«Дорогой Крым»: Энергомост

Новости

Центр журналистских расследований продолжает знакомить аудиторию со структурой российских госзакупок в аннексированном Крыму. Мы уже рассказывали вам о строительстве “разводного” моста через Керченский пролив. Теперь подробно расскажем о строительстве еще одного, но уже энергетического.

kabel

Говорить об “энергобезопасности” Крыма оккупационные власти начали более года назад — тогда активно обсуждалась возможность того, что вслед за днепровской водой Украина прекратит поставку электригчества на оккупированный полуостров. Пока дело ограничилось лишь временными ограничениями поставки и непродолжительным “блэк-аутом” в конце прошлого года, но денег на эту самую “энергонезависимость” уже потрачено изрядно. Давайте посмотрим, на что.

В июне 2014 года в ходе журналистского расследования мы выяснили, что мобильные газотурбинные электростанции, которые разворачивали на тот момент в Крыму, не способны покрыть даже трети потребности полуострова в электричестве. Да и сами МГТЭС создавались в свое время для того, чтобы сгладить пиковые нагрузки на электросети Москвы, затем часть была использована во время Олимпиады в Сочи. То есть, компенсировать энергоснабжение с материка они просто не могут – мало и дорого, что признавал и российский министр по делам Крыма Олег Савельев: “Это резервный источник. Он не может быть основным источником энергоснабвжения. Во-первых, и по цене электричества которое проводится, во-звторых, по технологии их работы. Это резервы на случаи непредвиденных обстоятельств”, — говорил министр.

PC200046

Согласимся с Савельевым — электроэнергия, производимая МГТЭС, выходит чудовищно дорогой. Даже в случае неиспользования, станции влетают российским налогоплательщикам в круглую сумму. Мы уже рассказывали, как при участии постоянного фигуранта наших расследований, строительной компании “Монолит”, было распилено более миллиарда рублей на развертывание мобильных электростаноций в Крыму. За год эта сумма увеличилась минимум в пять раз: по данным сайта госзакупок, для МГТС закупают топливо, услуги по охране и эксплуатации, оплачивают аренду участков и многое другое. Информации о том, сколько электроэнергии было выработано на эти 5 миллиардов, в открытых источниках мы не нашли, что не удивительно, если вспомнить о беспомощности крымсих властей во время декабрьского отключения электроэнергии. Зато в российском вестнике госзакупок мы обнаружили поразительный факт: вместо генерации собственной для нужд МГТС закупают украинскую электроэнергию. Посредник “Крымэнерго” за 15 миллионов рублей будет питать газотурбинные станции украинским электричеством до конца 2019 года.

352137328

Но МГТЭС — не единственный фактор, которым оккупационное правительство пытается подтвердить будущую энергонезависимость Крыма. С момента так называемого “референдума” в СМИ с завидным постоянством появляется информация о строительстве второго моста через Керченский пролив — энергетического.

Данные об электрической магистрали, которую должны проложить по дну Керченского пролива, меняются с тем же постоянством, с которым озвучивается. Например, в мае 2015 года издание “Крыминформ” цитировало замминистра энергетики Росии, который утверждал, что к концу этого года будет проложена линия мощностью 300 мегаватт, а в целом Россия обеспечит Крыму генерацию порядка 850 МВт.

В июне российский министр по делам Крыма Олег Савельев уже говорит, что для прокладки кабеля нет самого кабеля, и раскрывает хитрый план его покупки в обход международных санкций — якобы для российских нужд, а затем перебросить в Крым.

Вскоре после этого министерство по делам Крыма оказывается под угрозой ликвидации — из-за этих слов министра, или из-за какой другой оплошности, утверждать не беремся. Очевидно другое: тема строительства кабельного перехода резко активировалась в российских и крымских СМИ. Вот т.н. “глава Крыма” Сергей Аксенов инспектирует Крымэнерго и рассказывает о светлом завтра: кабель — уже не на 300, а на 200 мВт, но вприкуску обещает две электростанции.

А вот — керченские СМИ рапортуют о фактическом начале работ по наведению энергомоста. Работы начаты значительно севернее места, через которое должен пройти транспортный мост, на берегу моря между поселками Юркино и Глазовкой. Показательно пробурили часть склона, но в целом работы пока сводятся к обустройству технологической площадки.

11263112_543974802408154_2784720273742634153_n

По данным, которые публикуются в керченских СМИ, планируется прокладка четырех линий, суммарная мощность электричества, которое будет по ним подаваться на полуостров — 1,7 Гигаватт. Зачем Крыму столько при пиковом потреблении на полГигаватта меньше, не совсем понятно. Некоторую конкретику все же дает российский сайт государственных закупок.

Там действительно есть тендер на 13 миллиардов рублей на строительство кабельного перехода через Керченский пролив. Ни о каких четырех линиях речи не идет — заказ включает в себя строительство одной линии на 220 КВт. Никаких данных о договоре и определении подрядчика на сайте нет. Еще одна закупка — как раз на работы на побережье — была вовсе отменена в конце 2014 года. Так что, чем занимаются эти люди на берегу пролива, с точки зрения закона не совсем понятно.

Зато понятно с точки зрения пиара и пропаганды. Раздутая в СМИ до масштабов стройки века весьма сомнительная прокладка кабеля, мощности которого хватит на 1/6 от потребностей Крыма, превращается в строительство очередного “разводного” моста. Уверенности в этом добавляет то пикантное обстоятельство, что государственные мужи до сих пор окончательно не определились, где они будут брать электричество для Крыма. 2 июня Единая Энергетическая система России вовсе отменила закупку аудита инвестпроектов, в числе которых был и пресловутый энергомост.