В оккупированном Крыму и регионах России создают специальные правительственные комиссии, которые будут заниматься развитием производства беспилотников. Под них планируется обильное финансирование из федерального бюджета. Национальный проект создания фактически новой отрасли промышленности стартует с началом 2024 года. Но очереди на распил в ближайшие три года 300 миллиардов рублей уже выстраиваются, а в комиссии заводятся свои люди.
В крымской рабочей группе по развитию БПЛА уже представлены расследованная ЦЖР компания «Робоавиа», которую сейчас усиленно раскручивают в российских медиа, и «деловые» члены некогда грозного ОПГ «Сейлем», с которыми дружит гауляйтер Аксенов.
27 июля 2023 года российское оккупационное правительство в Крыму издало распоряжение о создании рабочей группы по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). Решение было оперативно принято во исполнение распоряжения правительства РФ о «Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года», что появилось менее чем неделей ранее – 21 июля. Основные задачи стратегии – стимулирование спроса на беспилотники, их разработка и производство, построение аэродромов и дронопортов, создание научно-производственных центров, подготовка кадров и т.д.
В то же время правительство Мишустина до 1 сентября должно было выполнить поручение Путина — утвердить новый нацпроект по развитию БАС. Но что-то пошло не так, и заявлено, что проект стартует с начала следующего года, потому что нужно много изменений в законодательстве. При этом первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов уже сообщил, что бюджет нацпроекта на 2024-2026 годы составит 300 млрд рублей (3,1 млрд долларов США по нынешнему курсу Центробанка РФ). Разбивка по годам составит: 48 млрд. + 117 млрд. + 148 млрд. рублей.
И здесь, как и должно быть в коррумпированной стране, работает правило «кто первый встал, того и тапки». Следовательно, в комиссии и рабочие группы по развитию БАС заводятся люди, которые будут принимать правильные решения для нужных людей. Нас, конечно же, интересуют именно те, что созданы в оккупированном Крыму, поскольку среди их членов – граждане Украины, способствующие агрессии РФ.
Рабочую группу по вопросам развития беспилотных авиационных систем в Крыму возглавил заместитель председателя оккупационного правительства Игорь Николаевич Михайличенко. Этот выпускник Рязанского училища ВДВ десантировался в Крым в 2014 году, участвовал в военной спецоперации России по оккупации полуострова, за что получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст.
В 2015 году Михайличенко вышел в отставку и был приставлен к Аксенову помощником, обеспечивал взаимодействие с военными и карательными органами РФ. В 2016 году, занимая должность заместителя председателя призывной комиссии Крыма, фактически руководил незаконным осенним призывом 1,5 тысяч граждан с оккупированной территории Украины в вооруженные силы РФ. В том же году Михайличенко стал заместителем главы оккупационного правительства Крыма, сменив на этом посту Михаила Шеремета, которого Аксенов продвинул в депутаты Госдумы РФ, обеспечив иммунитет своему подельнику и экскерующему. НЗФ «самооборона Крыма». «Вице-премьер» Михайличенко получил в кураторство вопросы чрезвычайных ситуаций, мобилизационную работу, взаимодействие с силовыми ведомствами и военными, то есть была легализована его предыдущая теневая деятельность.
Как ни странно, но в отношении Игоря Михайличенко применены только санкции СНБО Украины (с 2018 г., бессрочно), хотя вышеперечисленного вполне достаточно для введения международных санкций.
Заместителем Михайличенко в рабочей группе по развитию БАС назначена Элекчян Елена Феликсовна, гражданка Украины, которая в оккупационном правительстве Крыма занимает должность первого заместителя «министра» промышленности. В мае 2023 года прокуратура АРК и г.Севастополя сообщила Элекчян о подозрении в коллаборационной деятельности. Секретарем рабочей группы является чиновница того же министерства Кащеева Наталья Валерьевна, гражданка Украины, которая до оккупации Крыма работала рекламщицей в ТРК Черноморская.
Всего в рабочую группу, курирующую развитие производства беспилотников в оккупированном Крыму, входит двадцать один человек (полный перечень здесь). Большинство — заместители разных крымских «министерств», «департаментов» и «управлений». Видимость профессионализма этой компании чиновников должны предоставить два кандидата технических наук из незаконно созданных университетов, бывший «министр» с профильным образованием, а также представитель крымской компании “Робоавиа”, занимающейся производством БПЛА и недавно ставшей фигурантом расследование ЦЖР.
«Робоавиа» под крышей минобороны России
Напомним коротко историю «Робоавиа», чтобы понимать, почему об этой компании, о разработках которой мало кто слышал, вдруг начали рассказывать чуть ли не из каждого утюга, и почему именно ее представитель удостоен места в рабочей группе, решение которой будет предшествовать распределению денежных потоков по многомиллиардному проекту .
ООО «Робоавиа» было создано в 2015 году в Симферополе авиамоделистами клуба, который много лет существует на базе Заводского аэропорта.
Его соучредители – крымчанин Максим Красюк, который также является главным конструктором, и российский предприниматель Виктор Велесик создали еще две родственные компании. В России – «Беспилотные системы Робоавиа», в Казахстане – «СП Roboavia». В родном для Велесика городе Шимкент компания запустила завод по серийному производству беспилотников двойного назначения Sapsan-3000, двигатели для которых импортировали из США и Германии. Казахстан, как известно — один из главных каналов поставки в Россию так называемого «параллельного импорта», так что владельцам «Робоавиа» удалось обходить санкции, запрещающие продавать России комплектующие для летательных аппаратов.
В 2022 году у симферопольской компании сменились владельцы: 90% уставного капитала теперь принадлежит 72-летней россиянке из Ростова Людмиле Гуровой. Ее сын – Роман Гуров, гендиректор «Робоавиа», в июле 2023 года заявил о начале строительства нового завода в Ростовской области, который будет производить 1100 БПЛА в год, в том числе — для армии РФ.
Источник инвестиций в полмиллиарда рублей неизвестен, как и то, каким образом Гуровы, неизвестные до сих пор как бизнесмены, почти одновременно с покупкой “Робоавиа” получили возможность вести довольно рискованный бизнес по продаже топлива и горючего на ТОТ Донецкой и Луганской областей. Поэтому мы заключили, что Людмила и Роман Гуровы — номинальные владельцы, а реальные имеют непосредственное отношение к верхушке силовых структур, но не могут светиться. Последующие события очень быстро, буквально за считанные после выхода расследование ЦЖР дни, эту версию подтверждают.
14 августа во время открытия IX международного военно-технического форума «Армия-2023» министру обороны РФ Сергею Шойгу представили ударный дрон «Сюрприз-ПРО» производства компании «Робоавиа», разработанный для Сухопутных войск ВС РФ. О невидимом для РЭБ квадрокоптере, способном нести две мины калибром 82 мм, написали главные федеральные медиа, а еженедельник минобороны «Звезда» с «беспилотного «Сюрприза» для врага», вообще начал свой обзор форума новой техники.
Такое внимание к малоизвестному производителю из Крыма объясняется тем, что соисполнителем проекта в презентации указан Военный инновационный технополис «Эра». Он основан минобороны России и находится в Анапе, прямо на берегу моря. Из-за этой курортной прописки военного учреждения и отсутствия реальных результатов в разработке новейших видов вооружения критики называют ее «Сколково Шойгу», по аналогии с известной коррупционной «распилочной» — технополисом «Сколково», так и не ставшеим российской «кремниевой долиной», как заявлялось.
Симферопольец Валентин Киселев, руководивший департаментом маркетинга в казахском СП Roboavia, а теперь возглавляющий представительство Робоавиа в Москве, сообщил, что резидентом технополиса “Эра” компания стала год назад. То есть, сразу после того, как контроль над ней перешел к новому владельцу, номиналом которого выступает пенсионерка Гурова.
В экспозиции «Эры» на форуме «Армия-2023» выставлялись также новый тактический планшет и еще одна разработка «Робоавиа» — разведывательный БПЛА «Сарыч-2» типа «летающее крыло» (ТТХ здесь). Как отмечалось в расследовании ЦЖР, его дизайн почти полностью повторяет Sapsan-3000 – БПЛА, который производили на заводе Roboavia в Казахстане, а по тактико-техническим характеристикам эти беспилотники почти идентичны. Единственным значительным отличием является максимальный рубеж высоты: у «Сарыча» он на две тысячи метров больше.
Возможно ли, что старую разработку «Робоавиа» апгрейдили и выдали за новую, сделанную в кооперации ВИТ «Эра»? Зная глубину российской армейской коррупции – вполне. Однако открытым остается вопрос о производителе электродвигателя. Как уже упоминалось, казахский Roboavia импортировал для Sapsan-3000 двигатели из США и стран ЕС, о чем публично заявлял гендиректор компании Николай Пажитнев в 2021 году.
Чей электродвигатель стоит на «Сарыче-2» — неизвестно. Но, надеемся, скоро узнаем от дроноловов ВСУ. Ведь, как утверждают Киселев и Гауляйтер Крыма Аксенов, беспилотник прошел апробацию в подразделениях Черноморского флота РФ и после испытаний скоро поступит на вооружение.
«Робоавиа» работает, хорошее производство. Сейчас им финансирование еще предоставим, плюс ему будут даны дополнительные работы по некоторым научно-исследовательским разработкам”, — обещает Аксенов.
По его словам, разведывательные дроны уже закупались «по спецзаказу» для подразделений, поддерживаемых «правительством» Крыма. Вероятно, речь идет о так называемых «добробатах аксеновцев» — «казачьем штурмовом батальоне «Таврида» и «батальоне «Ливадия» (БАРС-30). Правда, как обнаружил проект Досье, наиболее раскрученное подразделение «Ливадии» — «ЧВК «Конвой» во главе с соратником Пригожина Константином Пикаловым финансировался не крымским гауляйтером, а банком ВТБ и компанией Аркадия Ротенберга. Поэтому кто, кому и за чьи средства закупал — большой вопрос.
В составе рабочей группы по развитию БПЛА в Крыму находим и Владимира Юрьевича Щекина, названного руководителем планово-экономического отдела ООО «Робоавиа». С октября прошлого года евпаториец Щекин является одним из миноритарных соучредителей компании – он имеет долю в 1% уставного капитала. Однако после назначения в правительственную группу по развитию беспилотников его личный капитал, конечно, вырастет.
«Сейлемовцы» нацелились на небо в миллиардах
Среди членов группы по развитию беспилотных авиасистем есть еще несколько узнаваемых лиц, среди которых особый интерес вызывает гражданин Украины Андрей Геннадиевич Васюта, который работал в крымском правительстве в конце 90-х, а после оккупации даже стал «министром» промышленности.
В списке рабочей группы Васюта значится как председатель совета директоров феодосийского АО “Конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит» (о нем подробнее чуть позже). Весомости личности Васюты в чиновничьей рабочей группе добавляют диплом инженера-механика Харьковского авиаучилища именно по специализации «летательные аппараты и силовые установки», а также «профильная» компания «Высокоточные авиационные системы» — «ВАСИС», где он состоит в соучредителях.
Но компетенции Васюты в этой истории не являются определяющими. Надо просто немного отмотать пленку, в лихие 90-е, когда нынешний коллаборант Андрей Васюта стал известен в Крыму как «деловой» представитель организованной преступной группировки «Сейлем» и бизнес-партнер Сергея Воронкова (Воронка), который стал главным главарем ОПГ после убийства Евгения Хавича (Жид).
С середины 90-х «Сейлем» и его главный конкурент — ОПГ «Башмаки», периодически перестреливаясь за зоны влияния и деля Крым бандитский (по ходу разгромили «Греков» Кости Савопуло, у которого на минималках подрабатывал Гоблин-Аксенов), приблизились к власти легальной. Воронков получил мандат депутата Симферопольского горсовета, стал вице-президентом Крымского союза предпринимателей и получил влияние в Партии экономического развития Крыма (ПЭВК).
Андрей Васюта выглядел как классический «поплавок» — человек с некриминальной биографией, на которого вешали бизнес, через который отмывались грязные деньги. В 1997 году ему досталось кресло замминистра экономики Крыма.
Однако через год стараниями главного милиционера Крыма Геннадия Москаля (по воле министра МВД Кравченко выполнявшего задачу очистить свата президента Кучмы — крымского премьера Франчука от компрометирующих связей) Воронок получил тюремный срок за незаконное хранение боеприпасов, а впоследствии — еще и вымогательство.
Вышел в 2005 году, пробовал понравиться новой власти, но в дальнейшем публично себя не проявлял, говорили, что подолгу жил в Москве. Однако ощутимое присутствие его и других «сейлемовских» в крымском бизнесе, политике и властях сохранялось все годы до и после оккупации полуострова РФ.
В 2015 году Андрей Васюта получил должность гендиректора предприятия «Крымские морские порты», в структуру которого загнали попавшие под санкции ЕС и США активы украденных Россией государственных портов Украины. Международные ограничения США и Канады догонят и Васюту, но уже в 2016 году, когда он получит при содействии Аксенова должность «министра» промышленной политики в оккупационном правительстве Крыма.
Тогда же ему пришлось переписать на жену Ирину доли в совместном бизнесе с Сергеем Воронковым и Владимиром Масловым (сын Анатолия Маслова, заместителя председателя правительства Крыма в 1991-1994 годах), зарегистрированном в российской юрисдикции.
А в украинских реестрах все остается как было, поэтому есть картина совместного бизнеса этой троицы. К примеру, доли в ООО «Крымское карьероуправление» по добыче песка, гравия и глины распределены на троих — Воронкова, Маслова и Васюту. В компании «Север», добывающей известняк в Сакском районе, — на четырех (к троице добавился Яков Вайсман). В ООО «Карьер Мраморный» — Васюта, Маслов плюс три аборигена из прилегающих к месторождению сел Хорошее и Заречное с микроскопическими долями. И, как понимаете, это лишь часть одного из направлений деятельности партнеров-сейлемовцев, но очень прибыльная. Огромные строительные проекты России в Крыму требовали песка и щебня, что озолотило тех, кто их добывал, но привело к варварскому грабежу недр.
В 2020 году Васюта уволился с должности «министра» по собственному желанию, якобы из-за состояния здоровья, и ушел не с пустыми руками. Упоминавшееся выше АО «Конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит», наблюдательный совет которого возглавляет Андрей Васюта, — это, на самом деле, украденное Россией государственное предприятие Украины с таким же названием, что входит в структуру «Укроборонпрома». В преддверии отставки Васюты это «государственное унитарное предприятие Республики Крым» было акционировано и приватизировано. Акционеры не раскрываются, однако кто управляет – известно.
Бизнес-партнер Владимир Маслов в том же году стал владельцем еще одного украденного Россией украинского госпредприятия – Феодосийского оптического завода. Оккупационные власти продали его Маслову всего за 10 миллионов рублей.
И вот новый горизонт бизнеса «сейлемовских»: в мае этого года Владимир Маслов, Андрей Васюта и два связанных юрлица создали компанию «Высокоточные авиационные системы», сокращенно — «ВАСИС».
Уставный капитал ОООшки – всего 10 тысяч рублей, это минимум для создания фирмы в России. Виды деятельности – «производство летательных аппаратов». Если она собирается производить беспилотники, то присутствие в крымской рабочей группе по развитию БАС Андрея Васюты вряд ли случайно. Как и само появление компании накануне большого распила. Ну, а что? Нормальный для России государственно-частный бизнес.