Я не кидал коктейли Молотова и не бросался с дубиной на «Беркут» во время Майдана. Но, мировоззренчески поддерживал его, как и многие украинцы, из одного простого побуждения — справедливости.
Стремления
Меня не пихает в спину жажда безвизового режима. Те, кто часто летают в Европу, могут получить визу и сейчас. Для остальных гораздо большая проблема — заработать деньги на авиабилеты.
Я не беспокоюсь о том, хорошо ли в Украине живется геям. Думаю, пока «не геям» живется так себе, представители ЛГБТ могут потерпеть вместе со всеми.
Уверен, для большинства Майдан был не об этом. В 2013 году в стране сложилась уникальная ситуация, когда окружение сына Виктора Януковича взяло под контроль все функции государства: законодательную, исполнительную, судебную, правоохранительную, оборонную, контролирующую и коммерческую.
«Семья» подмяла все. Кто были эти люди на момент бегства Януковича? Первый вице-премьер Сергей Арбузов, министр доходов и сборов Александр Клименко, министр финансов Юрий Колобов, министр внутренних дел Александр Захарченко, министр энергетики Эдуард Ставицкий, глава СБУ Александр Якименко, скороспелые олигархи Александр Янукович и Сергей Курченко.
Все условно молодые и до безобразия жадные. Ни одно доходное госпредприятие, ни один прибыльный бизнес в стране не остались без их внимания.
Думаю, экстрактом всех идей Майдана была растяжка на баррикаде возле Дома Профсоюзов: «Поймите, нас задолбало!». Я бы добавил: «…задолбало, что вы столько воруете».
Логично, что против воровства восстали и олигархи, которые начали «страдать» от ненасытности «Семьи». Но, их мотивация была другой: это ж так «януковичи» украдут столько, что нам ничего не останется.
Команды
Революция победила, война немного поутихла. И что мы имеем в сухом остатке?
Теперь за финансовые потоки госпредприятий и доходных бизнесов соревнуются условная группа президента и условная группа премьера, которые внутри себя тоже не однородны. Вместо одной четко структурированной «Семьи» в стране действуют две — со сложной иерархией отношений внутри.
В активе президента влиятельный замглавы фракции БПП Игорь Кононенко, который тихо строит схемы по выводу средств из госкомпаний.
Российский олигарх Константин Григоришин ненавидит всех, кроме себя и президента. С помощью госрегулирования и госкомпании «Укрэнерго» он пытается создать комфортные условия для своих облэнерго и загрузить работой свой «Запорожтрансформатор».
Глава АП Борис Ложкин, формируя президентские кадры, все время вляпывается в некрасивые истории.
Отдельный президентский бонус — глава финансового регулятора Валерия Гонтарева, которая решает, каким банкам жить, а каким кормиться за счет государственного рефинанса.
С другой стороны премьер. Вокруг него объединились все топовые олигархи, кроме Юрия Косюка и братьев Суркисов, близких к президенту. Благодаря аппетитам друзей главы государства, они видят в Порошенко реинкарнацию Януковича — лучше владеющую актерским мастерством и знающую английский.
С Яценюком олигархи Ринат Ахметов, Игорь Коломйский, Дмитрий Фирташ, Леонид Юрушев, парламентские «кураторы» отраслей — Николай Мартыненко и Андрей Иванчук. Вероятно, все они считают, что Порошенко творит беспредел. Хотя сами привыкли зарабатывать деньги, используя админресурс, рейдерство и «дойку» госпредприятий.
Между командами распределены правоохранительные органы, что очень важно, когда воруешь у государства. Глава МВД Арсен Аваков в команде Арсения Яценюка, а глава СБУ Василий Грицак и генпрокурор Виктор Шокин играют за президента. Суды работают на оба лагеря — кто за сколько договорится.
Объекты
Как эти команды взаимодействуют внутри государства? Несколько примеров.
«Укрзализныцю», крупнейшую транспортную монополию, возглавляет Александр Завгородний, ставленник президента по линии Бориса Ложкина и его советника Михаила Бейлина. Ему противостоит заместитель гендиректора УЗ Максим Бланк — ставленник Арсения Яценюка по линии Леонида Юрушева.
Министр финансов, Наталия Яресько, несмотря на то, что была рекомендована Ложкиным, хорошо сработалась с Яценюком. А ее формальный подчиненный Роман Насиров, который возглавляет Фискальную службу, более лоялен к Кононенко.
Министр энергетики Владимир Демчишин рекомендован в правительство Григоришиным. А его первый заместитель Игорь Мартыненков работает на Яценюка против своего формального шефа.
Две команды воюют в любом государственном органе. Зачем?
Игорь Кононенко от президента «курирует» финансовую деятельность в госгенерации «Центрэнерго«, госкомпании «Одесский припортовый завод», а вместе с Суркисами — и государственные облэнерго.
Григоришин пытается перераспределить доход от продажи электроэнергии, чтобы больше средств «Укрэнерго» и дистрибуционные компании тратили на его трансформаторы. Он со стороны президента.
Ахметов при поддержке премьера пытается сохранить сверхприбыли для своей энергокомпании ДТЭК и металлургического холдинга «Метинвест».
Николай Мартыненко от премьера контролирует самую крупную генкомпанию страны «Энергоатом».
В той же команде руководитель НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев, который закупает газ по реверсу у «мутных» компаний и пытается «выбить» нефтегазового монополиста из-под влияния Демчишина.
И так везде, где есть деньги, в любой сфере. Мешая друг другу внедрять те немногие инициативы, которые способствуют реформам, команды президента и премьера борются за влияние на потоки.
Ни война, ни разочарование общества, ни угрозы западных дипломатов не останавливают их от взаимного пожирания.
Так хотелось, чтобы у них получилось что-то построить… Все это уже было в 2008-2009 годах. Почти с теми же персонажами. Тогда грызня оранжевой команды так всех достала и обезволила, что к власти пришел Янукович. А что будет теперь?
Поймите, как нас задолбало, что вы столько воруете.
Матеріали розділу «Голоси» є колонками, тобто відображають винятково точку зору автора. Вона не претендує на об’єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться, та може не збігатися із позицією редакції INSIDER.