тех, кто выполнял работы. В «СМУ №24» говорят, что объект построен качественно.
«По результатам работы мы своими работниками и ходом выполнения довольны. Считаем, что объект серьезный, и мы его построили», — говорит Владимир Печура, заместитель председателя наблюдательного совета компании.
Весной 2021 года правительство приняло решение о ведомственной реорганизации: Северо-Крымский канал, который до сих пор находился в ведении Госводагенства, должно взять на баланс вновь созданное Государственное агентство по мелиорации и рыбному хозяйству. Приказ «Некоторые вопросы распределения отдельных полномочий центральных органов исполнительной власти в сфере мелиорации земель» №539. Такой переход правительство объясняет реализацией Национального пилотного проекта орошения и мелиорации.
Однако пока канал еще не перешел к вновь созданному агентству. Центр журналистских расследований подал запрос и в Государственное агентство водных ресурсов с вопросами по достройке и вводу в эксплуатацию дамбы, и с просьбой оказать содействие интервью с начальником Управления Северо-Крымского канала.
Госводагенство, в письме за подписью первого заместителя председателя Алексея Кузьменкова фактически отказало в ответах на наши вопросы. Причиной указано: «по своему содержанию Ваш запрос содержит, по сути, просьбу о предоставлении разъяснений», а не запрос на информацию.
Мы подготовили повторный запрос и решили его зарегистрировать в Госводагентстве лично и, попутно, попробовать пообщаться с руководством. Но за турникет админздания корреспондента ЦЖР не пустили. Представительница пресс-службы сказала, что у руководителя Валентина Шлихты нет времени на общение. Поэтому ждем ответа на письменный запрос.
Версия третья. Вода для Фирташа
Эта версия не публичная и до сих пор не озвучивалась. Нам ее на полях форума Южной стратегии развития в Стрелковом рассказал один чиновник. Как оказалось, у власти есть опасения, что после демонтажа песчаной дамбы и подъема уровня воды в канале на два метра, как просят фермеры, одним из отводных каналов вода пойдет прямо к водохранилищу титанового завода Дмитрия Фирташа, который находится в оккупированном Армянске.
Мирненский голова Андрей Сучок по телефону заверил ЦЖР, что вода не пойдет, потому что активисты Гражданской блокады еще в 2015 году перекрыли этот канал. Руководитель Гражданской блокады Ленур Ислямов подтвердил нам, что активисты «Аскера» действительно сделали плотину на канале, которая ведет к водохранилищу титанового завода. Но, как выяснилось на месте, плотина есть, но вода через нее пройдет.
Проводником вдоль отводящего канала, который ведет к водохранилищу, из которого качают воду на титановый завод олигарха Дмитрия Фирташа, стал Юрий Соломаха. До оккупации родного Армянска, он возглавлял городской союз предпринимателей, а с началом войны переехал на Херсонщину. До самого водохранилища не доходим — там уже позиции военных.
Осенью 2015 года активисты Гражданской блокады Крыма перекрыли железнодорожную ветку, которой к заводам Фирташа в Армянске и Красноперекопске доставлялась сырье, а оттуда — вывозились готовая продукция. Этот канал поставки работал даже после того, как правительство Украины официально прекратило железнодорожное сообщение с Крымом. Активисты перекрыли путь бетонными блоками. А канал, по которому подавали воду на Крым, перекрыли земляной плотиной.
«В 2015 году ребята взяли и перекрыли его, пересыпали, чтобы прекратить подачу воды для «Крымского титана». Много тогда людей было. Я участвовал, но я был в другом месте, бился там с дальнобойщиками на КПВВ», — смеясь, вспоминает Соломаха.
Отвод канала, который нес воду на завод Фирташа, находится в нескольких сотнях метров от бетонной дамбы. Поэтому с тех пор, как была построена песчаная дамба, уровень воды здесь был минимален.
«Уровень канала был критически низкий, потому что дамба была перекрыта на повороте к Мирному. С тех пор уровень воды никогда не поднимался настолько, чтобы вода свободно шла в водохранилище», — говорит Соломаха.
Но если песчаную дамбу у Мирного разобрать, отводящий канал наполнится водой, промыв земляную плотину.
«Вода промоет. Там не такая серьезная дамба, там просто засыпано землей. Землю вода промоет. Этот канал хотелось бы перекрыть капитально. Желательно, чтобы это сделало какое-то инженерное подразделение, а не ребята с лопатами, как это было в 2015 году», — отмечает Юрий Соломаха.
В канале за шесть лет уже выросла целая лесополоса. Однако и это не помеха, если уровень воды поднимется для перетока в этот канал: ребята с бензопилами за день-два расчистят канал.
Итак, Юрий Соломаха подтверждает версию, которая до сих пор не была публично озвучена, но стала нам известна: если старую плотину разобрать и при этом не построить капитальную плотину на канале, который ведет к водохранилищу титанового завода, Фирташ получит такую желанную воду.
Итоги
Суммируем и не ставим точку, потому что во время этого расследования возникло много вопросов, ответы на которые мы не можем получить журналистскими методами. Ведь для того, чтобы ответить на вопрос, почему столько десятков миллионов на такую несложную постройку было затрачено, а она до сих пор не в работе, нужны не интервью, а допросы и выемка документов, которые нам пока не предоставляют. И сделать это лучше быстро. Потому что сейчас очень удобный момент, чтобы скрыть грязные концы в воду. Северо-Крымский канал передается с баланса Государственного водного агентства в только что созданное Госагентство мелиорации и рыбного хозяйства. По дороге с одного ведомства в другое ой как много может потеряться.
Мы также не можем провести сметно-строительную экспертизу этого гидротехнического сооружения. Установить надлежащее качество и стоимость бетона (который, как говорят местные жители, сразу начал крошиться) проверить соответствие нормам нагрузки, предусмотренных для этого объекта — самой дамбы и ее берегов. Это то, о чем говорил господин Козырь и с чего мы можем сделать вывод, что никто пока не хочет брать на себя ответственность за пуск воды после демонтажа песчаной дамбы. А вдруг дамба не выдержит? Пусть уже кто-то после нас.
И последнее, относительно канала к водохранилищу для завода Фирташа. Чтобы не было разговоров, кто на чью мельницу льет воду, надо просто перекрыть тот отводящий канал реальной плотиной. Это может быть дополнительным объектом при достройке большой дамбы.
А гарантией того, что днепровская вода не пойдет в Крым до его освобождения, уже есть Стратегия деоккупации Крыма и прямая норма в законопроекте, который отменяет фейковую СЭЗ «Крым», и который будет приниматься в ближайшую неделю.
Видеоверсию расследования можно посмотреть здесь: