Буровой понтон-катамаран SAIRAM, принадлежащий компании Caspian Engineering Company из Казахстана, используется Россией для незаконных исследований шельфа в пределах оккупированных Россией участков Черного моря. Весной этого года Центр журналистских расследований рассказывал о незаконных заходах бурового судна SAIRAM в закрытые крымские порты и выполнение геотехнических и геофизических работ на оккупированном шельфе. Катамаран до сих пор находится там, продолжая работы на перспективном месторождении — структуре Гордиевича.
В течение 2020-2021 годов специальное исследовательское судно SAIRAM в Крыму занималось изучением перспективной, но пока недоразведанных структуры Гордиевича, расположенной в морской экономической зоне Украины на северо-запад от западного побережья Крыма. Она фактически прилегает к Голицынскому газоконденсатному месторождению. На месте будущего расположения самоподъемной буровой установки (СПБУ) оккупанты уже провели предварительные работы по изучению места, монтажа опор для СПБУ и тому подобное.
После этих работ 13-15 июля 2021 оккупационные власти полуострова, используя захваченные в ПАО «Черноморнефтегаз» буксиры «Федор Урюпин» и «Мыс Тарханкут» переместили СПБУ «Петр Годованец», незаконно переименованный в Crimea-2, в район рейда бухты Ярылгацкой, где она хорошо просматривается как со спутника, так и просто с берега, откуда местные жители ее фотографируют (фото из соцсетей — ниже по тексту).
По данным наших источников, во время отстоя у берегов оккупированного Крыма СПБУ готовят для дальнейшей незаконной деятельности по добыче газа, однако уже на новом месте — на структуре Гордиевича.
Место расположения структуры Гордиевича частично совпадает с участком Голицынского газоконденсатного месторождения, лицензию на которое имеет украинское «Черноморнефтегаз».
Светлана Нежнова, председатель правления ГАО «Черноморнефтегаз» в комментарии ЦЖР сообщила, что это месторождение было обнаружено и оценено давно:
«Изучение геологического строения северо-западного шельфа Черного моря проводилось с середины 50-х годов различными геолого-геофизическими методами. В 1994 году известная международная компания Western Geophysical проводила региональные сейсморазведочные работы на современном методическом уровне, благодаря которым было получено новое представление о строении отдельных структур, структура Гордиевича обнаружена по нижнемеловым отложениям.
В 1996 и 2000 годах поисковые сейсморазведочные работы в Каркинитского прогиба, который является основным источником генерации углеводородов в этой части шельфа Черного моря, проводил трест «Севморнефтегеофизика». По результатам этих работ в 2001 году структура Гордиевича подготовлена к глубокому бурению. Прогнозные ресурсы были оценены в 56,5 млрд кубометров газа.
Близость действующего газопровода Голицыно-берег и значительные прогнозные ресурсы ставили структуру Гордиевича в ряд первоочередных объектов для бурения, и это бы произошло, если бы не оккупация Крыма».
О намерениях начать бурильные работы на этом перспективном месторождении окупационное правительство Крыма сообщало еще в 2016 году, рассчитывая на выявление на структуре Гордиевича запасов газа в объеме от 30 до 100 млрд кубометров, а добыча газа за ее счет возрастет вдвое. То есть, прогнозные показатели запасов залежей структуры Гордиевича в «правительстве» Крыма в два раза больше, чем те, которые называет Светлана Нежнова. Для их подтверждения незаконно созданный «Черноморнефтегаз» планировал пробурить три геологоразведовательные скважины. Указывалось, что на бурение одной скважины нужно будет не менее года, а на промышленную добычу предприятие выйдет за 6-7 лет.
Бурение первой скважины планировали на 2017 год, однако до сих пор этого не произошло, хотя добыча газа на шельфе постоянно снижается. Официальных объяснений отложению начала работ не было, а украинские эксперты связывали это с технологическими причинами — отсутствием в незаконно созданного «Черноморнефтегаза» глубоководного оборудования, которое недоступно из-за санкций ЕС и США, примененные к нему с 2014 года, и секторальными «крымскими санкциями», запрещающими работать и продавать технологии и оборудование для работы по разведке и добыче углеводородов.
Исследование шельфа в акваториях Черного и Азовского морей, в т. ч. и в пределах временно оккупированных Россией украинских его участков, уже несколько лет активно осуществляет российское государственное АО «Южморгеология». В этом ей помогает казахстанская компания Caspian Engineering Company, которая через астраханское ООО «Каспийгеосервис» предоставляет исследовательское судно своего флота SAIRAM для георазведки на украинском шельфе Черного моря. Причем, в системе пограничной охраны Российской Федерации в Крыму SAIRAM идентифицируется как российское, а не казахстанское судно.
Об использовании судна SAIRAM в незаконном исследовании оккупированного украинского шельфа авторы еще весной 2021 присылали запрос в офис компании Caspian Engineering Company, однако ответа так и не получили.
Напомним, что компания Caspian Engineering Company, зарегистрированная в Актау, предоставляет широкий спектр услуг в области геолого-геофизических, инженерно-изыскательских работ. Как сообщается на сайте компании, ее силами реализованы многочисленные проекты по исследованиям ресурсов шельфа и постановки самоподъемных буровых установок на места бурения в акватории Каспийского моря. Компания предлагает услуги по предоставлению научно-исследовательских судов и судов обслуживания, оборудование для производства морских работ, работ на суше и в транзитной зоне.
Судно SAIRAM используется для бурения инженерно-геологических скважин на площадках, где будут устанавливаться СПБУ, испытания инженерно-геологических скважин, статического зондирования, отбора проб донных грунтов, полевых лабораторных исследований почв, экспресс-анализов образцов почв. Экипаж вахтовый персонал — 2 человека, специальный персонал — 10 человек. Имеет на борту комплекс бурового и геотехнического оборудования, лабораторию и тому подобное.
За неполный год по состоянию на 30 апреля 2021 казахстанский буровой катамаран SAIRAM минимум дважды заходил в закрытые крымские порты, выполнял противоправные работы на шельфе Черного моря.