На прошлой неделе правительство Крыма обнародовало концепцию госпрограммы по развитию территории Западного Крыма до 2020 года. Планы амбициозные, суммы планируемых инвестиций для Крыма – невиданные: будущая программа весит девять миллиардов гривен. Но, учитывая уникальность и большое количество незадействованных рекреационных ресурсов и свободного от застройки побережья в Черноморском и Сакско-Евпаторийском регионах, намерения вполне реалистичны. Но пока проект только в стадии концепции, эти самые ресурсы намереваются безоглядно выкачивать весьма предприимчивые люди. В начале июля в «Центр журналистских расследований» обратились предприниматели, работающие на Донузлаве, а в Ассоциацию «Экология и мир» — жители поселка Мирный и дачники с Южной косы озера. Повод для тревоги один: на территории косы, которая находится в пользовании портопункта Евпаторийского морского торгового порта, в прибрежной полосе ведутся работы, которые в случае хорошего шторма могут привести к экологической катастрофе.
Котлован-воронка
На оконечности косы, на площади в 1,7 гектара вырыта так называемая пескояма для перевалки песка, добычу которого планируют значительно увеличить. На донузлавский песок появился спрос: для строительства олимпийских объектов с Сочи, по некоторым данным, необходимо от семи до девяти миллионов тонн песка. Эта цифра становится весомей в соотношении с другой: по официальным данным запасы песка в озере Донузлав составляют около 11 миллионов тонн. Крымские ученые и экологические организации уже несколько лет требуют уменьшения и полного прекращения добычи песка в Донузлаве, поскольку это ведет к сокращению пляжей – знаменитых золотых песков.
Лицензии на добычу песка в карьерах Донузлава имеют всего три хозяйствующих субъекта: Евпаторийский порт и две частные фирмы из Севастополя – «Южная инвестиционная компания» и «СэндИнтерМарин». Конечно же, каждый из них готов был бы воспользоваться конъюнктурой и продавать добываемый песок в Сочи. Но владелец самой большой квоты и технических ресурсов для добычи песка – государственный порт – решает иначе. Порт заключает договор не со строителями олимпийских объектов, а с малоизвестной ранее фирмой из Скадовска, которая уже начала поставку донузлавского песка в Сочи. Причем договор – просто кабальный, и по ряду моментов, на наш взгляд, нарушающий законодательство, как и действия, последовавшие за его заключением. Но оказалось, что этот договор и рытье пескоямы на Южной косе – только ниточка из целого клубка проблем этого региона.
Южная коса, «выплывающая» из поселка Мирный, полностью ему не принадлежит. От объездной дороги поселка сразу начинаются земли Сакского района. И одна сторона косы застроена коттеджами и мини-пансионатами членов нескольких дачных кооперативов, один из которых, кстати, возглавляет генерал Разумовский – бывший глава МЧС автономии. Но от шлагбаума портопункта Евпаторийского морского торгового порта и до окончания косы – снова земли Мирновского поссовета. Сам поселок Мирный с 1996 года входит в административные границы Евпатории. В общем, в административно- территориальном устройстве этого региона, как говорится, и черт ногу сломит, и к этой проблеме мы еще вернемся. Но сразу же заметим, что деятельность портопункта «Крымский» на участке косы абсолютно незаконна – у Евпаторийского порта нет правоустанавливающих документов на пользование землей и его нахождение здесь можно смело назвать самозахватом и незаконным ведением хозяйственной деятельности.
Тем не менее, деятельность на территории портопункта заметно активизировалась: в июне напротив причала был вырыт огромный котлован – так называемая пескояма, предназначенная для перевалки добытого в озере песка. По словам заместителя городского головы Мирного Анатолия Симеха, цель сооружения пескоямы — складирование песка с дальнейшей реализацией. «Объемы, которые планируется добывать, будут увеличены в несколько раз. И соответственно, для того, чтобы не загромождать причал и сооружения, которые там есть, была спланирована пескояма. Сюда будет перебрасываться с кораблей песок, вода будет сходить, и затем его будут отгружать для дальнейшей транспортировки», — говорит Анатолий Симех.
Комиссия, образованная исполкомом поссовета, составила акт о сооружении котлована на площади в 1,7 гектара и работах по подготовке площадки для еще одного – площадью в 40 соток. При этом были вырублены около ста деревьев разных возрастов и диаметра, обломки которых были свалены у второй площадки , а часть захоронена в песке.
По мнению руководителей Мирного и Евпатории, которые ссылаются на выводы ученых, рытье огромных котлованов на косе и увеличение добычи песка в озере могут повлечь настоящую катастрофу – Южную косу просто размоет штормами. «Фактически вода сможет полностью размыть косу. И тогда на месте порта уже будет просто вода. — говорит заместитель городского головы Евпатории Сергей Стрельбицкий. — А если учитывать, что на косе создан рекреационный комплекс, который включает в себя несколько кооперативов, то это может привести к серьезным последствиям».
По обращениям поссовета Мирного, на косе и в Евпатории теперь работают всевозможные проверяющие – от прокуратуры до экоинспекции. Но на сегодня о результатах этих проверок и каком-либо реагировании ничего не известно.
Работы на косе, как уже говорилось, производились якобы в соответствии с договором, который прежний начальник порта – Тимур Кондратьев подписал в мае этого года с ООО «Скадовская морская торговая кампания». Договор подписывался, по сути, на обычную продажу фирме песка, который порт добывает. Однако менее чем через месяц сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору поставки товара. И здесь уже начинается творчество. Порт обязуется создать возможности для установки технологического оборудования для отсева и перевалки песка в соответствии с картой намыва, а также дает согласие на то, чтобы покупатель пользовался карьером порта и сам добывал песок и сам его грузил-перегружал. Заметим при этом, что лицензии на добычу песка на Донузлаве у скадовской компании нет.
Новый начальник Евпаторийского порта Евгений Серопянц уверяет, что с его приходом сооружение пескоямы было прекращено. «Я встречался с людьми. И я сказал так: поставка на Сочи песка – очень выгодное дело, но все должно быть «згідно чинного законодавства» — рассказывает начальник порта. — . Вы должны предоставить проект, проект должен быть согласован во всех службах, инстанциях. Вы должны предоставить рабоче-технологическую карту перегрузки. И только после этого мы можем о чем-то говорить. Но самая большая проблема в том, что карта намыва была размещена на территории Мирненского поссовета, а он об этом ничего не знал!».
По словам Евгения Серопянца, скадовская фирма собрала оборудование и с косы ушла. Однако сомнительный с точки зрения закона договор порт разрывать не намерен!
«Я не могу разорвать договор в одностороннем порядке, потому что последует санкция, предусмотренная пунктом 9.5 дополнительного соглашения», — сокрушается начальник Евпаторийского порта, который уверен, что договор умрет естественной смертью. — «Я имею в виду, что они сворачиваются и уходят, а договор перестанет действовать после 31 декабря».
Но Евгений Сергеевич зря надеется, что с боем бокалов с шампанским в новогоднюю ночь действие договора закончится само собой – он бессрочный, и действует до полного выполнения условий сторонами. А еще одним пунктом июньского допсоглашения к договору предусмотрено: кроме того, что порт, по сути, сдает свой карьер на Донузлаве для добычи песка фирме, не имеющей на то лицензии, ей же дается разрешение на проведение ремонтных работ на причале Южной косы. Цель – организация приема многотоннажных (до 10 тысяч тонн) судов. Потребность в создании таких условий понятна – увеличение добычи, перевалки и отгрузки песка, в том числе и для нужд олимпийских объектов в Сочи.
Евгений Серопянц говорит, что порт заинтересован и сам поставлять песок россиянам, правда, от них еще реальных предложений о сотрудничестве не было. Однако, имея такой договор, ни о каких действиях напрямую уже речи быть не может: скадовской кампании позволено добывать песок на карьере порта, ей же, по сути, был отдан и причал, и возможность сооружения огромной пескоямы на свободной территории портопункта (которой, не забываем, порт пользуется незаконно). И разорвать этот невыгодный и сомнительный договор порт по своей инициативе как бы не может. Согласно пункту 9.5 допсоглашения, в случае досрочного разрыва договора по инициативе порта, он должен будет компенсировать скадовской кампании все затраты, связанные с установкой оборудования, ремонтом причала, намыва песка и т.д.
Однако ситуация не совсем безнадежная: иск в суд о признании договора незаконным и ничтожным может подать в интересах государства прокуратура. Которая, к тому же, должна будет и дать правовую оценку действиям должностных лиц, подписавших такой договор и позволивших вести деятельность на земле поссовета без его разрешения. Поэтому пункт 9.5 не такой уж и капкан, как нам представляют.
Тем более, что работать такой договор мог только в тени. Сейчас, когда история становится достоянием общественности и предметом проверок правоохранительных органов, несоответствия закону и порядку организации таких работ лезут со всех сторон. «Я не могу представить, что какой-то уважающий себе институт мог сделать проект, по которому пульпа, попадая на карту намыва, не будет разрушать берег. Это техногенная катастрофа, никто этого не поддерживал. Порт создал комиссию, в котором четко написал, что это противозаконно, неправильно. На Сочи – да, кораблями – да, карта намыва – нет», — говорит сегодня Евгений Серопянц.
Но чтобы закон присутствовал по всей цепочке, а не только в ее отдельных звеньях, надо начинать с главного – узаконивания деятельности самого порта на территории Южной косы. До этого власть Мирного обещает не согласовывать порту никаких проектов на земле своей громады. «Пока не будет четко разработана программа развития этой территории, пока не будут учтены интересы территориальной громады, и мы не найдем точки соприкосновения в развитии, я думаю, что вопрос будет стоять в таком же варианте как сейчас. Как бы кто ни хотел захватить. Все равно это земли Мирненского поселкового совета в границах населенного пункта. Это наша обязанность – защищать то, что у нас есть», — говорит заместитель городского головы Мирного А.Симех.
Начальник порта Е.Серопянц уверяет: необходимые действия для оформления законной деятельности на территории Южной косы предпринимаются. Министерство дало наказ создать рабочую группу. Но такие группы работали уже не раз. И подобные решения правительством Украины также уже принимались. Но консенсус в наведении порядка с землей здесь нужно искать как минимум у четырех сторон, но закон здесь сегодня – не главный аргумент в споре. Над всем довлеют деньги – пока что призрачные, но большие.
Тени забытых прожектов
Идея строить на Донузлаве гражданский порт брезжила еще в советские времена, но здесь царствовали военные и они были против такого соседства. Первый подобный проект в суверенной Украине был инициирован Министерством транспорта Украины времен Георгия Кирпы и предприятия «Ферротранс» — дочки Полтавского ГОКа. Строительство портового комплекса предназначалось для перевалки сыпучих грузов, среди которых — железорудные концентраты, которые производит и экспортирует комбинат, бокситов, кокса. Планировалось также строительство терминала по перевалке и переработке сырой нефти, с нефтепродуктопроводом в 100 километров. Проект был вынесен на общественное обсуждение жителей поселков Мирное, Новоозерное и Евпатории. Общественный экспертный совет, включающий ученых Крымской академии наук, провел экспертизу проекта и вынес заключение: строить нельзя, поскольку реализация такого проекта принесет обострение экологических проблем, загрязнение воздушного бассейна и лечебных пляжей, разрушение природоохранной сети, как следствие — отток рекреантов и туристов.
В следующий раз призрак больших денег бродил над Донузлавом в 2004 году. В плену его чар оказались два президента Украины, а два премьера Крыма прямо лоббировали здесь строительство частного торгово-промышленного портового комплекса «Донузлав». Некоей британской оффшорке Atlantik Caspian Resources ВР Крыма даже согласовала землеотвод в 6,5 тысяч гектаров вокруг всего озера (землю решено было изъять у громад). Проект никому неведомой оффшорки негласно поддерживал президент Леонид Кучма, скорость его утверждения и согласования была космической, а в коридорах власти о нем предпочитали говорить шепотом. Объяснение тому простое: Atlantik Caspian Resources была афиллирована со структурами, подконтрольными могущественному и тогда, и сейчас Дмитрию Фирташу. Со сменой власти в Крыму начались земельные проверки и явно незаконное решение ВОР Крыма было отменено. Но идея осталась жива – президент Виктор Ющенко выдал указ о строительстве портового комплекса на Донузлаве, правда, там уже предполагалось долевое участие в проекте, где у государства была доля в 51 процент. И все это – невзирая на то, что экологи, местные власти и жители уверяли: порт будет замечательный, место здесь такое, что не прогадаешь, вот только детского курорта и золотых песков не будет. Либо перевалка сыпучих грузов и нефти – либо курорт. Под давлением прессы и общественности, экологов и органов местного самоуправления, объединивших свои усилия, во многом благодаря поддержке тогдашнего главы секретариата президента Олега Рыбачука президент Ющенко свой указ отменил. И от власти последующей мы уже слышали только осторожные и мудрые слова: порт евпаторийский на Донузлав перенесем однозначно, но перевозки – только контейнерные. И концепция развития Западного Крыма однозначно определяет приоритетное развитие в регионе рекреации и туризма, использования бальнеологии и экологически чистое земледелие. А вот на стене у начальника Евпаторийского порта мы увидели совсем другой путь развития этой части региона. Эскиз промышленно-торгового комплекса на Донузлаве почти один в один повторяет проект Atlantik Caspian Resources
«Зерновые, сахарные, контейнерный терминал, перевалка угля, руды, нефтетерминал, — перечисляет структуру грузов и терминалы будущего порта на Донузлаве Евгений Серопянц, — Современные технологии перегрузки сыпучих грузов позволяют не наносить вреда окружающей среде. Во всем мире работают, а мы что не можем? У нас европейская страна. Мы работаем по стратегии правительства. Пария сказала – мы сделаем!».
Итак, почти десятилетней давности дискуссия снова возвращается: портовики снова будут доказывать, что перевалка химии, угля и нефти может быть безопасной, а экологи и местные власти будут взывать к разуму и убеждать, что таким образом курортный регион будет погублен. «Город за то, чтобы перенести грузовой порт на Донузлав. Но в то же время мы всегда оговариваем, что это должны быть только контейнерные перевозки. У нас на плане развития города нанесена роза ветров. Посмотрите: фактически весь ветер, который дует в Евпаторию, дует как раз с района Донузлава. Если там сделать перевалку сыпучих грузов, то при хорошем ветре все это пойдет на все поселки и дойдет до Евпатории», — говорит замголовы Евпатории Сергей Стрельбицкий.
По словам начальника Евпаторийского порта Евгения Серопянца, проекта строительства порта на Донузлаве сегодня нет, есть только концепция. Следовательно, ТЭО, риски и выгоды еще никто толком не просчитывал – как и в предыдущих случаях, кстати. При этом ситуация загнана в тупик все тем же земельным вопросом – чудо стройка предполагается на землях местных громад. А жители и власти Мирного и Евпатории категорично заявляют: согласие портовикам на отвод земли будет дан только в том случае, если будут учтены интересы громады.
«То, что развитие порта принесет пользу Мирному – ни в проектах, нигде мы не видим. Мы видим только то, что добыча песка в Донузлаве влияет на антиуклоны в поселке Мирном, уходят пляжи. Слышим возмущения жителей поселка, потому что ни одной копейки не было потрачено на развитие инфраструктуры, — рассказывает заместитель городского головы Мирного Анатолий Симех. — На дорогах можно будет скоро снимать «Последний герой», особенно на объездной дороге, которая идет в Поповку и по которой люди идут на пляж – она окончательно разбита. Если раньше машины шли грузоподъемностью 10-15 тонн, то сейчас они ходят грузоподъемностью 30-50 тонн. В свою очередь это приносит вред дорогам, которые находятся в Евпатории. Они практически тоже плывут, потому что они не рассчитаны на такую грузоподъемность».
Может создаться впечатление, что герои нашей истории ходят по замкнутому кругу, а некоторые выступают в роли собаки на сене.
Порт не оформляет землю на Южной косе, потому что хочет много и строит большие планы, под которые пока что нет ни денег, ни реального бизнес-проекта.
Власти Мирного не соглашаются отводить землю порту, пока не увидят учет интересов громады, но и развиваться как курорт поселок не может – у него нет ни сантиметра пляжной зоны. На месте потенциальных коммунальных пляжей хозяйничает порт, а часть косы уже нарезана на участки для кооперативов и частников – там решения принимает Сакская РГА.
Власти Крыма строят большие и красивые планы по преобразованию региона, зазывая миллиардные инвестиции, но навести элементарный порядок в землепользовании не в состоянии. А это и невозможно априори, когда закон применяют избирательно.
Фото Дмитрия Низового