Начальники 15 местных военных администраций Херсонской области закрыли доступ к своим декларациям о доходах за 2024 год и все предыдущие годы. Это почти треть должностных лиц этой категории в области.
Центр журналистских расследований ранее анализировал, почему доступ к своим декларациям закрывают депутаты Херсонского областного совета. Теперь мы разбирались, почему так поступают руководители военных администраций области, созданных после полномасштабного вторжения РФ в Украину. Но сначала – о правовых основаниях для закрытия доступа к декларациям и как эта процедура происходит.
Ограничение доступа к декларациям: что говорит НАПК
В первый же день полномасштабного вторжения России в Украину Национальное агентство по предотвращению коррупции (далее – НАПК) ограничило доступ к публичной части Реестра деклараций о доходах лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления. 4 марта 2022 года Верховная Рада Украины приняла закон, отсрочивший обязательную подачу деклараций на период военного положения, делать это можно было по собственному желанию.
Публичный доступ к декларациям должностных лиц ВРУ возобновила в сентябре 2023 года после давления общественности. При этом законодатель разрешил изымать из открытого доступа декларации целому перечню субъектов: военнослужащим, полицейским спецназовцам, которые участвуют в боевых действиях, кадровым разведчикам, должностным лицам, которые находятся на оккупированных территориях или выполняют свои полномочия, постоянно находясь в зоне боевых действий. Право изъять декларации из публичного доступа могут и те должностные лица, которые являются членами семьи всех вышеуказанных лиц.
Отметим, что в этом перечне отсутствуют начальники местных военных администраций, которые проходят военную службу на этих должностях или командированы на эти должности, так что изымать свои декларации из публичного доступа в качестве военнослужащих они не могут.
Как выяснил ЦЖР, на практике херсонские декларанты самовольно расширили перечень оснований для закрытия своих деклараций. В частности, из-за наличия у них недвижимого имущества на временно оккупированной территории или в зоне боевых действий. Как объясняли автору херсонские депутаты, они опасаются, что оккупанты узнают об их имуществе и разграбят или уничтожат его.
И это очевидная манипуляция: ведь в публичной части деклараций адреса объектов недвижимости, принадлежащих декларанту или его родственникам, были закрыты всегда. Во вторых, местные коллаборанты и без деклараций прекрасно знают, где чей дом, квартира, земля и бизнес, и вместе с оккупантами успешно разграбили это имущество.
Кроме того, почти два года назад НАПК четко разъяснило: наличие имущества на ВОТ не является основанием для закрытия доступа к декларациям. Как, кстати, и проживание в оккупации родственников декларантов. Исключением являются только члены семьи – муж или жена, несовершеннолетние дети, а также родители декларанта – но только в том случае, если они указывались в предыдущих декларациях. Не было о них упоминания как о членах семьи в декларациях за 2021-2023 годы — нет и оснований для их изъятия.

Забег в поддержку оккупированных громад, Одесса, сентябрь 2025 года. Фото: Херсонская ОГА
Как происходит процесс закрытия доступа к декларациям? Субъект декларирования представляет письменное обращение к руководителю или заместителю руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, где он работает. А уж тот обращается с представлением в НАПК. При этом агентство не проводит проверку обоснованности оснований для изъятия доступа к декларации: за достоверность всех данных в представлении отвечают именно руководители органов власти и ОМС. Агентство может оставить представление без рассмотрения по чисто формальным основаниям – например, на нем забыли поставить подпись или печать. Об этом говорится в приказе НАПК об утверждении порядка изъятия деклараций.
В то же время НАПК не ведет ни какой статистической отчетности по полученным, удовлетворенным и не удовлетворенным представлениям об изъятии деклараций из открытого доступа. Об этом ЦЖР сообщила Юлия Новикова, руководитель отдела рассмотрения обращений и доступа к публичной информации управления формирования правовых позиций по вопросам декларирования и конфликта интересов НАПК.

Начальники военных администраций Бериславского района, октябрь 2025 года. Фото: Бериславская районная ВА
Кто платит зарплату начальникам военных администраций?
Военные администрации – это временные государственные органы исполнительной власти, действующие на период военного положения. Первой местной военной администрацией (далее – ВА) в Херсонской области стала Геническая городская ВА – президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о ее образовании 3 июня 2022 года.
Часть из 49 созданных на Херсонщине военных администраций населенных пунктов возглавили законно избранные председатели местных громад, должностные лица, предложенные облгосадминистрацией, а также военнослужащие, предложенные Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины.
В последнем случае начальники местных ВА – действующие военнослужащие – до недавнего времени получали денежное довольствие от Министерства обороны Украины. Из открытых источников известно, что таких руководителей в Херсонской области в 2024 году было по меньшей мере пятеро, вместе с Романом Мрочко, тогдашним начальником Херсонской ГВА.
С 12 мая 2025 года денежное довольствие начальникам местных ВА и одновременно действующих военнослужащих платят военные администрации, в которые они командированы. Так, со ссылкой на постановление правительства от 9 мая 2025 года в ответе на наш запрос объяснил Валерий Мельниченко, начальник Виноградовской сельской ВА Херсонского района.
Мельниченко — единственный действующий военнослужащий и начальник местной ВА Херсонщины, декларация которого изъята из публичного доступа. Декларации других его коллег-военных, которые возглавляли или до сих пор возглавляют военные администрации в области, есть в публичном доступе. А именно: уже упомянутого Романа Мрочко, предыдущего начальника Херсонской МВА, Сергея Кухты, начальника Скадовской ГВА, Алексея Баткалова, начальника Бехтерского сельской ВА Скадовского района и Николая Яценко, начальника Тягинской сельской ВА Бериславского района.

Валерий Мельниченко (в центре), Черновцы, апрель 2025 года. Фото: Херсонская районная ВА
Кто «закрыл» свои декларации
Начальники 15 из 49 военных администраций населенных пунктов Херсонщины изъяли свои декларации из публичного доступа. Среди них руководители ВА тех громад, которые находятся на левобережной временно оккупированной территории области, а также освобожденных громад из правобережной части области, страдающих от российских обстрелов.
К первой категории относятся: Виталий Кривчик, начальник Нижнесерогозской поселковой ВА, Виктор Дебелый, начальник Ивановской поселковой ВА, который сйчас подозревается в систематической взяточничестве с подчиненных и Сергей Перетятько, начальник Новотроицкой поселковой ВА. Все эти администрации из Генического района.

Виктор Дебелый (справа), август 2025 года. Фото: Facebook/Віктор Дебелий
Из Каховского района отсутствуют в публичном доступе декларации: Вячеслава Мирошниченко, начальника Чаплинской поселковой ВА, Виталия Немерца, начальника Каховской городской ВА, Евгения Позняка, начальника Зеленоподской сельской ВА, Артура Давыдова, начальника Верхнерогачицкой поселковой ВА.
Отсутствуют декларации и Валерия Брусенского, недавно уволенного начальника Новокаховской городской ВА. При этом декларации Олега Тарабаки, его бывшего первого зама, а ныне нового начальника Новокаховской ГВА доступны.
Со Скадовского района нет доступа к декларации Светланы Линник, начальницы Голопристанской ГВА. Из Бериславского района – Александра Левечко, начальника Новоалександровской сельской военной администрации.
Из Херсонского района, кроме уже упомянутого Валерия Мельниченко, нет публичного доступа к декларациям Александра Бабуцкого, начальника Станиславской сельской ВА, Игоря Дударя, начальника Чернобаевской сельской ВА и Игоря Островного, начальника Белозерской поселковой ВА.
Существенный момент: начальники всех военных администраций, созданных в громадах, находящихся на ВОТ, работают с подконтрольной правительству Украины территории, причем далеко не обязательно на свободной части Херсонской области. К примеру, Виталия Немерца, начальника Каховской ГВА часто можно встретить в Киеве, где действует один из центров поддержки внутренне перемещенных лиц Херсонской области. В этом же центре на постоянной основе работают несколько десятков сотрудников военных администраций и местных советов из Каховской, Тавричанской и Каланчакской громад.
Руководители остальных местных военных администраций из ВОТ Херсонщины «разбросаны» по другим громадам и областям Украины, откуда продолжают выполнять свои обязанности.

Представители Тавричанской сельской ВА на фестивале борща в Хмельницкой области, сентябрь 2025 года. Фото: Херсонская ОГА
«Мне нечего скрывать от людей»
Опрошенные нами руководители местных военных администраций подтверждают, что воспользовались правом изъять декларации своих или своих подчиненных и публичного доступа из-за постоянного пребывания на территории ведения активных боевых действий или наличия членов семьи, которые находятся в оккупации. Однако далеко не все пошли по такому пути.
Николай Ризак, начальник Таврической городской ВА, которого весной 2022 года российские оккупанты незаконно лишали свободы, утверждает, что ему даже в голову не приходило закрывать доступ к своей декларации. Не воспользовался таким правом ни один из сотрудников возглавляемой им администрации.
«Честно, не хочется даже время на это тратить. Я понимаю тех, кто имеет родню на оккупированной стороне и потому может чего-то бояться. А чего мне уж бояться? Я и так потерял все, что у меня было. Моя жизнь у всех перед глазами и мне нечего скрывать», — сказал Николай Ризак.

Николай Ризак (справа), начальник Таврийской городской военной администрации, август 2025 года. Фото: Таврийская городская ВА
Не изымала свои декларации из открытого доступа и Ирина Гончарова, секретарь Каховского городского совета, которая владеет имуществом на оккупированной территории.
«Когда российские оккупанты захватили наш город, они уже точно знали, где я живу. В 2022 году они ворвались ко мне, схватили и держали в застенке. Поэтому я не вижу никакого смысла в сокрытии деклараций из-за наличия дома или квартиры на оккупированной территории. Потому что в публичной части декларации адрес всегда был скрыт, а оккупантам он и так известен. Я после выезда из оккупации продолжаю работать чиновником, поэтому моя работа должна быть прозрачной. Закрывать свою декларацию я не собираюсь», – сказала Ирина Гончарова.
Итак, резюмируем. Практика применения действующего законодательства позволяет изымать декларации из публичного доступа практически по любым основаниям. Решение об этом принимают непосредственно руководители органов власти и местного самоуправления, и никто, в том числе и НАПК, не проверяет правомерность этих оснований, как и достоверность поданных документов. Не проверяется и прекращение оснований для «закрытия» деклараций, так что рассчитывать на полное восстановление их в публичном доступе мы можем только после завершения войны и отмены военного положения.
В то же время, информация о заработной плате лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления, к которым относятся руководители ВА, была и остается публичной, поскольку должностные лица получают ее из государственного бюджета. Как говорится в ч. 5 ст. 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации», доступ к такой информации не может быть ограничен. Ни эту, ни другие нормы этого закона во время военного положения никто не отменял и не приостанавливал.
Поэтому ЦЖР обратился с запросами о полученной заработной плате к начальникам местных военных администраций Херсонщины, декларации которых изъяты из публичного доступа. Что из этого вышло – читайте в следующем материале, где мы покажем рейтинг доходов с основного места работы этих должностных лиц.
Публикация создана в рамках проекта Института освещения войны и мира (IWPR) «Усиление общественного контроля» при финансовой поддержке Норвегии.