Уже девятый месяц Крым живет в условиях российской оккупации. Все это время его пытаются перевести на «российские рельсы». Для этого в России в считанные дни после «референдума» успели не только принять закон о «присоединении» Крыма к РФ, но и создать Министерство по делам Крыма, а в самом Крыму – принять новую Конституцию.
В свою очередь, украинская власть хоть и продолжает заявлять, что полуостров – это территория Украины, за девять месяцев так и не смогла наладить механизм решения проблем крымчан, которые продолжают жить на оккупированной территории, и переселенцев, чей поток на материк не прекращается.
Министерство на словах
Первый после аннексии Крыма закон Украины, объявивший полуостров оккупированной территорией, был принят 15 апреля. То есть, через полтора месяца после его фактической оккупации Россией. Закон гарантировал зашиту прав и свобод граждан Украины на аннексированном полуострове, при этом статью о коллаборационизме, то есть, сотрудничестве с оккупантом, изъяли полностью, а правила ведения экономической деятельности отложили для специального закона. «Мы признаем Крым оккупированной территорией. Крым – это Украина, на него распространяются законы Украины. Кроме того, все коммунальное и государственное имущество на территории полуострова принадлежит Украине», – заявлял тогда министр юстиции Украины Павел Петренко.
К этому времени в России успела не только «присоединить» к себе полуостров законодательно, но и создать профильное министерство по делам Крыма, а в самой республике – принять новую Конституцию.
«В результате присоединения к России ни один житель Крыма и Севастополя ничего не должен потерять, только приобрести. Именно этого ждут от нас люди – создания условий для спокойной и достойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, ощущение того, что они являются частью сильной страны. И мы должны эти надежды оправдать», – отмечал премьер-министр России Дмитрий Медведев во время своей первой рабочей поездки в Крыма после аннексии.
Законом об оккупированной территории парламент Украины рекомендовал Кабмину создать специальный центральный орган власти по вопросам Крыма. И с этого момента начинаются затяжные дискуссии относительно того, что же собой должен представлять этот орган и кто его возглавит. Спикер и одновременно и.о. президента Александр Турчинов анонсирует создание отдельного министерства по делам Крыма. Эта тема широко обсуждается политиками общественностью.
Необходимость создания центрального органа власти, которое бы занималось крымской проблемой, было прописано в решении СНБО, но и оно правительством Арсения Яценюка исполнено не было.
Отдел без полномочий
В это время создается отдел по вопросам временно оккупированной территории и социальной адаптации граждан, но уже при Администрации президента Украины. Его возглавляет экс-представитель Нацсовета по телевидению и радиовещанию в Крыму Андрей Иванец. Однако через полгода отдел фактически упраздняют, в его штате остается два сотрудника – начальник и юрист.
«Положения об отделе нет, оно не утверждено. И оно не было утверждено в самом начале, потому что был переходный период, ожидали новое руководство в Администрации. И сейчас его тоже нет, насколько я знаю», – говорит экс-глава управления по кадровой политике и оккупированной территории Администрации президента Инна Онищенко.
Впрочем, итоги деятельности отдела до сокращения пока оценить сложно. Сам Иванец не нашел времени для интервью, но о своей работе рассказывают уволенные сотрудники.
«В функции нашего отдела входил мониторинг не только проблем жителей Крыма, но и вынужденные переселенцы, которые выезжают из Крыма, Донецка и Луганска, решение ими своих проблем на материковой Украине. Мониторинговые группы за два месяца работы выявили около восьми тысяч незарегистрированных лиц, 90% из которых проживают у своих родственников» – говорит экс-сотрудница отдела по оккупированной территории и социальной адаптации Людмила Щекун.
Инна Онищенко добавляет, что основным достижением этого отдела является работа над подготовкой закона об оккупированной территории.
Какой-либо информации о том, кто и как в администрации президента теперь будет системно заниматься Крымом, кому передадут функции и задачи упраздненного отдела неизвестно — в открытом доступе никаких решений не нашли. Правозащитнице Александре Дворецкой после письменных обращений в АП тоже удалось узнать немного.
Еще один орган, который должен заниматься проблемами оккупированной территории – Постоянное представительство президента Украины в Крыму, которое было передислоцировано в Херсон. Географическое расположение определяет и функционал – там , в основном, предоставляют помощь местным переселенцам и тем крымчанам, которые получили возможность пользоваться админуслугами невдалеке от границы Херсонщины и Крыма. Однако участие постпредства в выработке госполитики пока никак не проявляется. Хотя, возможно, из Херсона остальной части Украины плохо слышно.
Госслужба на бумаге
В Кабмине к крымскому вопросу подошли своебразно. Вот премьер-министр Арсений Яценюк публично обещает крымчанам поддержку. «Еще раз отдельно хочу обратиться к крымчанам. Мы обеспечим стабильность, никто и никогда не разделит Украину. Несмотря на то, что у нас есть языковые, религиозные и другие отличия, но мы едины в том, что у нас должна быть одна единая страна», – говорил он в феврале.
А в середине мая премьер-министр Украины подписывает распоряжение о создании ГП «Крымский дом» – для обеспечения защиты прав и свобод коренных народов и нацменьшинств Украины.
Но, как показало наше расследование, здание в Киеве по улице Суворова, 9, выделенное под «Крымский дом», находится в аварийном состоянии и погрязло в судебных тяжбах – на него положил глаз умеющий со всеми договариваться олигарх, намереваясь строить на месте памятника архитектуры – бывшего ипподрома – офисный центр.
Притом, судя по документам, Яценюк не мог не знать об этом, выписывая такой подарок «Крымскому дому».
В конце августа президент Порошенко назначает народного депутата Украины Мустафу Джемилева Уполномоченным по делам крымскотатарского народа. Однако положение об этой должности появится на свет лишь спустя три месяца. Следовательно, все это время лидер крымских татар продолжал общественную деятельность.
Отметим, что человеку из команды Джемилева – его советнику и зампреду Меджлиса Аслану Омер Кырымлы достался еще один пост, но уже при Кабмине. Кырымлы возглавляет департамент по вопросам Крыма и Севастополя. Но и о работе этого ведомства мало что известно.
В ответ на информзапрос «Центра» в ведомстве сообщили, что департамент обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти в части разработки подзаконных актов, касающихся оккупированных территорий и крымчан, готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы для Кабмина, осуществляет экспертизу и готовит экспертные заключения к проектам законодательных актов по вопросам оккупированных территорий и переселенцев и т. д.
В штате департамента работают пять человек.
Логику правительства понять трудно: не успел развернуть работу департамент, как Кабмин решает создать Госслужбу по вопросам Крыма, Севастополя и временно перемещенных лиц. Она появилась 5 августа. Но пока только на бумаге. Чиновники заявляли, что Госслужба заработает, как только будет назначен ее руководитель. Конкурс на замещение вакантной должности объявили еще в сентябре. Но он завершился ничем, говорит один из восьми претендентов.
«Этот конкурс затягивался. Его объявили, должны были проводить собеседования с претендентами в Кабинете министров. И вот все остановилось. Конкурс отменили и я так понимаю, что отменили вообще саму Госслужбу по вопросам Крыма», – говорит лидер «Евромайдан-Крым» Сергей Ковальский.
По его словам, власти не заинтересованы в создании центрального органа, который бы комплексно занимался проблемами крымчан, живущих на оккупированной территории, а также переселенцев. «Присутствовало достаточно серьезное лобби, в первую очередь, пророссийское. Определенный ультиматум, я думаю, был Верховной Раде. Поскольку в первую очередь, решаются сейчас бизнесовые и экономические вопросы, а также вопросы, которые интересны пророссийским организациям. Но проблемы, которые интересы и важны для простых крымчан, их статуса, вопросы банковской сферы на сегодняшний день не решены», – отмечает он.
Подарки парламента и президента
Упрекнуть в бездействии невозможно разве что парламент. Правда, лишь в части усложнения жизни крымчан. Кабмин, в нарушение закона об оккупированной территории, так и не подал в месячный срок проект об осуществлении экономической деятельности на аннексированном полуострове. Вместо кабминовского проекта в зал был вборшен и продавлен законопроект нардепов Терехина и Ляпиной о создании свободной экономической зоны «Крым», который, де факто, признает полуостров чужой территорией. Закон отделяет крымчан от других граждан Украины, лишая их целого ряда конституционных прав. Но, несмотря на протесты общественных организаций, президент 25 сентября подписывает его. И, как следствие, Нацбанк Украины объявляет всех носителей крымской регистрации нерезидентами, запрещая украинским банкам обслуживать их на прежних основаниях.
«Фактически этим постановлением людей с крымской регистрацией обозначили как «чужаков». Поставили флажок «Это не свой, это чужой», независимо от того, где он находится. Это, в свою очередь, порождает очень много дополнительных проблем для крымчан», – отмечает эксперт Украинского Хелсинского союза по правам человека Сергей Заец.
И лишь в вопросе узаконивания статуса переселенцев парламент не торопился долгих семь месяцев. Закон о внутренне перемещенных лицах, регулирующий многие их права наравне с остальными гражданами Украины, утвердили в последний день работы парламента седьмого созыва и лишь под давлением общественности.
Однако затем закон на целый месяц застрял в Администрации президента. Подпись Порошенко под законом появилась только в среду, 19 ноября. Переселенцы и правозащитники на протяжении месяца ходили к Администрации главы государства, напоминая о себе.
И, наверное, продолжат ходить. Поскольку все три закона по оккупированному Крыму противоречат друг другу и другим действующим законам Украины, создавая, с одной стороны поле для ущемления прав граждан, с другой – поле для злоупотреблений чиновников и схем бизнесменов.