Руководители местных военных администрации (далее – ВА) Херсонщины в прошлом году в среднем получали зарплату от 16 до почти 110 тысяч гривен в месяц. Большинство из них получают в среднем от 70 до 90 тысяч гривен ежемесячно.
Об этом Центру журналистских расследований стало известно из обнародованных деклараций и ответов на присланные запросы от местных военных администраций, руководители которых изъяли свои декларации из публичного доступа.
Отказались предоставлять информацию о получаемой за счет налогоплательщиков зарплате руководители двух ВА – Тавричанской сельской и Каховской городской. Еще одна Белозерская поселковая ВА вообще не дала ответа на наш запрос.
В предыдущей публикации мы объясняли, почему начальники местных военных администраций Херсонщины изымают свои декларации из публичного доступа, иногда не имея на это законных оснований. Теперь мы разбирались, какую зарплату они получают и почему некоторые из них скрывают информацию о ее размере.
Какая зарплата у начальников военных администраций Херсонщины
Наибольшую зарплату среди руководителей 49 местных ВА Херсонщины в прошлом году получал Руслан Русаль, начальник Чулаковской сельской ВА Скадовского района – в среднем почти 110 тысяч гривен в месяц.

Руслан Русаль, начальник Чулаковского ВА. Фото из соцсетей
В ТОП-10 наиболее оплачиваемых должностных лиц такого уровня вошли: Светлана Линник, начальница Голопристанского городской ВА Скадовского района – почти 97 тысяч грн. Любовь Минько, начальница Миловской сельской ВА Бериславского района – около 96 тысяч грн. На четвертом месте Роман Мрочко, тогдашний начальник Херсонской городской ВА – почти 96 тысяч грн.
Игорь Дудар, начальник Чернобаевской сельской ВА Херсонского района – около 94 тысяч грн. Александр Алчиев, начальник Бериславской городской ВА – около 93 тысяч грн. Александр Бабуцкий, начальник Станиславской сельской ВА Херсонского района – около 90 тысяч грн.
На восьмом месте Валерий Брусенский, тогдашний начальник Новокаховской городской ВА – почти 89 тысяч грн. Александр Левечко, начальник Новоалександровской сельской ВА Бериславского района – около 88 тысяч грн. Игорь Пидгородецкий, начальник Музыковской сельской ВА Херсонского района, получал чуть меньше, но тоже около 88 тысяч грн.
Восемь начальников военных администраций Херсонщины в среднем получали зарплату от 81 до 89 тысяч грн. Руководители еще девятнадцати ВА получали зарплату от 70 до 80 тысяч гривен в месяц.
Самые маленькие зарплаты в 2024 году получали: Сергей Перетятько, начальник Новотроицкой поселковой ВА Генического района – около 50,5 тысяч грн. Людмила Костюк, начальница Кочубеевской сельской ВА Бериславского района – почти 50 тысяч грн.
Николай Яценко, начальник Тягинской сельской ВА Бериславского района – почти 28 тысяч грн. Сергей Кухта, начальник Скадовской городской ВА, получал в среднем около 22 тысяч грн. А Алексей Баткалов, начальник Бехтерской сельской ВА Скадовского района – около 16 тысяч грн в месяц.

Алексей Баткалов, начальник Бехтерской сельской ВА Скадовского района (слева), октябрь 2025 года. Фото: Facebook/Децентралізаційний марафон
Как видим, зарплаты трех последних руководителей военных администраций Херсонской области были значительно меньше, чем у остальных их коллег. Это связано с тем, что денежное довольствие как действующим военнослужащим в то время им выплачивало Министерство обороны Украины. Из открытых источников известно, что таких руководителей в регионе в 2024 году было не менее пяти, вместе с Романом Мрочко, тогдашним начальником Херсонской ГВА.
С 12 мая 2025 года денежное довольствие начальникам местных ВА и одновременно действующих военнослужащих платят военные администрации, в которые они командированы. Так, ссылаясь на постановление правительства от 9 мая 2025 года, в ответе на наш запрос пояснил Валерий Мельниченко, начальник Виноградовской сельской ВА Херсонского района.
Поскольку его декларация изъята из публичного доступа, из ответа на наш запрос о публичной информации известно только, сколько получает Валерий Мельниченко сейчас. В течение мая – августа 2025 года ему выплатили денежное довольствие размером 293,5 тысяч гривен, или в среднем 73,4 тыс. грн в месяц.
Всю указанную информацию о зарплате или денежном довольствии начальников местных ВА Херсонщины мы взяли из их деклараций и ответов на наши запросы, которые мы направляли в те военные администрации, руководители которых изъяли свои декларации из публичного доступа.
Таблиця зарплатОднако некоторые должностные лица проигнорировали наши запросы. Не дождавшись ответов, мы обратились к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека с жалобой о нарушении Закона Украины «О доступе к публичной информации».
Впоследствии Василий Донец, представитель Омбудсмена в Херсонской области сообщил, что на основании нашего обращения им принято решение об открытии производства в соответствии с Положением о порядке осуществления производства Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делам о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Уже после этого мы получили подробные ответы с запрашиваемой информацией от представителей Станиславской и Чернобаевской сельских ВА, а также отказ в ответе от Каховской городской ВА.
Никакого ответа на наши обращения мы не получили только от Белозерской поселковой ВА, которуя возглавляето Игорь Островной.

Руководители громад и районов Херсонской области, октябрь 2023 года. Фото: Facebook/Олександр Прокудін
Тавричанка и Каховка: зарплата как «угроза национальной безопасности»
Угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности, конституционному строю и общественному порядку в Украине увидела в нашем запросе предоставление информации о своей зарплате Татьяна Ющенко, начальница Тавричанской сельской ВА Каховского района.
Она одной из первых направила ответ на наш запрос. В этом документе на шести страницах чиновница путано и долго объясняет, почему она не хочет предоставлять информацию о том, сколько ей платят украинские налогоплательщики.
Ее ответ может шокировать неподготовленного читателя описаниями нарушений законов и обычаев войны и другими деталями, о которых не было ни одного упоминания в данном запросе. В частности, чиновница написала, что у представителей военной администрации на ВОТ левобережной Херсонщины остались «сестры, братья, племянники, знакомые и т. д.», которым грозит разоблачение и зверства со стороны оккупантов.
«Тавричанская сельская ВА пришла к выводу о том, что разглашение запрашиваемой информации [о зарплате руководителя администрации] может привести к выявлению вышеуказанных лиц, находящихся на территории оккупированной левобережной Херсонщины, может нанести им существенный вред — задержание, допросы, пытки, смерть, может привести к нанесению значительных ущерба граждан. Поэтому вред гражданам Украины, которые находятся на ВОТ, является существенным и вред от предоставления информации преобладает над общественным интересов в ее получении», — написала Татьяна Ющенко.
005Ответ Татьяны Ющенко, начальницы Тавричанской сельской ВА по запрос
По ее словам, «публичная информация о деятельности органов государственной власти и их работников из-за военной агрессии Российского государства против Украины может представлять угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на ВОТ, «причинять преступления и быть угрозой национальной безопасности». Поэтому, якобы, подлежит ограничению.
«Указанные действия направлены только на сохранение жизни и здоровья людей», – считает Татьяна Ющенко..

Татьяна Ющенко, начальница Тавричанской ВА, июнь 2025 года. Фото: Facebook/Центр допомоги херсонцям “Вільні разом”
Подобный отказ после обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека мы получили от Каховской городской ВА, которая и раньше игнорировала наши запросы о доступе к публичной информации. Правда, в предыдущие годы игнорировали наши запросы и другие местные военные администрации Херсонщины. Корреспондентам даже звонили представители государственных органов власти и говорили, что отвечать они не будут, поскольку информация о зарплате должностных лиц с ВОТ Херсонщины якобы составляет государственную тайну, а ее предоставление якобы представляет угрозу для этих людей.
«На ВОТ Херсонщины остаются близкие родственники отдельных работников Каховской городской громады – братья, сестры, родители, дети, племянники, знакомые и имущество. Обнародование персональных данных о доходах может повлечь тяжкие последствия: похищение, пытки, лишение свободы или даже смерть этих граждан. Таким образом, разглашение запрашиваемых данных создает прямую угрозу их жизни, здоровью и безопасности», — написал в своем ответе-отказе Виталий Немерец, начальник Каховской городской ВА и законно избранный городской голова Каховки.
И он, и Татьяна Ющенко пообещали предоставить информацию о получаемой в 2024 году зарплате только «после деоккупации левобережной Херсонщины или изменения обстоятельств».

Виталий Немерец, начальник Каховской ВА, май 2025 года. Фото: Каховська міська громада
«Посадовці видумали причину, щоб не надавати відповіді на запит»
В своем ответе Виталий Немерец, как и Татьяна Ющенко, ссылаются на решение Европейского суда по правам человека, Закон Украины «О предотвращении коррупции», который разрешает должностным лицам при определенных условиях изымать их декларации из публичного доступа. Хотя упоминание Немерца об имуществе на временно оккупированной территории дает повод предположить, что не все должностные лица Каховской городско ВА изымают свои декларации из публичного доступа на законных основаниях. Тем более что Национальное агентство по предотвращению коррупции почти два года назад четко разъяснило: наличие имущества не является основанием для «закрытия» деклараций.
Аргументы Виталия Немерца относительно непредоставления информации о зарплате своей и своих подчиненных выглядят, мягко говоря, притянутыми за уши и потому, что сразу два члена его команды и заместители городского головы — Иван Орехов и Владимир Рагулин — не изымали свои декларации из публичного доступа, поэтому с размером их зарплат может ознакомиться каждый желающий.
Более того: украинское законодательство вообще не предусматривает никаких ограничений доступа к публичной информации в условиях военного положения, кроме существовавших до полномасштабного вторжения России в Украину. А Закон Украины «О доступе к публичной информации» еще и прямо говорит: «не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, в том числе к копиям соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц, получивших эти средства или имущество».
008 (1)Ответ начальника Каховской городской ВА Виталия Немерца на наш запрос
Закон Украины «Об информации» также определяет, что к информации с ограниченным доступом не могут быть отнесены сведения об использовании публичных средств распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов. Закон Украины «О защите персональных данных» утверждает: не являются конфиденциальными персональные данные, касающиеся осуществления должностных или служебных полномочий лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления. Именно ими являются начальники военных администраций и их подчиненные.
Ссылка же должностных лиц на решение Европейского суда по правам человека выглядит абсурдной, поскольку речь шла о неправомерности отказа истцам в предоставлении запрашиваемой информации.
Чиновники из Каховки и Тавричанки, которые почему-то боятся предоставлять информацию о размере своей зарплаты, частично правы в одном — когда вспоминают о предоставленном законодательством праве ограничивать доступ к информации. В статье 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации» говорится, что для этого должна быть соблюдена совокупность трех требований или трехсложного теста. Первое – если это делается исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или уголовных правонарушений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности. Второе – разглашение информации может нанести существенный вред этим интересам. И третье – вред от обнародования такой информации преобладает общественный интерес в ее получении.
Условием для применения начальниками местных военных администраций перечисленных норм могло быть, например, их физическое пребывание на временно оккупированной территории на момент предоставления ответа. В этом случае обнародование информации об их должности, начисленной зарплате и уплаченных налогах могло бы действительно, по выражению Татьяны Ющенко из Тавричанской сельской ВА, нанести существенный ущерб со стороны российских оккупантов. Однако, как известно, все руководители местных ВА Херсонщины находятся на подконтрольной правительству Украины территории. Так что этот аргумент здесь не подходит.

Онлайн-совещание с представителями громад Херсонщины, октябрь 2025 года. Фото: Херсонская ОВА
Описанное выше полностью подтверждается судебной практикой. Суды уже во время полномасштабной войны не раз признавали, что информация о зарплате должностных лиц «никоим образом не влияет на защиту интересов национальной и территориальной целостности государства» и признавали неправомерным непредоставление этой информации. Например, как объяснил в своем решении от 14 декабря 2022 года Одесский окружной административный суд, такая информация касается конкретного работника органа государственной власти, получающего зарплату из госбюджета Украины. Об этом говорится и в решении Черниговского окружного административного суда от 19 декабря 2022 года в иске о непредоставлении информации о зарплатах должностными лицами Сосницкого поселкового совета Черниговщины. Последние также прикрывались военным положением и какой-то призрачной угрозой из-за использования этой информации врагом. Но суд признал их действия противоправными. И подобных примеров можно привести еще десятки.
По мнению Оксаны Максименюк, медиа-юристки и руководительницы юридического направления Института развития региональной прессы, начальники Каховской и Тавричанской ВА просто выдумали причину, чтобы искусственно ограничить доступ к данным о своей зарплате, что является публичной информацией.
«Все их объяснения, почему они не предоставляют эту информацию, не соответствуют никаким нормам украинского законодательства и никак не обоснованы. Ведь даже в условиях военного положения доступ к публичной информации может быть ограничен в исключительных случаях и только при применении трехсложного теста. Судя по ответам чиновников, они пытались его применить, потому что что-то где-то о нем слышали. Однако применили они этот тест неправильно, никак не обосновывая, почему вред от распространения информации об их зарплате будет превалировать над общественным интересом. Здесь же общественный интерес явно преобладает, тем более что все они являются публичными лицами. Да и информация об их зарплатах никоим образом не влияет на национальную безопасность и не влияет на безопасность находящихся на временно оккупированной территории родственников», — пояснила Оксана Максименюк.
Также необоснованным она назвала требование начальников некоторых местных ВА Херсонской области не обнародовать данные об их зарплатах, хотя они и предоставили эту информацию в своих ответах на наши запросы.
Впрочем, большинство должностных лиц даже и не думали придумывать велосипед и предоставили информацию, о которой у них спрашивали. А некоторые из них пошли на опережение и недавно сами стали обнародовать информацию о своих зарплатах — такие, как председатель Херсонской областной военной администрации и его заместители.
Другие чиновники в ответах на наши запросы прямо указали, что у них нет никаких оснований скрывать информацию о своей зарплате. Как написал в своем ответе Иван Дударь, начальник Аскания-Новой поселковой ВА Каховского района, «органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины».
К сожалению, с этим своим долгом ознакомлены далеко не все украинские чиновники.
P.S. Уже после выхода материала с нами связались представители Белозерскоq поселковоq ВА и сообщили, что вовремя послали нам ответ на запрос. Однако, как выяснилось, они ошиблись с адресом, поэтому этот ответ мы не получили. В конце концов, нам послали его снова. Средняя зарплата Игоря Островного в 2024 году составила 85 310 гривен в месяц, за весь 2024 год – 1 023 715 гривен. Поэтому в обнародованном нами рейтинге он должен занять 14 место между Николаем Ризаком и Татьяной Гасаненко.
Публикация создана в рамках проекта Института освещения войны и мира (IWPR) «Усиление общественного контроля» при финансовой поддержке Норвегии.


