ПРИВАТизация по-крымски

Власть

Волна национализаций, принудительных выкупов имущества, да и просто откровенно рейдерских захватов, по-видимому, только набирает силу девятого вала. Не успел «Центр» подвести итоги в канун наступающего «полугодия крымской весны», как бизнес – от мелкого до олигархического – начал стремительно обретать новых владельцев. Под преамбулой «справедливости, прозрачности и заботы о крымчанах», разумеется. Но что-то уж очень знакомое всплывает в памяти откуда-то эдак из начала 90-х… Если ради «моих прав» нарушаются права других граждан – моих соотечественников и не только, да и еще представителями власти, хочется спросить: «А что же это такое происходит?».

А теперь о серьёзном — вспомним хронологию событий. В середине марта «Приватбанк» готов был работать в новых условиях и даже технически  готовился перейти на расчеты в рублях. Об этом сообщали операторы колл-центра финучреждения.

банки_6 (1)«У «Приватбанка» есть свои отделения в России, Грузии, Латвии, поэтому «Приватбанк» никому не продается, он и дальше будет функционировать как банк Украины, — сообщила оператор. — Он (банк) закрыт не потому что закрывается и перестает работать, а потому что надо добавить валюту. Можете не переживать, «Приватбанк» остается работать в Крыму, он никуда не перепродается», — говорилось в заявлении банка в тот период. Поэтому, крымские отделения  с 15 марта перестали обслуживать клиентов. «В связи с проводимыми техническими работами по модернизации комплексов банка с 15 марта сеть отделений «Приватбанка» АР Крым будет работать в технологическом режиме (обслуживание клиентов осуществляться не будет). Приносим извинения за временные неудобства», – говорили в техподдержке. 

Однако в конце апреля пресс-служба банка заявила о начале рейдерского захвата Центробанком России инфраструктуры «Приватбанка» в Крыму. «Попытки силовыми методами установить контроль над отделениями ПриватБанка в Крыму являются рейдерским захватом банка и в нынешних условиях ставят под сомнение возможность выполнения банком своих обязательств на территории полуострова», сказано в сообщении. Руководство банка обратилось к Владимиру Путину «перестать говорить языком угроз, шантажа и ультиматумов с руководством банка».

При этом, как утверждали в банке, на тот момент опечатанными в здании крымского филиала были $340 миллионов. Работали 2 филиала, которые обслуживали 790 тысяч частных и 12 тысяч корпоративных клиентов. Для них и гостей Крыма работали 337 отделений, 483 банкомата, 773 терминала самообслуживания и 11,3 тысячи POS-терминалов.

банки_4В настоящее время крупнейший в Украине «Приватбанк»  ведет борьбу за «национализируемое в Крыму имущество» в судебной плоскости, как в судах в Крыму, так и международных судах.

Напомним, имущество «Приватбанка» – не единственная «ценность» группы «Приват» на полуострове. В прошлом году «Центр журналистских расследований» обнародовал рейтинг владельцев крымских пляжей, в котором группа заняла второе место после Семьи Януковичей. Больше всего пляжей у группы «Приват» в Форосе, излюбленном месте отдыха ВИПов.

На последней внеочередной сессии Госсовета Крым было принято постановление о национализации имущества, принадлежащее олигарху Игорю Коломойскому и «Приватбанку». Представляя документ депутатам, Сергей Аксенов отметил, что «это наше моральное право и наш моральный долг провести такую национализацию. После этого имущество, принадлежащее господину Коломойскому, будет продано, и за счет этих средств будут погашены  средства вкладчиков «Приватбанка», превышающие 700 тысяч рублей, которые не попадают под закон «О возврате вкладов Российской Федерации».  

Правовая вакханалия в действиях руководителей Республики Крым  по отъему частной собственности под всеобщий «адобрямс» и аплодисменты быстро «перекрасившихся» крымских депутатов впечатляет.  Да еще и переходный период…

банки_9В апреле 85 из 295 отделений государственного «Ощадбанка» практически в один день перешли под контроль Российского национального коммерческого банка(241 место в рейтинге банков РФ). Не менее противозаконным образом 21 мая у банка были изъяты 32,5 миллионов гривен наличности из хранилища. В конце мая остальное имущество финансового учреждения было захвачено силами МВД РФ по предписанию Центробанка России. Сейчас крымский филиал со всеми отделениями и активами фактически национализирован оккупационным режимом. 

Всего же, если говорить о захваченной за этот период украинской собственности.

Украина лишилась 131 компании агропромышленного комплекса, (в т.ч. винодельческие заводы «Магарач» и «Массандра», завод шампанских вин «Новый Свет») и 27 объектов курортного имущества. Кроме того, парламент Крыма объявил собственностью республики расположенные на полуострове активы «Черноморнефтегаза», «Укртрансгаза» и Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами.

Начались захваты предприятий, подконтрольных другим украинским олигархам. Захвачен и перерегистрирован на московского владельца судостроительный завод «Залив» украинского бизнесмена Константина Жеваго. Рейдерски захвачено газоснабжающее предприятие «Крымгаз», которое контролируется структурами Дмитрия Фирташа. Совет министров республики единогласно принял постановление о принудительном выкупе хозяйственного имущества, так как газораспределительные сети полуострова уже национализированы ранее. Обещана национализация «Севастопольского морского завода», представляющего бизнес Петра Порошенко.

госсовет_1 (2)Крымские власти принудительно выкупают имущество в соответствие с принятым законом о выкупе стратегических объектов. 

К перечню объектов, уже определенных к принудительному выкупу, может присоединиться птицефабрика «Южная», которая входит в агропромышленный холдинг «Авангард».

Характер отъема разнообразен. От глобального в отношении олигархического капитала до примитивного в стиле 90-х: парковки и рынки.

Причин можно назвать несколько, остановимся на основных. О падении крымской экономики «Центр» сообщает регулярно, повторяться не будем. Проанализируем будущее. В соответствии с Программой «Социально – экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», Крым не только должен устранить ограничения транспортной инфраструктуры;  устранить ограничения и повысить качество энергоснабжения региона; устранить ограничения инженерной инфраструктуры; развить социальную сферу, но и обеспечить межнациональное согласие. Крым должен выйти на «самоокупаемость» после 2017 года. Однако сегодняшние реалии заставляют усомниться в таком будущем.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что прогнозируемая сумма поступлений налогов в этом году уже просчитана. Похоже, заявления министра финансов республики господина Левандовского о 40-50% самообеспечении полуострова к концу 2014 года «разбились» о суровую крымскую реальность провального лета, наступившую после «крымской весны».

бюджетА расходы бюджета–2014 «бездонны». На внеочередной сессии Госсовета РК принято очередное постановление о внесении изменений в бюджет: за счет средств федерального бюджета бюджет Крыма еще увеличивается на 2,3 млрд. рублей, которые будут распределены по всем отраслям экономики.

Расходы Крыма в 2015 году, не подтвержденные доходами, также покроются средствами федерального бюджета. Так, дополнительно к собственным доходам будут привлечены средства  в сумме около 56 миллиардов рублей. Что в более чем три раза превышает собственные доходы Крыма. Общие же расходы, предусмотренные крымским бюджетом, составляют 74 миллиарда рублей. 

«Откуда деньги?», — спросит реалист.  «Россия нам поможет!», — ответит оптимист. Только, как известно, ничего бесплатно в нашем мире не делается. К примеру, пока за счет пенсий граждан другой страны, которые когда-то и за счет чего-то придется заместить. А источник сверхприбылей скудеет. Косвенным подтверждением тяжелой экономической ситуации является то, что всех беженцев из Донбасса в Крым теперь отправляют в другие регионы России.

Как бы ни объясняли логику происходящего «власти» Крыма – события и их хронология говорят о том, что «приватовцы» шли на переговоры и пытались договариваться. Однако, как следует из фактов, «расчищалось» место для банков России. Ведь украинские банки для последних очень серьезные конкуренты в качестве и сроках предоставления услуг. В то же время, возникла острая необходимость «выудить» деньги у населения и хоть как-то «запустить»  варварски остановленную и обескровленную финансовую систему Крыма. А так как фондировать банковскую систему Крыма извне оказалось рискованно, был запущен «кругооборот» денег по практически замкнутой системе – через Фонд защиты вкладчиков.

ekonomit-semeinyj-budzhetНа сайте Фонда 12 мая появилась информация о том, что в соответствии с определением Центрального районного суда города Симферополя Фонд не только является доверительным управляющим имущества «Приватбанка», но и отныне владеет правами требования по кредитам банка физическим и юридическим лицам. С 26 мая Фонд объявил выплату компенсаций вкладчикам «Ощадбанка». С этой даты украинскому финучреждению запретил работать на полуострове своим решением Нацбанк России.

Как оказалось, иски к двум крупнейшим украинским банкам подавала прокуратура Крыма в связи «с неисполнением» последними своих обязательств по вкладам. Основанием для принятия мер прокурорского реагирования стали многочисленные обращения граждан, права которых были нарушены вследствие уклонения банковского учреждения от возврата вкладов. Это те самые заявки на получение компенсации через Фонда защиты вкладчиков.

Полная информационная «закрытость» всех без исключения процессов проверок и последующего изъятия частной собственности может свидетельствовать о предвзятости и правовой «скудости» в действиях нынешней крымской власти.  Либо «власть» хочет дать банальную «взятку» России — «национализированными» или выкупленными по смешным ценам да и еще по договорам 20–ти летней давности частными объектами, как это было проделано с «Заливом» и, ранее, с приморскими резиденциями.  Либо она идет на тот же «сговор» и надеется за счет этих объектов поправить преступные провалы в экономической политике. Вырисовывается и то и другое.

Ринат Ахметов

Ринат Ахметов

Но есть еще одна причина. Немаловажным фактором является и «игра на нервах» у олигархов, особенно чиновников, дабы их ослабить, склонить к измене. Как–то «обходят»  в своем агрессивном порыве крымские власти имущество самого богатого господина Украины – Рината Ахметова. Хотя к его «коллеге» Таруте – уже пришли. А ведь он, как и Коломойский,  тоже государственный служащий высокого ранга и имеет доступ к «тайнам» Родины.

Ну и конечно, не исключена личная обида. «3 марта наш акционер Игорь Коломойский дал оценку действиям Владимира Путина. Уже через два дня после этого (!) руководство России чуть не разрушило Москомприватбанк (дочерний банк ПриватБанка, который входил в топ-10 банков России по количеству пластиковых карт), введя в него временную администрацию по надуманному предлогу. Таким образом, нам дали понять, что не позволят больше нормально работать на территории России», — объяснял на своем веб-ресурсе Приватбанк.

Публичный ответ Путина последовал незамедлительно, а действенный – только сейчас.

Но не следует забывать, украинские олигархи – орехи «крепкие». По–видимому, договориться с ними так и не удалось. Олигархов понять можно, каждый день, каждое действие и просчет, каждый комментарий «крымской власти» складывается благодатным зерном в корзиночку их юридических служб в уже начатые кампании по возврату собственности. Их собственности, подтвержденной документами, установленными Законодательствами Украины и других государств. Право их собственности закреплено в государственных реестрах всех уровней.  Олигархи, в отличие от «стремительных» крымских властей, умеют выжидать и тщательно готовиться, а потом… Пожалуй, потом из зернышка может вырасти такое дерево, что в суде за право их собственности Крым придется отдать в виде уплаты за судебные издержки в международных судах. Можно с уверенностью предположить, на чью сторону встанет Международное правовое сообщество после обнародования фактов поддержки властями Крыма международного терроризма в форме передачи ДНР украденных у украинских банков наличных гривен.

Все вышеизложенные факты можно было бы объяснить «государственной» необходимостью и «борьбой» за права крымчан. Но когда в экономическое понятие рейдерский захват «вписывается» действия в отношении религиозных общин власти нужно задуматься о том, что же происходит на территории, за которую она несет полную ответственность.