Морской отрасли Украины в целом нанесен ущерб в объеме порядка 10 млрд гривен из-за незаконной блокады Россией судоходства в Азовском море в конце прошлого года.
Об этом сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью УНИАН, передает Центр журналистских расследований.
«Это огромная сумма, цифра приближается к отметке 10 млрд грн, если брать в совокупности и государственные предприятия, и «Администрацию морских портов Украины», и влияние на регион», — заявил он.
«Мы всегда к этому серьезно относились, начиная со строительства Керченского моста. Предупреждали, что это будет политический инструмент Путина закрыть Керченский пролив и, соответственно, акваторию Азовского моря», — сказал Омелян.
Он добавил, что сейчас наблюдается улучшение ситуации с проходом судов по Керченскому проливу, тогда как ранее суда ожидали в очереди по несколько суток.
Министр также сообщил, что в настоящее время в связи со сложившейся ситуацией и во избежание убытков судовладельцы начали переориентировать свои грузы в порты, расположенные в акватории Черного моря.
«Мы имеем сейчас угрозу другого характера, мы также ее прогнозировали — после этих событий судовладельцы неохотно предоставляют во фрахт свои суда, поскольку понимают риск убытков в случае возможного простоя судна. Поэтому им гораздо проще работать в акватории Черного моря с другими портами, чем с азовскими», — подчеркнул министр.
По данным министра Омеляна, каждое пятое судно, которое незаконно останавливалось Россией и вынуждено было простаивать по несколько суток в акватории Азовского моря, принадлежит европейским судовладельцам, и его суточный простой оценивается от 10 до 50 тыс долларов.
МИД Украины проинформировал Арбитражный трибунал, рассматривающий спор между Украиной и РФ о нарушении Россией конвенции ООН по морскому праву в Черном море, Азовском море и Керченском проливе, о действиях РФ, которые значительно ухудшили спор между сторонами.
Как сообщалось, 25 ноября корабли пограничной службы ФСБ РФ и ЧФ РФ обстреляли и захватили два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу» ВМС Украины, которые, после неудачной попытки пройти Керчь-Еникальским каналом в Мариуполь, взяли курс на Одессу и вышли из 12-мильной зоны от побережья Крыма.
27 и 28 ноября в оккупированном Крыму «суды» в Симферополе и Керчи арестовали до 25 января 2019 года 24 военнопленных украинских моряков, задержанных во время захвата российским военными в Черном море кораблей ВМСУ.
30 ноября военнопленных моряков ВМСУ этапировали из оккупированного Крыма в СИЗО Москвы Лефортово и «Матросская тишина».
Расследователи международной группы Bellingcat указывают, что обнародованная ФСБ РФ информация о захвате кораблей и моряков ВМСУ в Черном море показывает, что обстрел российскими военными МБАК «Бердянск» произошел в международных водах.
«Верховный суд Крыма» отклонил апелляционные жалоб на арест военнопленных моряков ВМСУ: Михаила Власюка, Богдана Головаша, Сергея Попова, Владимира Варимеза, Андрея Опрыско, Сергея Цыбизова, Юрия Будзыло, Романа Мокряка, Виктора Беспальченко, Владислава Костышина, Сергея Чулибы, Андрея Шевченко, Вячеслава Зинченко, Владимира Лисового, Андрея Драча, Богдана Небылицы, Олега Мельничука, Дениса Гриценко, Олега Семидоцкого и Юрия Безьязычного. При этом «суд» не поступили апелляционные жалобы от 4 моряков — это раненые при обстреле Андрей Эйдер, Андрей Артеменко и Василий Сорока, а также старший матрос буксира «Яны Капу» Владимир Терещенко. Их адвокаты по назначению не подали апелляционные жалобы на арест своих подзащитных.