В первую неделю полномасштабного вторжения РФ в Украину издание «Цензор.нет» опубликовало предоставленный «кибервойсками» перечень сотрудников 9-го управления Департамента оперативной информации (ДОИ) 5-й службы ФСБ, «информационно сопровождающих нападение России на Украину и отвечающих за сеть диверсантов».
Под номером 17 в списке значится Андрей Александрович Шкрабо, который, как указывалось, «курирует работу гуманитарной подгруппы Трехсторонней контактной группы и напрямую контактирует с украинским политиком Виктором Медведчуком».
Центр журналистских расследований решил больше узнать о деятельности куратора Медведчука из ФСБ до и после начала большой войны РФ против Украины. Можем уверенно сказать, что до этой публикации его полное имя, синхронизированное с изображением, никогда не обнародовалось.
Благодаря слитым и открытым базам данных РФ, мы получили подтверждение, что Андрей Александрович Шкрабо, дата рождения 14.07.1958 г., до июля 2014 действительно служил в в/ч 26047. Это и есть 5-я служба ФСБ, которая находится по адресу: г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.12.
За спиной Золотова и Путина
Самое раннее фото Андрея Шкрабо на службе мы нашли в 2006 году. Он попал в объектив камеры во время открытия паромной линии «Усть-Луга — Балтийск», которая обеспечила сообщение между российским анклавом – Калининградской областью и «Большой Россией» по Финскому заливу. В открытии переправы участвовал президент РФ Владимир Путин.
Присутствие Путина на открытии паромной переправы было обусловлено важностью и этого сообщения и развития порта «Усть-Луга» в целом. Его незамерзающая акватория обеспечивала круглогодичную навигацию для экспорта леса, нефти и металлов и перевозки грузов для Балтийской военно-морской базы. Переправа серьезно укрепила позиции России на Балтике, ведь снизила зависимость России от Литвы по доставке в Калининградский анклав стратегически важных грузов.
За спиной Путина на официальном снимке Минтранса видим Виктора Золотова, тогдашнего главного телохранителя президента и заместителя главы ФСО, ныне — командующего Росгвардией, а в периметре свиты — Андрея Шкрабо. Несмотря на правило любых спецслужб к своим агентам быть незаметными, Шкрабо не раз попадает в кадр, потому что находится довольно близко к охраняемому телу Путина.
Не исключено, что местом службы Шкрабо вначале был Калининград. Его жена Римма Шкрабо в соцсетях указывает Калининград родным городом, а местом жительства с нулевых – Москву.
При этом местом рождения обеих дочерей супругов — Марии и Татьяны — в базах данных указан город Лиепая (Латвия), где, вероятно, Шкрабо служил в органах КГБ до развала Советского союза. Впрочем, связи Шкрабо со странами Балтики и ее гражданами мы нашли и десятилетия спустя, о чем расскажем в разделе о бизнесе ФСБ.
В 2014 году Андрей Шкрабо стал военным пенсионером, однако не прекратил деятельность, связанную со спецслужбами РФ, и работал под разным прикрытием не только в России, но и за рубежом, в том числе и на оккупированных территориях Украины.
«Представитель МЧС» в Минске
В июне 2014 года была создана «Трехсторонняя контактная группа по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины» (далее – ТКГ), задачей которой было заявлено прекращение вооруженного конфликта дипломатическим путем. Три стороны в КТГ – это Украина, Россия и ОБСЕ. Однако россияне, не признавая себя стороной вооруженного конфликта, использовали переговорную площадку контактной группы и ее подгрупп для легализации незаконно созданных при поддержке и под контролем РФ органов власти на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Следовательно, на заседание подгрупп россияне возили в Минск главарей так называемых ДНР/ЛНР, добиваясь прямых переговоров Украины с сепаратистами — марионетками Кремля и российских спецслужб.
Ирина Геращенко, народная депутат Украины, а в то время первая вице-спикер ВРУ, представляла Украину в гуманитарной подгруппе, которая, среди прочего, занималась вопросами освобождения украинцев, незаконно удерживаемых на временно оккупированных территориях Донбасса и в РФ. В работе подгруппы участвовал и Виктор Медведчук, народный депутат и один из лидеров пророссийской оппозиции в Украине. Его статус в ТКГ в плане стороны представительства и мандата был предметом критики в адрес президента Порошенко, которому приходилось объяснять роль кума Путина в минском процессе.
«Виктор Медведчук в трехсторонней контактной группе имеет одну исключительно функцию – освобождение заложников, которые находятся в РФ, в первую очередь, и на оккупированных территориях. Никакие другие функции в трехсторонней контактной группе Виктор Медведчук не выполняет», – говорил Порошенко в июне 2016 года. И поправлял себя же: «Виктор Медведчук встречается в формате не ТКГ, поскольку он не является ее членом, он является членом подгруппы по гуманитарным вопросам. И встречается в формате подгрупп».
Россию в гуманитарной подгруппе официально представлял первый замминистра по чрезвычайным ситуациям РФ Владимир Степанов. По словам Ирины Геращенко, участие МЧСников в этой подгруппе российская сторона объясняла опытом их работы в международных гуманитарных миссиях. Однако впоследствии Степанов перестал приезжать на заседание подгруппы в Минске.
«Вместо него появился некто Андрей, называвший себя представителем руководства МЧС, не уточняя ни должности, ни звания. Позже наши спецслужбы подтвердили, что он сотрудник ФСБ. Он мало говорил во время заседаний, в основном молчал, но все тщательно записывал и настаивал на присутствии представителей «Л/ДНР». Они прилетали в Минск вместе с россиянами из Москвы», — вспоминает Ирина Геращенко в разговоре с ЦЖР.
Первое и до этой публикации — единственное фото Андрея, зашифрованного «представителя МЧС России» в гуманитарной подгруппе ТКГ, было обнародовано именно благодаря Ирине Геращенко.
17 сентября 2016 на мосту в г. Счастье состоялось освобождение незаконно удерживаемых на оккупированных территориях украинцев Владимира Жемчугова и Юрия Супруна.
За обменом удерживаемыми лицами наблюдали представители ОБСЕ. Неожиданно Ирина Геращенко увидела приехавшего с оккупированных территорий россиянина Андрея, а, следовательно, нарушившего правила пересечения государственной границы Украины.
По словам Геращенко, Шкрабо приехал на мост в городе Счастье Луганской области в автомобиле миссии ОБСЕ, сотрудники которой не могли не понимать, что оказывают содействие нарушителю границы Украины.
Эта наглость россиянина выглядела более чем возмутительно еще и по той причине, что с начала 2016 года российские спецслужбы начали препятствовать Ирине Геращенко в доступе к судебным заседаниям по делу Надежды Савченко в Ростове и к заседаниям гуманитарной подгруппы в Минске.
В марте ФСБ запретила Геращенко въезд в РФ до 2021 года. Поскольку «стоп-лист» в России и ее союзнице Беларуси общий, то запрет автоматически распространялся и на въезд в РБ, то есть создавал реальную угрозу срыва участия Ирины Геращенко в заседаниях гуманитарной подгруппы ТКГ. Эти решения были грубым нарушением минских договоренностей и элементом откровенно хамского, в стиле КГБ, давления на руководство Украины. Наконец в конце мая Геращенко сообщила, что МВД Беларуси исключило ее из списка лиц, которым запрещен въезд, однако в отношении РФ никаких изменений.
Эти и другие действия России, к которым был привлечен и Андрей Шкрабо, должны повышать политический вес Виктора Медведчука за счет «определяющей роли» в освобождении украинских пленных.
Пожалуй, Медведчуку и его кураторам в Кремле и ФСБ и в худшем сне не могло присниться, что всего через шесть лет, в сентябре 2022-го, из субъекта обменов он превратится в объект.
На подхвате у Медведчука
Декабрь 2016 года. Минский корреспондент Радио «Свобода» Валерий Калиновский сообщил, что 7 декабря, в день проведения очередного заседания ТКГ в Минск рейсом из Москвы прилетели руководители марионеточных «республик» – предатели Игорь Плотницкий и Александр Захарченко. Позже Калиновский сообщил, что с ними тайно встречалась народная депутат Украины Надежда Савченко. Во встрече, продолжавшейся несколько часов в ресторане минской гостиницы «Виктория», также участвовали руководитель центра «Офицерский корпус» Владимир Рубан (которого СБУ в дальнейшем связывала с Медведчуком) и двое россиян — Михаил Балуев и уже знакомый нам Андрей Шкрабо. Правда, фамилия Шкрабо в украинских медиа была искажена — его почему-то называли Шкряба.
«Интересно, что когда встреча закончилась и пришло время платить, то за Савченко и Рубана заплатил Шкряба, а за Захарченко с Плотницким — Балуев», — добавлял Калиновский детали встречи в интервью телеканалу 112.
12 декабря Надежда Савченко подтвердила факт встречи с сепаратистами, а на следующий день в интервью проекту «Донбасс.Реалии» — информацию Калиновского о том, что во встрече участвовали два «представителя российской стороны» — члены «минской контактной группы по гуманитарным вопросам» Михаил Балуев и… Олег Шкряба. Так искажение имени и фамилии Андрея Шкрабо приобрело новую форму и в очередной раз разлетелось в медиа.
Собеседник «Украинской правды» в ТКГ подтвердил, что 7 декабря, когда Савченко встречалась с главарями боевиков, представитель России по имени Андрей (фамилия опять-таки не называлась) явился на заседание с опозданием на полчаса.
«А когда украинская сторона объявила предложение отдать 228 человек, о которых они заявляли, в обмен на немедленное освобождение 42 человек, заявленных нами, этот Андрей поднялся и ушел с заседания. То есть оставил официальное заседание группы», — сказал собеседник УП.
Такое поведение Шкрабо не удивительно и имеет простое объяснение: российской стороной блокировались предложения украинских представителей в ТКГ, а обмены происходили только по согласованной с Москвой «инициативе Медведчука».
Те, кто ознакомился с прослушкой телефонных разговоров Медведчука относительно обнародованных BIHUS.info обменов или смотрел соответствующую часть расследования, без сомнения, обратили внимание на то, как так называемые «омбудсменки» из ОРДЛО Дарья Морозова и Ольга Кобцева едва ли не в каждом разговоре усердно докладывали Медведчуку, как выполняют установку не контактировать ни с кем, кроме него.
«Уполномоченное лицо одно — Виктор Владимирович Медведчук, если от него будет обращение, мы его рассмотрим», — так они отвечали Ирине Геращенко, руководителям и сотрудникам центра СБУ по освобождению пленных и волонтерам.
В свою очередь, Медведчук неоднократно информировал «коллежанок» о своих докладах в Москву относительно обменов и изменений в планах. Впрочем, абсолютное большинство его разговоров с Москвой касалось бизнеса, просьб о встречах в высоких кабинетах, а не освобождении украинских пленных.
Следовательно, в 2016 году, по данным СБУ, удалось освободить из российского плена только 16 украинцев. По словам Юрия Тандита, советника главы Службы безопасности, причиной является то, что «тема освобождения заложников стала политизированной». Отметим, что это заключение касается обеих сторон. Доказательством тому является история обмена «Рахмана», который подгоняли под возвращение Петра Порошенко со встречи «нормандской четверки», чтобы записать ему в заслугу освобождения «киборга».
В 2017 году обмены не происходили вплоть до 27 декабря, когда в Украину удалось вернуть 73 пленных, среди которых были как военные, так и гражданские. В 2018 году в рамках минского процесса не состоялся ни один обмен. В следующем году, в который в Украине проходили президентские и внеочередные парламентские выборы, тему освобождения пленных окончательно оседлал Медведчук, в «группе поддержки» которого был и Андрей Шкрабо.
Июнь 2019 года. Согласно информации из базы данных авиаперелетов Sirena-travel.ru, полученной ЦЖР от сообщества KibOrg, на один номер бронирования были зарезервированы билеты из Москвы в Минск на рейсы 25 и 26 июня 2019 года для Леонида Пасечника, Дениса Пушилина, его помощницы и любовницы Виктории Талакиной (продублированные даты вылета, вероятно, были либо элементом конспирации, либо окончательно не был определен день). По идентичному номеру бронирования были зарезервированы билеты в Минск и для Андрея Шкрабо, но на сутки раньше.
27 июня 2019 года в Минске состоялась встреча Виктора Медведчука и гауляйтеров оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, на которой было заявлено о «передаче украинской стороне» четырех украинских пленных.
На следующий день их привезли в Минск и под камеры главных российских телеканалов передали Медведчуку, доставившему их в Киев частным самолетом (вероятно, личным, которым он обычно и летал в Минск).
События происходили за месяц до внеочередных парламентских выборов и было очевидно, что самовольное, не в рамках Трехсторонней контактной группы, но хорошо срежиссированное и максимально освещенное в СМИ освобождение пленных украинцев, имело прямое отношение к избирательной кампании ОПЗЖ, одним из лидеров которой был Медведчук. Он не скупился на критику президента Зеленского, который якобы тормозит «процесс мирного урегулирования на Донбассе» и обмены удерживаемыми лицами.
29 декабря 2019 года состоялся самый крупный в то время обмен, о котором было договорено в ходе встречи «Нормандской четверки»: россияне и их марионеточные «республики» освободили 76 украинцев, а Киев вернул на оккупированные территории 124 человека. В одном из пропагандистских репортажей по обмену в кадр попал и Андрей Шкрабо.
Параллельный бизнес ФСБ
Невероятно, но все годы участия в гуманитарной подгруппе ТКГ, где Андрей Шкрабо был залегендирован как представитель руководства МЧС, он был руководителем нескольких коммерческих компаний! Причем очень интересных по видам и географии деятельности и персоналиям, прямо и косвенно имеющим отношение к спецслужбам РФ.
В ООО «Балтгеотрест» (сокращенное название «БГ-Трест») Шкрабо был гендиректором с сентября 2015 по май 2017 года. В это время компания хорошо зарабатывала на государственных подрядах по дноуглубительным и гидротехническим работам в портах.
ООО «Джидипи гео», которое основным видом деятельности указывало добычу руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов, Андрей Шкрабо возглавлял с августа 2017 года и до его ликвидации в декабре 2023 года.
Юридической компанией с целым букетом транспортных и торговых видов деятельности «ИВЭК» Шкрабо руководил с июля 2018-го и до ее ликвидации в том же декабре 2023.
Последние две компании зарегистрированы по одному адресу в Москве (Кузнецкий мост, 21/5), а их конечным бенефициарным собственником и через ООО «Джидипи групп» является Дзамихов Ахмед Мухамедович, бывший владелец винно-водочных заводов «Торговой компании ЛБ Виктори», расположенных в Московской области
История Дзамихова — Шкрабо/ФСБ вполне могла бы лечь в сценарий очередного сезона «Бригады» — в плане участия спецслужб России в мутном бизнесе с чеченскими корнями.
По версии российских силовиков, в 2012 году Ахмед Дзамихов вместе с чеченскими милиционерами и членами личной охраны Рамзана Кадырова вывезли за город и пытали человека, якобы укравшего у предпринимателя автомобиль Lexus. Адвокат Дзамихова озвучивал другую версию: якобы у его клиента был конфликт с «Таганским ОПГ», поэтому Дзамихов нанял для защиты чеченских силовиков. Однако дело было подстроено сотрудниками ГИБДД, которые «крышевали» сеть воров авто, поэтому Ахмеда Дзамихова упекли в СИЗО. Следователи якобы потребовали отдать завод в обмен на свободу. Похоже, как-то договорились, потому что чеченских ментов и Дзамихова отпустили. А потом в партнерах Дзамихова появились «чекисты».
К примеру, в декабре 2014 года строительная компания «Балтинвестпроект» (сокращенное название «БИ-Проект») обновила состав своих учредителей: стал некий Комогоров Виктор Иванович, который при ближнем знакомстве оказался генерал-полковником ФСБ. В 2004-2009 годах он был заместителем директора ФСБ — руководителем Службы оперативной информации и международных связей, то есть? 5-й Службы ФСБ. Помимо того, что Комогоров является президентом Спортивного клуба ветеранов ФСБ «Отдушина», он еще занимает должность управляющего партнера в «Международном фонде устойчивого развития» (далее МФУР).
Председателем правления фонда является еще один генерал — Орлов Виктор Иванович, служивший в органах военной контрразведки и в центральном аппарате ФСБ — разрабатывал стратегии борьбы с терроризмом в России.
Этот фонд стал соучредителем упоминавшейся компании «Джидипи гео» в то время, когда ею руководил Шкрабо. При поддержке МФУР также создано еще одно акционерное общество — «Институт технологий устойчивого развития», который является основателем ООО «Джидипи групп».
И МФУР, и Институт зарегистрированы по тому же адресу, что и связанные с ними ООО — ул. Кузнецкий мост, 21/5, а на их сайтах указан один и тот же контактный номер +7 495 626 05 46.
Все эти компании и фонды, где кучно осели чекисты, с одной стороны, объединены в условную группу компаний GDP group с понятными бизнес-целями, с другой — декларируют причастность к проекту Global Development Project (GDP ), возникшему в результате деятельности сети кафедр UNESCO «Передача технологий для устойчивого развития» еще в 1993 году. Впрочем, способность российских спецслужб инкорпорироваться в разные международные организации и институты общеизвестна. Бизнесовые структуры — не исключение, а когда речь идет о наследии советских времен — то и подавно.
На сайте неформальной бизнес-группы «чекистов» видим логотипы и брендовые названия шести компаний, три из которых — Ekohidrotechnika, Energėja и Nantėja — зарегистрированы в Латвии и Литве, то есть странах — членах НАТО и ЕС. Еще одна — рижская компания Green Line Shipping является владелицей знакомой уже «Балтгеотрест», которую ФСБшник Андрей Шкрабо возглавлял до 2017 года.
Бенефициарным владельцем указанных компаний из стран Балтии, а значит, партнером «чекистов» является гражданин Латвии Александерс Бородинс. Он является основателем большого количества компаний по всему демократическому миру и этому обстоятельству следует уделить должное внимание. Что мы и сделаем во второй части расследования.