С 10 февраля на территории двух районов Херсонской области – по соседству с оккупированным Крымом – начал действовать пограничный режим. Он касается не только местных жителей, но и крымчан, которые пересекают границу с материковой частью Украины. Теперь здесь установлены новые правила передвижения. По сути, это правила полноценной государственной границы. Чего ожидать крымчанам в этих условиях, выясняли журналисты «Центра».
Граница безопасности
Кабинет министров Украины с 10 февраля ввел пограничный режим в регионах, граничащих с зоной АТО, а также в Харьковской и Херсонской областях. В частности, в Новотроицком и Чаплынском районах, граничащих с оккупированным Крымом. Согласно постановлению Кабмина от 30 января, пограничный режим необходим для повышения уровня национальной безопасности государства и его граждан.
«Вводятся определенные режимные правила. Что это означает? Это означает, что подразделения Государственной пограничной службы в границах указанных районов получают дополнительные полномочия. Такие, как, например, проверка порядка пребывания, нахождения граждан в границах определенных районов, проверка транспортных средств, которые следуют в данных районах. В случае нарушения этих режимных мероприятий привлекать нарушителей к административной ответственности или даже задерживать для выяснения обстоятельств», — пояснил пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян.
Согласно постановлению Кабмина, пограничный режим вводится на время проведения Антитеррористической операции на Донбассе. На данный момент звучит немало мнений в поддержку такого способа укрепления безопасности страны на территориях, соседствующих с оккупированными.
«Мы очень долго выбирали либеральную систему отношений передвижения из Крыма. Но, к сожалению, слишком много есть информации, каким образом перевозятся оружие и деньги через Херсон, Харьков на Крым и оккупированные территории», — отмечает народный депутат Украины, экс-депутат крымского парламента Александра Кужель.
Что теряют граждане и приобретают чиновники
Однако создавая условия для охраны безопасности страны, пограничный режим значительно сужает права и свободы как крымчан, которые пересекают границу с материковой частью Украины, так и жителей Херсонщины. Документ не только создает им массу неудобств, но и дает «зеленый свет» коррупционным проявлениям чиновников. В первую очередь, из-за отсутствия четкого алгоритма того, что теперь можно, а что нельзя на пограничной территории в новых условиях.
«Граница у нас очень прозрачная. Там коррупция процветает. Можно что угодно провезти, если хорошо заплатить. Особенно это касается грузовых автомобилей. Я знаю, что раньше обе стороны вымогали по 300 гривен за тонну груза. Сейчас, поскольку инфляция, цены поднялись», — утверждает народный депутат Украины Мустафа Джемилев.
Постановление о пограничном режиме принято Кабмином на основании закона о государственной границе. Однако, по мнению правозащитников, документ противоречит нормам другого закона – о временно оккупированной территории, который регламентирует, что на границе с полуостровом не может быть государственной границы.
«Помимо установления самой пограничной полосы также устанавливается пограничный режим. То есть это особый порядок въезда-выезда, торговли, например, провоза багажа, провоза товара и так далее. Ситуация и до этого была не прозрачной, а теперь может еще усугубиться. Например, потому, что Украина не ведет полноценную информационную работу с крымчананами и люди не знают о том, что их ждет в этой пограничной зоне», — поясняет глава Центра гражданского просвещения «Альменда» Ольга Скрипник.
В комитете парламента Украины по правам человека считают, что у государства есть другие возможности для усиления режима безопасности на кордоне с оккупированным полуостровом.
«Пограничный режим должен быть в случае военного положения. Сегодня достаточно других возможностей. Это же не мясо, это люди живые. Надо учитывать их интересы», — говорит секретарь комитета Вадим Рабинович.
В Госпогранслужбе Украины уверяют, что пограничный режим не повлечет за собой изменений правил пересечения границы с оккупированным Крымом. Но даже если вам удастся без проблем пересечь границу, как обезопасить себя от поборов пограничников и правоохранителей, полномочия и права которых теперь значительно расширяются? Александра Кужель советует: «Если там будет коррупционная составляющая, звоните прямо мне. Я сразу подниму и таможенника Анатолия Макаренко, который им быстро мозги вправит, и пограничника».
Бороться с коррупцией, конечно, можно и в ручном режиме, но лучше бы работал закон и парламентский контроль за исполнительной властью. Однако не все парламентарии готовы проявить инициативу самостоятельно.
Глава межфракционного объединения «Крым» Алексей Гончаренко, например, уверяет, что готов инициировать изменения в вопрос организации пограничного режима с Крымом, но при одном условии: «Мне нужны обращения людей, которые говорят, что конкретно происходит неправильно. Если есть какие-то процедуры или какой-то процесс оформления неправильный, какая-то инструкция, которая нарушает права людей, я буду инициировать их пересмотр».
Правозащитники займутся пограничным режимом
Что мешает нардепу в стране с парламентско-президентской формой правления проявить инициативу, не дожидаясь появления жалоб, неизвестно. Однако таковые могут возникнуть уже в ближайшее время. Группой правозащитников, в том числе, российских, формируется мониторинговая группа, которая будет следить за соблюдением прав человека на пограничной территории Херсонщины — по соседству с оккупированным Крымом.
«В начале недели будет организована такая мониторинговая группа, которая будет мониторить эту ситуацию с двух сторон. Одна группа правозащитников будет пересекать так называемые две границы со стороны Крыма, другая группа будет пересекать и мониторить эту ситуацию со стороны украинской подконтрольной территории. После этого можно будет более-менее понять, как же там на практике все это работает», — сообщила «Центру» Ольга Скрипник.
Результаты работы мониторинговой группы будут известны уже через неделю. По ним, в том числе, можно будет судить, настолько ли необходим этот пограничный режим, как нас пытаются убедить.